Не задушишь, не убьешь: как «Арктик СПГ 2» работает несмотря на санкции

Проект «Арктик СПГ 2» должен производить 19,8 млн т сжиженного природного газа (СПГ) в год и стать крупнейшим в России, но из-за санкций его строительство затормозилось. Первая из трех планировавшихся производственных линий мощностью 6,6 млн т СПГ в год была запущена в декабре 2023 года, вторая — только в мае 2025-го. Запуск третьей линии, планировавшийся на 2023 год, был отложен на 2028-й.
Совладельцами «Арктик СПГ 2» являются «Новатэк», которому принадлежит доля в 60%, французская TotalEnergies (10%), китайские CNPC и CNOOC (по 10%) и консорциум японских Mitsui и JOGMEC (10%). Крупнейшие акционеры «Новатэка» — миллиардеры Леонид Михельсон (24,6%) и Геннадий Тимченко (23,49%).
«Наша цель — задушить этот проект»
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США объявило в ноябре 2023 года о включении «Арктик СПГ 2» в список SDN. Активы попавших в список блокируются в США, американским гражданам запрещается какое-либо взаимодействие с подсанкционными лицами и компаниями. Помощник государственного секретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт заявил, выступая в Сенате: «Наша цель — задушить этот проект». При прежней администрации Джо Байдена в августе, сентябре и октябре 2024 года, а также в январе 2025-го санкции вводились против компаний, связанных с «Арктик СПГ 2», и танкеров-газовозов, которые могли быть использованы для транспортировки СПГ с этого предприятия. Санкции против проекта вводил также Евросоюз.
Тем не менее, по сведениям Reuters, в 2024 году с «Арктик СПГ 2» в Китай было отправлено восемь партий СПГ, а в августе — сентябре нынешнего года — еще шесть. Последний на сегодняшний день танкер Arctic Mulan доставил более 75 000 куб. м СПГ с российского предприятия. По сведениям издания Lloyd’s List, всего до конца года с «Арктик СПГ 2» могут быть отправлены 30 партий СПГ.
Эта ситуация вызвала недовольство американских законодателей. Группа сенаторов от Демократической партии направила госсекретарю Марко Рубио и министру финансов Скотту Бессенту письмо, в котором заявила о желании не позднее 1 октября получить ответы о планах администрации по усилению санкций США в отношении «Арктик СПГ 2» и сдерживанию будущих поставок. «Китай стал первой страной, которая начала поставки газа с «Арктик СПГ 2», — говорится в письме. — При отсутствии быстрого и решительного ответа эти поставки станут сигналом для других потенциальных покупателей о том, что они могут покупать российский сжиженный газ, подпадающий под санкции, без каких-либо последствий, открывая России путь к получению десятков миллиардов долларов дохода». Представитель Госдепартамента прокомментировал компании S&P Global Commodity Insights прием Китаем грузов с «Арктик СПГ 2», напомнив, что санкции США в отношении этого проекта остаются в силе. «Те, кто ведет бизнес с компаниями, подпадающими под санкции, такими как «Арктик СПГ 2», серьезно рискуют, — заявил этот представитель. — Кроме того, любое иностранное финансовое учреждение, обрабатывающее трансакции для организации, подпадающей под санкции в рамках нашей российской программы, может быть подвергнуто санкциям со стороны правительства США».
В России СПГ производят в основном пять предприятий. Самым крупным является основной поставщик СПГ в Европу «Ямал СПГ» мощностью 17,4 млн т в год. Это совместное предприятие «Новатэка» (50,1%), французского концерна Total Energies (20%), Китайской национальной нефтегазовой корпорации (20%) и китайского Фонда Шелкового пути (9,9%). Другим крупным производителем является предприятие компании «Сахалинская энергия» — проект «Сахалин — 2» мощностью 9,6 млн т. Совладельцы — «Газпром» и японские Mitsui и Mitsubishi. СПГ также выпускают среднетоннажный завод «Газпрома» на компрессорной станции «Портовая» и «Криогаз-Высоцк» (СП «Новатэка» и Газпромбанка). В январе нынешнего года США ввели санкции против «Портовой» и «Криогаза-Высоцк».
При всех разногласиях демократы и республиканцы в США едины в лоббировании экспансии американского СПГ и в желании устранить конкурентов, стоящих на его пути, комментирует директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев. «В этом смысле Байден и Трамп — одинаковые ястребы. Конкурентов, сопоставимых с США по амбициям в области производства СПГ в 2020-2030-е годы, всего два — Катар и Россия, — отмечает эксперт. — Но Катар — важный военно-политический союзник США, а к России, напротив, можно применять любые санкционные меры, удобно списав все на украинский кризис. Поэтому под угрозой санкций с 2023 года находятся все российские СПГ-заводы, ориентированные на экспорт. Исключение для завода «Сахалин — 2» сделано в силу особого отношения к нему со стороны правительства Японии. А «Ямал СПГ» до сих пор не трогают, скорее всего, благодаря просьбам западноевропейских стран, для которых он принципиально важен с точки зрения покрытия текущего, все еще напряженного баланса СПГ в Северо-Западной Европе. Но Трампу удалось частично продавить изменение позиции Европы, убедив ее сдвинуть на год эмбарго против российского СПГ».
Глава евродипломатии Кая Каллас сообщила, что Еврокомиссия в рамках нового, 19-го по счету, пакета антироссийских санкций предлагает полностью запретить импорт СПГ из России к январю 2027 года — на год раньше, чем первоначально планировалось. Politico со ссылкой на проект соответствующего документа, с которым ознакомилось издание, уточняет, что комиссия предложила установить крайним сроком конец 2026 года для долгосрочных контрактов по СПГ, а для краткосрочных — шесть месяцев после вступления пакета антироссийских санкций в силу. Пакет еще предстоит утвердить всем 27 государствам ЕС.
«Отгрузки остановились»
В мае 2025 года казалось, что у завода все плохо. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что первая очередь производства приостановила работу из-за заполненности резервуаров — добытый газ нечем было вывозить.
Отгрузки с «Арктик СПГ 2» происходят в летне-осенний период, поскольку в остальное время года усложняется ледовая обстановка и суда вынуждены ждать в караванах проводки атомными ледоколами, объясняет независимый аналитик Максим Худалов. Это долго, дорого и невыгодно из-за наличия достаточного количества дешевого СПГ на мировых рынках.
В 2024 году отгрузки шли с начала августа по начало октября, а всего международные трекеры зафиксировали восемь отгрузок общим оценочным весом 446 000 т, говорит Белогорьев из ИЭФ. «Однако ни один груз вплоть до августа 2025 года, по этим же данным, не был доставлен покупателю, — указывает он. — Порты назначения поставок не назывались, а транспондеры на судах часто отключались». В зимнюю навигацию, которая в этой части Северного морского пути длится с ноября по июнь, отгрузки полностью остановились из-за отсутствия газовозов ледового класса, продолжает Белогорьев.
Но дальше положение начало исправляться. В 2025 году благодаря более благоприятной ледовой обстановке отгрузки начались значительно раньше — в конце июня, и по состоянию на 25 сентября были зафиксированы отгрузки на шесть судов суммарным весом 500 000 т, рассказывает эксперт.
К перевозкам на отрезке от завода до перевалочного терминала на Камчатке подключился газовоз Christophe de Margerie, который раньше обслуживал «Ямал СПГ». «Почему именно он — понятно: это единственный газовоз из работавших на «Ямал СПГ», который принадлежит российскому «Совкомфлоту», — рассуждает Белогорьев. — Санкции ему уже нипочем, тем более что его, видимо, не планируют задействовать в поставках до портов назначения. Ключевое преимущество Christophe de Margerie в том, что это судно ледового класса Arc7, приспособленное к круглогодичной навигации. Это означает, что, в отличие от прошлого года, отгрузки не остановятся в октябре. Но темпы будут зависеть о того, получит ли завод другие газовозы класса Arc7, собираемые на верфи «Звезда». Более-менее близки к завершению три из них: «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте». Но сроки по ним уже неоднократно переносились, поэтому ясности нет. А Christophe de Margerie в одиночестве сможет разгружать СПГ лишь примерно раз в полтора месяца».
Китай дает добро
У «Арктик СПГ 2» есть шанс реанимироваться, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его словам, этот проект начинает выходить из кризиса, в котором существовал некоторое время. В результате общего ухудшения политических отношений между Китаем и США и, наоборот, улучшения этих отношений между Китаем и Россией Китай, по всей видимости, перестает опасаться санкций и готов рисковать, полагает эксперт. «Новости о том, что газовозы начали движение между «Арктик СПГ 2» и Китаем, вселяют некоторый оптимизм, — говорит Митрахович. — Пока еще неясны масштабы поставок, а также перспективы выхода проекта на заявленную мощность, поскольку информация поступает в основном из западных агентств и то эпизодически. Но это больше, чем ничего, и мне кажется, что процесс пошел».
«Основное отличие 2025 года в том, что суда с подсанкционным СПГ стал принимать Китай, — соглашается Белогорьев. — Разгрузки в сентябре шли с частотой один-два груза в неделю — это весьма интенсивный темп. Сомневаюсь, что решение о начале импорта с подсанкционного завода приняли сами импортеры на свой страх и риск. Почти наверняка они получили отмашку от политического руководства страны, что отражает общий рост интереса КНР к российскому газу как альтернативе американскому и ближневосточному СПГ».
По мнению Митраховича, Трамп пока не готов из-за «Арктик СПГ 2» поднимать ставки в своей «большой игре» и оказывать жесткое давление на Китай, поскольку вся линия его поведения построена на том, чтобы добиваться каких-то компромиссов. «Мы помним, как, объявив о введении импортных пошлин для Китая, он тут же начал сдавать назад и откладывать их вступление в силу, — говорит эксперт. — Резкие действия могут сорвать американо-китайские переговоры о таможенной сделке, и тогда возникнет перспектива большой торговой войны. А Трампу большая торговая война не нужна, ему нужна лишь угроза такой войны, чтобы заключить сделку с Китаем».
В феврале 2025 года Дональд Трамп удвоил импортные пошлины для Китая до 20%, объяснив это незаконным ввозом в США наркотического вещества фентанила. В апреле он поднял сборы сначала до 34%, затем до 145%, а Китай в ответ повысил пошлины на товары из США до 125%. Но уже в мае США и Китай договорились временно, на 90 дней, снизить взаимные пошлины до 10%. При этом США сохранили введенную в феврале 20%-ную пошлину на китайский импорт, так что общие пошлины на ввоз товаров из Китая в США сейчас составляют 30%.
В августе США и Китай отложили вступление повышенных пошлин в силу еще на 90 дней, до 9 ноября. Советник Белого дома по вопросам экономики Кевин Хассетт заявил, что США добились «огромного прогресса» в торговых переговорах с Китаем за последние несколько месяцев. По словам Хассетта, Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин продолжают обсуждения, а торговый представитель США Джеймисон Грир и министр финансов Скотт Бессент общаются со своими китайскими коллегами практически каждый день.
В силу ожидаемого эмбарго со стороны ЕС Трамп, вполне возможно, не будет дальше усиливать санкции против российского СПГ, поскольку для США сейчас главное — выдавить Россию с европейского, ключевого для самих США, рынка газа, полагает Белогорьев из ИЭФ. «То, что российский СПГ будет покупать КНР, не так принципиально — вряд ли американские экспортеры всерьез рассчитывают вернуться на китайский рынок в ближайшие годы, — говорит он. — Новая борьба может разгореться за рынки стран Южной и Юго-Восточной Азии, но это не вопрос ближайшего года». Против «Арктик СПГ 2» и так уже введены все возможные санкции США, как и против хранилищ СПГ на Камчатке и в Мурманской области, добавляет Белогорьев. «Можно, конечно, и дальше включать в SDN-лист газовозы, вновь задействованные в перевозках СПГ с завода, но эта мера имеет ограниченную эффективность, — считает он. — Главную битву США уже проиграли, поскольку не смогли убедить Китай не импортировать подсанкционный российский СПГ. Вся интрига была именно в этом. Но руководство КНР явно сделало политический выбор».
Перспективы у «Арктик СПГ 2» есть, согласен Худалов, поскольку США способны в любой момент осложнить Китаю доступ к энергоносителям, на что указывает, в частности, сохранение значительного присутствие американских военно-морских сил в Тихом океане неподалеку от китайских границ: «Поэтому Пекин может рассматривать «Арктик СПГ 2» в качестве важного источника газа и помочь ускорить строительство газовозов ледового класса, что позволит быстро ликвидировать дефицит таких судов».
В ожидании газовозов
Хотя полная информация по производству «Арктик СПГ 2» отсутствует, по оценкам Bloomberg, в августе это предприятие добывало в среднем 15 млн куб. м в сутки, а в отдельные дни добыча достигала 25 млн куб. м, отмечает Худалов. По его расчетам, этот объем достаточен для производства 3,6–4,4 млн т СПГ в год. «Включение второй производственной линии пока видимого роста производства не дало, — говорит Худалов. — Естественно, пока «Арктик СПГ 2» не может сразу выйти на запланированный уровень обеих линий, поскольку санкции и недостаток судов ледового класса ограничивают экспорт».
Несмотря на введенные западные санкции против газовозов ледового класса, практика показала, что подсанкционные суда продолжают использоваться для транспортировки СПГ в китайские порты, объясняет Худалов. «Мы полагаем, что «Арктик СПГ 2» сможет найти достаточно судов, чтобы вывести первые две линии на проектную мощность к 2028 году и запустить третью линию ближе к 2030 году», — прогнозирует эксперт.
Достижение заявленной мощности «Арктик СПГ 2» зависит от двух неизвестных — срока ввода в эксплуатацию новых газовозов ледового класса и объема спроса со стороны КНР, поскольку иных покупателей, готовых рисковать нарваться на вторичные санкции США, пока нет, говорит Белогорьев из ИЭФ. «На мой взгляд, на проектную мощность первая линия завода выйдет не раньше 2027 года, вторая — не раньше 2029-го, третья — в 2030 году или позднее. Относительно третьей линии по-прежнему нет определенности: ее запуск зависит от доступности в будущем флота газовозов ледового класса Arc7. Пока перспективы самые туманные. В целом проектная мощность будет достигнута, но с большим, многолетним отставанием от графика».
Основной владелец «Арктик СПГ 2» «Новатэк» на момент выхода материала не ответил на запрос Forbes о комментарии.
