Игра на грани: почему рост спроса на алмазы в Индии не поможет «Алросе»

В ноябре 2025 года импорт необработанных алмазов в Индию, на долю которой приходится 90% мировой огранки камней, вырос на 59,3% к ноябрю прошлого года, до $925,6 млн. Экспорт ограненных бриллиантов из страны увеличился на 38% — до $919,7 млн, сообщил Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий Индии (GJEPC).
Мировая алмазно-бриллиантовая отрасль последние два года переживала серьезный спад: обвал цен на необработанные алмазы вынудил производителей сокращать добычу. Но уже в апреле 2025 года и эксперты, и компания «Алроса», на долю которой приходится около 30% мировой добычи алмазов, заговорили о восстановлении рынка.
Индийское возрождение
В последние месяцы в алмазной отрасли наблюдаются положительные изменения, говорит руководитель департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниил Тюнь. Ноябрьский рост экспорта бриллиантов из Индии, оказавшийся значительно выше рыночных ожиданий, свидетельствует о восстановлении спроса на алмазы, отмечает он.
О стабилизации на рынке пишут и аналитики «Газпромбанк Инвестиции». Объемы импорта алмазов Индией за последние 12 месяцев остаются в диапазоне 100–104 млн карат, а средние цены на ввозимые в страну камни за 11 месяцев 2025 года снизились всего на 0,3% год к году, отмечают в «Газпромбанк Инвестиции».
С 27 августа 2025 года Соединенные Штаты ввели 50%-ную импортную пошлину для индийских товаров из-за закупки страной российской нефти. Это привело к резкому сокращению экспорта бриллиантов и ювелирных изделий из Индии в США. Но падение компенсируют другие регионы, прежде всего Гонконг, Китай и Ближний Восток, заявил председатель GJEPC Кирит Бхансали.
Ноябрьская статистика индийской алмазной отрасли действительно выглядит впечатляюще, говорит автор Telegram-канала «Дубайский геммолог», ведущий геммолог African Mining Company Ева Германова. Но делать на основании этих данных выводы о выходе отрасли из кризиса преждевременно, считает она. Геммолог полагает, что речь идет скорее о временном росте после долгого падения. В ноябре 2024 года ряд предприятий алмазогранильного кластера в городе Сурате приостановил работу на целый месяц из-за упавшего спроса на их продукцию. Так что показатели прошлого ноября были крайне низкими, напоминает Германова.
Если смотреть на показатели с начала индийского финансового года, с апреля по ноябрь 2025 года включительно, картина оказывается не такой радужной, говорит она. Экспорт бриллиантов из Индии по-прежнему ниже прошлогоднего уровня примерно на 9%, а импорт сырья вырос в годовом исчислении лишь на 4,7%. Индийское агентство инвестиционной информации и кредитного рейтинга (ICRA) сохраняет негативный прогноз и ожидает снижения экспорта бриллиантов в 2025–2026 годах на 7–10% к предыдущему году, примерно до $12 млрд, обращает внимание эксперт.
Хорошие времена для ювелиров
При этом приобретение ювелирных изделий с бриллиантами в ключевых странах-потребителях растет. Если в 2018 году, после которого началось снижение интереса к алмазам, спрос на украшения был на уровне $76–78 млрд, то в 2023–2025-м он вырос до $83–85 млрд в год, говорит начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов.
Импорт алмазов и экспорт бриллиантов постепенно стабилизируется благодаря росту расходов со стороны покупателей ювелирных изделий на ключевых рынках — в США, Китае, Индии и Японии. Это подтверждается данными крупнейших ретейлеров и аналитиков, говорят в компании «Алроса».
У крупнейшей в мире сети ювелирных украшений, американской Signet, продажи в этом году растут несколько месяцев подряд. В III квартале 2025 года они увеличились на 3,1% год к году при росте среднего чека на 7%.
Один из основных ювелирных брендов Китая, Luk Fook, объявил о росте продаж по итогам III квартала 2025 года на 18% год к году. Крупнейшие мировые холдинги люксовых товаров, LVMH и Kering, также отмечают рост спроса в КНР на изделия с бриллиантами.
Догоняет Китай по спросу на украшения с бриллиантами Индия. Выручка двух крупнейших индийских ювелирных компаний, Titan и Kalyan Jewellers, в III квартале 2025 года выросла на 30 и 35% соответственно.
В Японии объем розничных продаж в 2024 году достиг 1,130 трлн иен ($7,17 млрд), это самый высокий показатель более чем за десять лет и, как ожидается, он может вырасти на 6,8% в нынешнем году — до 1,207 трлн иен ($7,66 млрд).
Огранка против добычи
Со спросом на ювелирные изделия дела обстоят благополучно, но на рынке алмазов ситуация иная, говорит Красноженов. Он напоминает, что после первоначального спада, вызванного ковидными ограничениями, спрос на ювелирные украшения начал расти уже в 2021 году. Следом стали подниматься и цены на алмазы, так что индийский гранильный сектор стал активно их закупать. В результате образовались избыточные запасы на $7–8 млрд. А в 2023 году Банк Индии поднял базовую ставку c 9,1% годовых до 10%, что поглотило практически всю маржу гранильного сектора, где более 50% оборотного капитала финансируется за счет банковских кредитов. «Такой рост стоимости кредитования заставил огранщиков сбывать бриллианты по сниженным ценам, добывающие компании сократили продажи, цены на алмазное сырье отдельных категорий стали расти», — рассказывает Красноженов.
В декабре того же 2023 года страны «Большой семерки», к которым присоединились ЕС и Швейцария, объявили о поэтапном запрете импорта из России алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий с 1 января 2024 года. На втором этапе, с 1 марта того же года, запрет должен был распространиться и на российские бриллианты весом не менее одного карата, ограненные в третьих странах.
С января по март 2024 года, ожидая вступления запрета в силу, огранщики наращивали импорт из России, напоминает Красноженов. Но полный запрет на ввоз бриллиантов был отложен из-за неготовности системы отслеживания, и гранильная отрасль вновь оказалась с огромными запасами. С марта 2024 года, говорит Красноженов, огранщики стали требовать у поставщиков снижения цен, а иначе отказывались покупать необработанные камни. При добыче алмазов стоимость затрат значительно сократить невозможно, так что, снизив цены, многие компании приблизились к уровням себестоимости, говорит эксперт. «Пространства для маневра «цена выше объема», при котором поставщики поднимают цены, одновременно снижая объемы продаж, не осталось совсем. Огранщики это поняли и стали требовать все новых скидок», — говорит Красноженов.
Положение усугубилось еще и тем, что Anglo-American, материнская компания крупнейшей после «Алросы» алмазодобывающей компании De Beers, выставила ее на продажу, но перед этим вынуждает продать весь имеющийся у нее объем добытых алмазов без оглядки на последствия для рынка, добавляет Красноженов.
Сейчас запасы в индийской огранке на нормальных уровнях, и в другое время мы увидели бы рост цен на бриллианты, отмечает Красноженов. Но действия De Beers и сравнявшиеся себестоимость камней и цена реализации у добывающих компаний вынуждают их продавать все, что есть, лишь бы остаться на плаву. При этом огранщики работают на минимальных запасах, справедливо полагая, что поставщики никуда не денутся, резюмирует эксперт.
Свет в конце тоннеля?
В России около 90% алмазов добывает «Алроса» и ее дочерние предприятия. Остальное приходится на долю компании «АГД Даймондс» (бывшая «Архангельскгеолдобыча»), которая не публикует своих показателей. «АГД Даймондс» на запрос Forbes о комментарии не ответила.
Данные индийской статистики за октябрь — ноябрь 2025 года позволяют говорить о постепенной нормализации рынка после затяжного кризиса, сказали Forbes в «Алросе». Кроме того, сокращение добычи и истощение ресурсной базы алмазов создают условия для восстановления баланса на рынке, считают в российской компании.
За последние 20–30 лет крупных месторождений алмазов найдено не было, говорит Красноженов из Альфа-банка. При этом предложение упало со 120 млн карат в начале 2020-х до 100–105 млн карат в 2025 году. И это при средних значениях спроса от Индии в 105–115 млн карат в год. А востребованность продукции с бриллиантами на основных рынках сбыта растет. «Можно ожидать, что отрасль может столкнуться с дефицитом сырья уже в среднесрочной перспективе», — полагает эксперт.
«Алроса» ожидает стабилизации алмазно-бриллиантовой отрасли и роста цен на ее продукцию. В качестве подтверждения представитель компании приводит прогноз экспертов консалтинговой компании Kept, согласно которому в ближайшие годы цена алмазов может подняться c нынешних $120–130 за карат на 50% — до $189.
То, что ноябрьский импорт необработанных алмазов в Индию резко вырос, — хорошая новость для российских компаний, особенно для «Алросы», считает и Тюнь из AMCH. «Сектор постепенно восстанавливается, в ближайшие годы можно ожидать стабильный рост спроса», — говорит он.
Но не все эксперты так оптимистичны. Для российских производителей стабилизация индийского рынка не станет фактором быстрого восстановления, считает Германова. Основные ограничения для России связаны не со спросом со стороны огранщиков, а с санкционными барьерами на конечных рынках. С 1 января 2026 года, напоминает Германова, в ЕС могут наконец ввести откладывавшийся с марта 2024 года контроль происхождения бриллиантов. Если это произойдет, то российские алмазы, где б их ни огранили, на европейский рынок попасть не смогут. А в США сохраняется введенный 1 сентября 2024 года запрет на ввоз камней российского происхождения весом более 0,5 карата.
Именно поэтому «Алроса» в 2025 году приостановила разработку части наименее рентабельных месторождений, сохранив план добычи на этот год на уровне около 29 млн карат. Но финансовые показатели компании снижаются из-за ограничений на сбыт и необходимости продавать часть продукции с дисконтом, обращает внимание Германова. Выручка «Алросы» в первом полугодии упала на четверть год к году, хотя чистая прибыль выросла на 11% за счет продажи доли в ангольском проекте Catoca.
«Говорить о «свете в конце тоннеля» для российских компаний пока рано. Реалистичный сценарий на первое полугодие 2026-го — умеренная стабилизация без выраженного роста», — считает Германова.
