За ваш счет: выручка фитнес-клубов выросла из-за повышения цен на абонементы

Выручка российской фитнес-отрасли за 2025 год превысила 217 млрд рублей, что на 16% больше, чем в прошлом году, говорится в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), объединяющего более 3150 фитнес-клубов из 89 регионов России. В прошлом году рост был скромнее — всего 8% год к году.
В 2025-м увеличились все ключевые показатели: продажи клубных карт в среднем по стране стали больше на 16% к 2024 году, дополнительных услуг — на 17,4%, а средняя посещаемость клубов — на 14%. Такой рост обусловлен сочетанием отложенного спроса, повышения цен и активных продаж дополнительных сервисов —персональных тренировок, SPA и прочих услуг, говорит глава НФС Елена Силина. «Более 85% клубов за последние месяцы поднимали стоимость клубных карт, в среднем по стране на 18%», — добавляет Силина.
Но растут и издержки: арендная плата за год увеличилась на 20%, ФОТ — на 17%, коммунальные услуги — на 15%, сервисное обслуживание оборудования подорожало на 14%. Просела и средняя маржинальность бизнеса: в 2025 году она сократилась примерно на 1 п.п., до 14% в премиальных форматах, а в средних и мини-форматах этот показатель уже третий год держится на уровне 7%.
По данным НФС, за год в России было открыто 789 новых фитнес-клубов, а 110 прекратили работу. Общее количество клубов в стране увеличилось с 9750 в 2024-м на 7%, достигнув в этом году 10 429. В отрасли сегодня заняты 495 400 человек, а регулярно занимаются фитнесом 7,6 млн граждан России.
Выручка и расходы растут наперегонки
Средний рост выручки, правда, не превышает 16%, сетуют представители фитнес-компаний. «За год расходы выросли на 50%, а выручка — на 10% год к году», — рассказывает гендиректор сети фитнес-клубов «СССР» Сергей Савинов. Стоимость клубных карт в сети повысили в среднем на 15%.
Аналогичная ситуация и в сети XFIT. В течение года компания старалась удерживать цены, но из-за роста операционных издержек все же вынуждена была повысить стоимость карт — в среднем менее чем на 10%, в зависимости от конкретного региона и клуба, говорит гендиректор сети Евгений Отнельченко. По итогам 2025 года выручка вырастет примерно на те же 10% по сопоставимым клубам, добавляет он. «Положительная динамика идет в основном от продаж дополнительных услуг (персональных тренировок, спа, фитнес-кафе) и значительно обгоняет рост от реализации клубных карт», — говорит топ-менеджер.
На 10% выросла выручка и у премиум-клубов Encore Fitness. По словам основателя и управляющего партнера сети Ирины Кутьиной, за год компания повышала стоимость абонементов на 17%, а допуслуг — на 10–12%. «Рост цен продолжится и в 2026 году. По аренде у нас действуют долгосрочные договоры, поэтому индексацию удается удерживать на уровне 5–7%»,— говорит она. В клубах еще одной сети, «Донспорт», стоимость услуг выросла на 13% из-за роста операционных расходов и возврата инвестиций в ремонт и обновление помещений, говорит гендиректор компании Мария Лыткина.
Осторожное развитие
Основной стратегией на 2025 год было сохранение и развитие существующей инфраструктуры и смещение в сторону небольших студий. Структура новых запусков наглядно отражает изменение рынка: 71% всех открытий пришелся на студийный формат, требующий меньших инвестиций и более гибкий с точки зрения операционных расходов. Доля классических фитнес-клубов составила 22%, а на многофункциональные объекты с бассейнами и расширенной инфраструктурой пришлось лишь 7% (против 12% в 2024 году).
«Из-за низкой маржинальности бизнеса нам пришлось временно приостановить активные планы по развитию сети», — говорит Савинов из «СССР». В новом году не планирует масштабного развития и XFIT. «Нам приходится внимательно смотреть на форматы и проекты, инвестируя только в высокодоходные. Сосредоточимся на дальнейшем развитии франчайзингового направления — полноформатных клубов XFIT и демократичных XFIT Studio», — отмечает Отнельченко. Сфокусируется на расширении существующих площадей Encore Fitness. «В 2026 году мы откроем премиальный спа-салон в формате городского курорта с банным комплексом. Добавим направления в концепции longevity (долголетие): эстетику лица и тела, врачебную косметологию, направления Prevent Age и биохакинга, криокамеру, дыхательную терапию», — говорит Кутьина.
А вот у работающей по подписке сети DDX Fitness темпы роста значительно выше рынка, и она надеется их сохранить (при подписке человек платит определенную сумму ежемесячно, а не покупает клубную карту, условно, на год). Число заведений сети DDX Fitness увеличилось более чем в два раза — с 65 до 140 заведений. За 11 месяцев 2025 года совокупный объем выручки увеличился более чем на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказывает основатель сети Иван Ситников. «Продажи фитнес-подписок выросли более чем на 70%. Посещаемость за этот же период увеличилась более чем на 80%. Особенно заметен приток людей, которые раньше не занимались фитнесом: их количество выросло почти вдвое», — радуется Ситников.
Что ждет рынок
По прогнозам НФС, в 2026 году ждать улучшений не стоит. С 1 января вступают в силу изменения налогового законодательства, которые существенно увеличат нагрузку на фитнес-клубы, предупреждает Силина. На 20% поднимается минимальный размер оплаты труда, это разгонит фонд зарплат, напоминает она.
Чтобы смягчить удар и сохранить уровень развития, НФС обратилось в правительство с пакетом предложений по поддержке отрасли. Фитнес-индустрия просит стимулировать владельцев недвижимости, сдающих помещения под спорт-клубы, налоговыми льготами, субсидиями и доступным кредитованием. Это, по замыслу НФС, должно сдержать рост арендных ставок и вовлечь девелоперов в диалог с фитнес-операторами.
НФС хочет добиться налоговых льгот для фитнес-бизнеса и сохранения пониженных тарифов страховых взносов после 2025 года. В числе предлагаемых мер также расширение программ субсидирования процентных ставок по кредитам, что поможет клубам привлекать финансирование. Правда, ответа от правительства пока нет. Если государство выберет другие приоритеты, бизнесу придется действовать осторожнее. «В такой ситуации возможен пересмотр цен, оптимизация бизнес-процессов, чтобы сохранить устойчивость отрасли, даже если это приведет к сокращению клиентской базы», — предполагает она.
В любом случае, в 2026 году фитнес-отрасль с высокой вероятностью войдет в фазу управляемой стагнации, считает Силина. НФС прогнозирует, что совокупная выручка отрасли вырастет лишь на 6–10% по отношению к 2025 году, при этом до 70% этого прироста будет обеспечивать дальнейшее повышение цен на услуги.
По оценкам НФС, совокупные издержки фитнес-бизнеса продолжат расти на 12–15% в год. В этих условиях средняя маржинальность по отрасли в стране может снизиться до 5%. «Даже в премиальном сегменте маржа, по нашим ожиданиям, будет постепенно сжиматься и в среднем не превысит 10–12%», — заключает Силина.
