К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Французское с нижегородским: в России растет потребление игристых вин

Фото Игоря Онучина / ТАСС
Фото Игоря Онучина / ТАСС
Россияне пристрастились к игристым винам. Это больше не атрибут Нового года или другого праздника — игристое пьют каждый день. Правда, не везде: почти треть потребления приходится на Москву и Санкт-Петербург. Шипучий напиток для молодежи разливают в алюминиевые банки. Доля продукции отечественного производства в общем объеме продаж уже превысила 70%, появились вина тонкие, во французском стиле, однако и импорт не исчезает окончательно. Что происходит с производством и продажами главного новогоднего напитка, разбирался Forbes

Новогодние праздники 2025 года могут стать рекордными по объемам продаж игристых вин, говорят аналитики консалтинговой компании Neo. Декабрьские продажи 2025 года составят 5,75 млн декалитров (дал), что на 6,1% больше, чем в прошлом году, а реализация в рознице за весь год будет выше на те же 6,1% и достигнет 26 млн дал.

С импорта на свое

Доминирование отечественных игристых вин на рынке растет — их доля в общем объеме продаж увеличилась с 67% в прошлом году до 72% в текущем именно за счет роста производства и замещения импорта, ссылается на данные Роскачества создатель индустриальной платформы «Постмаркетинг Daily» Игорь Бевзенко.

Спрос на российские игристые вина заметно опережает предложение. После резкого — на 24,7%, с 14,1 млн до 17,6 млн дал — увеличения в 2024 году объемы производства растут не так быстро. В 2025-м выпуск может достичь 19,1 млн дал, говорит партнер по развитию бизнеса Neo Альбина Корягина. Это связано с меньшим, чем в прошлом году, урожаем винограда, а также с повышением акцизов на алкогольную продукцию с 1 января этого года, поясняет она. 

 

Иностранные вина, несмотря на рост пошлин, тоже чувствуют себя уверенно, отмечает директор по закупкам виноторговой компании Fort Дарья Сологуб. Импорт сохранит нишу в основном в премиум-сегменте и эксклюзивных позициях, и его доля, скорее всего, стабилизируется на текущем уровне, говорит Корягина.

Но спрос заметно смещается в пользу продуктов российского производства, подчеркивает директор по продукту «Кубань-Вино» Елена Мельникова. Производители вин, видя интерес потребителей, корректируют ассортимент.

 

Интерес к шампанскому и игристым винам на российском рынке действительно заметно вырос, и это стимулирует производителей к экспериментам, отмечает партнер винного дома LeGato Евгений Махортов. «Мы решили попробовать сделать игристое вино по классическому методу из сорта винограда «мцване», чтобы удовлетворить растущий спрос на более ароматные и легкие вина. В следующем году планируем выпустить первый релиз — около 2000 бутылок — и посмотреть, как рынок отреагирует на этот эксперимент», — рассказывает он. 

Ресторанные сети тоже видят интерес к игристому, говорит основатель ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов. На первом месте по популярности все еще просекко, уточняет он. Но компания создала собственную марку, которую для франчайзи сети производит завод в Дербенте. «Оно недорогое, и спрос высок в любое время дня или сезона. Российские игристые вина дешевле, а обывателю в целом без разницы, что употребить к поданной еде», — рассказывает Миронов.

Количество переходит к качество

Опрошенные Forbes эксперты, впрочем, отмечают, что качество российских игристых вин растет, а потребитель становится более искушенным. За последние 10 лет российские игристые прошли эволюцию от самых базовых вин с несовершенными характеристиками до качественных брютов и ярких фруктовых игристых, которые высоко оценивают как российские, так и международные специалисты, замечает Сологуб. Это закономерное следствие привлечения квалифицированных ресурсов к развитию сектора, считает Бевзенко.

 

Отмечается рост интереса к категориям брют и экстра-брют, говорит Мельникова.

«Покупатели находятся на каждый сегмент игристых: кто-то ищет бюджетное предложение того, что напоминает советскую классику, но есть и ценители тонких, звенящих вин во французском стиле с многолетней выдержкой на осадке. Последние стоят немалых денег и их трудно достать, тираж часто ограничен», — говорит независимый эксперт Денис Пузырев. Активно развивает премиальный сегмент «Фанагория», выпуская бренды Primum Alveus и Alveus Ultra Cuvee, говорит гендиректор винного дома Петр Романишин.

Нет повода не выпить

Производители игристых работают над расширением аудитории. Интересный тренд — вино в банках, которое покупают в первую очередь молодые люди, говорит Пузырев. «Потребитель игристых становится моложе, что объясняет рост спроса на яркое оформление и напитки с низким содержанием алкоголя, в том числе и игристое», — добавляет Мельникова. «Фанагория», не ограничиваясь премиумом, тоже продает вино в формате ready-to-go в алюминиевых банках небольшого объема, говорит Романишин. 

Если еще 10–15 назад почти 85% всех продаж игристых вин, которые прочно ассоциировались с новогодними праздниками, приходилось на декабрь, то сейчас продажи распределяются по году равномерно. И производители продолжают продвигать игристое как подходящий напиток для разных поводов. Например, в розничных продажах всплеск спроса наблюдается не только в декабре, но и в марте, отмечает Мельникова.

Игристые все чаще выходят за рамки праздничного напитка и становятся повседневным выбором, обращает внимание Романишин. «Многие гастрономические рестораны делают дегустационные сеты и выбирают для сопровождения исключительно игристые вина. Это популярно, многим нравится, и понятно почему: белые и розовые игристые прекрасно подходят и к закускам, и к основному блюду, и даже могут выступать в роли легкого дижестива после еды», — соглашается Дарья Сологуб из Fort.

 

А в крупных городах — в Москве, Санкт-Петербурге открываются шампанерии, винные бары с упором на игристые, и, судя по успеху их работы, спрос на это есть, добавляет Пузырев.

Но все же традиционно игристое еще со времен Советского Союза считается напитком прежде всего новогодним, отмечает Пузырев. Так что большая часть, порой до 50% продаж, приходится на предновогодний период. «Мы традиционно отмечаем сезонный рост спроса на игристые вина в преддверии новогодних праздников, этот период является ключевым для всей категории», — подтверждает гендиректор торгового дома «Абрау» Николай Королев.

Производят на юге, пьют в Москве

Более половины игристых вин России производится в Краснодарском крае: к концу 2025 года на них, вероятно, придется 55,4% всего объема. Увеличивает производство Дагестан — на 40,5% в 2024 году и на 20,7% в 2025-м. Республика Крым и Севастополь выпустили в прошлом году на 12,9% больше игристого, чем в 2023-м, а в этом увеличили производство еще на 10,9%. 

Растут и цены. В январе 2023 года один дал игристого в среднем стоил 2021 рубль, а к октябрю 2025 года уже на 13,5% больше, 2293 рубля за дал, подсчитали в Neo. Среднерозничная цена бутылки шампанского в декабре 2025 года достигла 570 рублей, что на 10% больше, чем в декабре 2024-го.

 

В дальневосточных и северных регионах, на Чукотке, Сахалине, в Якутии цены на игристое на 60% выше среднероссийских из-за высокой стоимости логистики. Москва немного отстает от общероссийских темпов роста цен (24,4 против 26,5%) благодаря высокой конкуренции розничных сетей. При этом почти треть, 31,5–31,6%, всего объема продаваемых в стране игристых вин стабильно приходятся на Московскую агломерацию и Санкт-Петербург, отмечают аналитики Neo.

Потребительские цены растут вдвое быстрее отпускных — 26,5 против 13,3%, отмечает Корягина. Это указывает на неравномерное распределение добавленной стоимости в цепочке поставок, поясняет она. «Существенную долю получают торговые сети. Это отчасти объясняет, почему в этом году стагнирует производство: виноделы не смогли в достаточной степени «компенсировать» инвестиции и замедлили темпы роста», — говорит Корягина.

Коэффициент наценки в среднем по России вырос на 11,8% — с 2,21 до 2,47, что говорит о росте маржинальности розничных и оптовых продаж, продолжает Корягина. В регионах с высокими объемами продаж (Московская область, Краснодарский край) коэффициенты наценки на 15–20% ниже среднероссийских. 

Пик роста наценок (+8,3 п.п. за год) наблюдался в 2024 году, но в 2025-м динамика стабилизировалась — 1. п.п. за 10 месяцев, что может свидетельствовать о приближении к оптимальному уровню маржинальности в отрасли, говорит Корягина.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+