К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ФАС раскритиковала новые правила торговли из-за риска роста цен на продукты


ФАС раскритиковала новые правила торговли, разрабатываемые Минпромторгом, из-за риска роста цен на продукты и предупредила, что не поддерживает и не согласовывает изменения, пишут «Известия». Причиной стало предложение разрешить торговым сетям самостоятельно устанавливать цены на логистические услуги наравне с маркетплейсами. В Минпромторге считают, что это создаст равные условия конкуренции, в ФАС отметили, что нововведение увеличит издержки бизнеса и повысит цены на продовольствие для покупателей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не согласовала новые правила торговли, которые разрабатывает Минпромторг, — Национальную модель торговой деятельности. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на отзыв ведомства на предлагаемые изменения за подписью замруководителя ФАС Тимофея Нижегородцева. Причиной стало предложение министерства разрешить торговым сетям самостоятельно устанавливать цены на логистические услуги наравне с маркетплейсами, исключив стоимость логистики из 5%-го вознаграждения, которое поставщики выплачивают торговым сетям.

ФАС отметила, что нормы закона о торговле остаются актуальными, а торговые сети по-прежнему лидируют в сфере продажи продуктов питания — на маркетплейсы приходится всего 4–6% от общего объема их реализации. «Таким образом, основная доля реализации таких товаров приходится на торговые сети, что указывает на сохранение их рыночной власти над поставщиками», — говорится в отзыве.

Ключевые положения закона о торговле позволяют ограничивать «немонетарные издержки поставщиков, транслируемые в цены продовольственных товаров». Позиция об их отмене недопустима, такой же точки зрения придерживаются все союзы поставщиков продовольствия, подчеркнуло ведомство. Исключение стоимости логистики из 5%-го вознаграждения, которое выплачивают поставщики, приведет к тому, что сети смогут требовать любые дополнительные платежи под видом оплаты логистики. Это, в свою очередь, приведет к росту издержек поставщиков, а в конечном итоге — к подорожанию продуктов питания для потребителей, в то же время постоянно контролировать реальное предназначение выплат торговым сетям не представляется возможным, добавила ФАС. 

 

Кроме того, ведомство выступило против идеи Минпромторга отменить обязанность властей вести торговые реестры. В этом случае у региональных органов власти и антимонопольных органов не будет возможности контролировать соблюдение сетями статьи 14 закона о торговле (ограничивает расширение площади торговых сетей, занимающихся розничной продажей продуктов питания, запрещая крупным игрокам приобретать или арендовать дополнительные площади, чтобы не допустить монополизации рынка). ФАС также предложила министерству детальнее прописать порядок контроля за маркировкой товаров на маркетплейсах. 

В то же время служба поддержала запрет на эксклюзивность пунктов выдачи товаров платформ онлайн-торговли, а также меры по развитию потребительской кооперации и совершенствованию регулирования розничных рынков и ярмарок. «Известия» направили запрос в ФАС и Минпромторг. 

 

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков согласился с выводами ФАС о риске подорожания продовольствия в случае принятия изменений. Он отметил, что Национальная модель торговой деятельности, разрабатываемая Минпромторгом, должна быть выстроена на базе закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», который уже охватывает все ключевые аспекты взаимодействия поставщиков и ретейла. В противном случае изменения приведут к негативным последствиям, таким как возвращение к агентским схемам, практика возврата продовольственных товаров, отмена ограничений по отсрочкам оплаты, непрозрачность ценообразования, а также торговые войны из-за неограниченных инвестиций маркетплейсов в скидки за собственный счет, пояснил он. Кроме того, Востриков подчеркнул, что нормы закона должны распространяться на любые каналы продажи продуктов, в том числе онлайн-площадки. Газета обратилась за комментариями в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) и крупные сети. 

В Х5 изданию сообщили, что изучают позицию ФАС и продолжат вести диалог отрасли и регулятора совместно с Минпромторгом. При этом организация отметила, что сейчас торговые сети выступают как «полноценные логистические компании», а стоимость услуги логистики определяется рыночными методами. «В других отраслях ограничение на стоимость логистических услуг в коммерческом договоре не закрепляется. Компания стала первым федеральным продуктовым ретейлером, вышедшим на Дальний Восток, и дальнейшее развитие розничной торговли в ДФО напрямую зависит от логистических возможностей бизнеса», — заявили в пресс-службе ретейлера.

«Известия» также напомнили, что ранее инициативы Минпромторга критиковали и маркетплейсы — в пресс-службе объединенной компании Wildberries&Russ указывали, что нововведения создают риски замедления развития онлайн-платформ. В то же время площадки интернет-торговли поддержали разрешение владельцам ПВЗ работать с несколькими компаниями одновременно — в Ozon подчеркнули, что в их точках выдачи товаров может присутствовать любой дополнительный бизнес. В Wildberries&Russ при этом отмечали, что мультибрендовые пункты увеличивают нагрузку на сотрудников, что ухудшает клиентский опыт, кроме того, для такого подхода нет соразмерного количества подходящих площадей. 

 

«Известия» напомнили, что Национальная модель торговой деятельности, которую разрабатывает Минпромторг по итогам Санкт-Петербургского международного экономического форума — 2025, включает новые правила работы маркетплейсов и торговых сетей. В документе указаны пять основных направлений: выравнивание конкуренции между розницей и онлайн-торговлей, устранение правовых пробелов и дисбалансов в регулировании деятельности, совершенствование законодательства о защите прав потребителей, развитие потребительской кооперации и обновление правил работы розничных рынков и ярмарок. Всего в нем описаны 12 мер, которые могут быть реализованы в формате проектов федеральных законов, правительственных распоряжений или обязательных отраслевых стандартов. 

На прошлой неделе российские производители продуктов предупредили торговые сети о повышении цен с 1 января 2026 года из-за роста НДС до 22%. СМИ отмечали, что заказы, сделанные в этом году по ставке налога на добавленную стоимость в 20%, могут не доехать до сетей после Нового года — поставщики «грозятся аннулировать» их, если ретейлеры откажутся от новых условий. При этом в ФНС недавно поясняли, что повышение НДС не является основанием для роста цен по контрактам, срок исполнения которых не завершен. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+