Количество заведений общепита в России сократилось за год на 3,1%, несмотря на то, что их среднемесячный оборот вырос на 8,7% и достиг 2,3 млн рублей. Если несколько лет назад рентабельность ресторанного бизнеса в среднем составляла 20–25%, то сейчас не превышает 12%, отмечают эксперты
В ноябре 2025 года в России работали 114 983 заведения общепита, подсчитали аналитики «Яндекс. Карт» и банка «Точка».
Это на 27,8% больше показателя ноября допандемийного 2019 года, но на 3,1% меньше показателя за тот же период 2024-го, отмечает «Коммерсантъ».
Количество суши-баров сократилось за год на 7,5%, до 7005 точек, пиццерий — на 6,4% (до 6310), кафе — на 2,8% (до 76 276), ресторанов — на 1,7% (до 24 835), фудмоллов и гастромаркетов — на 1,4% (до 217). Лишь число чайхан выросло в 2,3 раза (до 340).
Аналитики отмечают, что с 2021 года среднемесячный оборот заведений общепита стабильно растет. В ноябре 2025 года, по данным клиентов банка «Точка», он вырос на 8,7% (чуть выше инфляции) и достиг 2,3 млн рублей, что немного выше, чем в других отраслях (2,1 млн рублей).
При этом маржинальность ресторанного рынка заметно снизилась, сообщил изданию основатель сети «Раковая» Евгений Ничипурук. Если несколько лет назад рентабельность в среднем составляла 20–25%, то сейчас — 10–12%, отметил он.
В 2024–2025 годах общепит столкнулся с ростом затрат на персонал, аренду и продукты, а также с более осторожным потребительским поведением, отмечают в банке «Точка» и сервисе «Клик». По данным Focus Technologies, количество заказов в кафе и ресторанах Москвы в январе–октябре 2025 года снизилось на 5% год к году.
Помимо этого, часть потребителей переориентировалась на готовую еду и сервисы доставки, добавил основатель Российского совета торгцентров Олег Войцеховский. По данным Ассоциации производителей и поставщиков готовой еды и NTech, в январе–сентябре 2025 года оборот сегмента готовой еды в денежном выражении вырос на 32% год к году.
По мнению вице-президента по обороту алкогольной продукции в предприятиях сферы гостеприимства Федерации рестораторов и отельеров Алексея Небольсина, количество заведений общепита снижается из-за ограничения продажи алкоголя в ряде регионов.
На фоне высокой стоимости заемных денег и увеличения затрат на старт новых проектов новые заведения стали открываться реже, отметили в «Юниресте» (управляют сетью Rostic’s). Брокер направления food and beverage Руслан Гусейнов добавил, что почти 30% его клиентов не стали рисковать и открывать новые точки в этом году, что свидетельствует о существенном сокращении активности в отрасли.
