К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сжатый экспорт: куда шел российский газ в 2025 году

Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение, одно из ресурсных баз для газопровода «Сила Сибири». (Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС)
Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение, одно из ресурсных баз для газопровода «Сила Сибири». (Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС)
Россия лишилась значительных объемов трубопроводных поставок газа в Европу и рискует полностью их утратить к 2027 году. Потерю удалось частично компенсировать морским экспортом сжиженного газа и развитием других направлений — в Китай, Центральную Азию и на внутренний рынок. Но до прежних объемов зарубежных поставок России еще далеко, говорят эксперты. Как и зачем государство облегчает жизнь «Газпрому» за счет потребителей, что мешает резко нарастить экспорт в Азию, насколько велика зависимость отечественных газовиков от Китая и как производители намерены действовать в 2026 году, разбирался Forbes

По оценке европейской исследовательской организации Bruegel, в 2021 году Россия поставила в ЕС 157 млрд м3 газа, главным образом трубопроводного. Этот объем соответствовал примерно 43% европейского газового импорта. С 2021 по 2024 год транзит российского газа в Евросоюз через Украину сократился с 40 млрд м3 до 17 млрд, а с 1 января 2025 года вообще прекратился. 

Поставки в Германию через «Северный поток», трубопровод, проложенный по дну Балтийского моря, составляли в 2021 году 59,2 млрд м3. После серии взрывов в 2022 году, которые вывели газопровод из строя, поставки полностью прекратились. Экспорт по газопроводу «Ямал — Европа», достигавший, по данным Bruegel, в 2021 году 31 млрд м3, в 2022-м также был остановлен

По оценкам S&P, за первые 11 месяцев 2025 года импорт в Европу по «Турецкому потоку» составил 15,2 млрд м3 или чуть более 5% от общего объема европейского импорта трубопроводного газа за этот период, а импорт российского СПГ в Евросоюз с января по ноябрь нынешнего года равнялся 19,1 млрд м3, примерно 14% от общего объема европейского импорта СПГ.

 

Таким образом, по данным Европейской комиссии, Россия потеряла бóльшую часть своего газового экспорта в Европу: ее доля снизилась с 45% от общего объема импорта в начале 2022 года до 13% в первой половине 2025-го. 

Ближний круг

Глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступая 25 декабря на совещании, посвященном подведению предварительных итогов 2025 года, отметил, что поставки российского газа в Казахстан, Узбекистан и Киргизию выросли в 2025 году на 20%, но не привел конкретных объемов.

 

Основные поставки в Центральную Азию идут по магистральному газопроводу «Средняя Азия — Центр», рассказал Forbes руководитель центра по аналитике российских акций «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин. По его оценкам, в Казахстан, Узбекистан и Киргизию сейчас поступает 11-12 млрд м3 газа в год, так что упомянутое Миллером увеличение на 20% может соответствовать примерно 2 млрд м3 в год.

Официально в Узбекистан и Казахстан Россия должна была отправить около 20 млрд м3 газа, говорит главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов. Но поскольку у Казахстана нет подходящего оборудования, он ежегодно поставляет на Оренбургский ГПЗ 9−10 млрд м3 своего газа для очистки от примесей. Такой же объем должен был попасть в Россию и в нынешнем году. Но российская таможенная статистика включает очищенный казахстанский газ в общий объем российского экспорта, и тот становится равным примерно 20 млрд м3. Если из этого количества вычесть 6 млрд м3, отправленных в Узбекистан, и возвращаемый Астане газ, то окажется, что реальные поставки в Казахстан в 2025 году составляют не 14−15 млрд м3 в год, а максимум 4 млрд. По оценке назависимого эксперта Максима Шапошникова, поставки в Киргизию невелики — не более 0,3-0,4 млрд м3 в год. 

Громов полагает, что к 2030 году реальные поставки российского газа в Казахстан могут увеличиться до 6 млрд м3 в год. Но основной прирост ожидается в Узбекистане, экспорт в который может удвоиться, достигнув 12 млрд м3. «Узбекистан испытывает жесткий дефицит газа, — говорит Громов. — Прошлой зимой Ташкент в периоды пикового потребления вынужден был ограничивать поставки электроэнергии с газовых электростанций. Узбекистан нуждается в нашем газе, альтернатив нет, и он будет увеличивать закупки». Пока, напоминает он, у Москвы с Ташкентом есть двухлетний контракт до 2026 года, который может быть продлен или пересмотрен, если сторонам удастся согласовать увеличение цен, на чем настаивает Россия.

 

Перспективы у поставок в Центральную Азию и, в частности, в Узбекистан есть, согласен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Узбекистан планирует увеличивать потребление, а собственного производства газа ему не хватает, — говорит он. — К тому же Узбекистану нужно отправлять газ в Китай по контрактам, выполняя взятые ранее обязательства. И «Газпром» Узбекистану помогает».

С учетом сильно изношенной газотранспортной системы (ГТС) Казахстана объем поставок в Центральную Азию технически не может превысить 15–17 млрд м3 в год, говорит партнер Kept, руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максим Малков. «Дальнейшее наращивание требует капитальных вложений в ГТС — это достаточно длительные и дорогие ремонтно‑восстановительные и строительные работы, в основном на территории Казахстана, и пока нет данных о том, кто и как будет их проводить», — поясняет он.

Почти вдвое больше газа, чем идет в Казахстан, Узбекистан и Киргизию вместе взятые, то есть 18 млрд м3, отправляются в Белоруссию. И этот объем сохранится, не сомневается Громов. «С учетом таланта Лукашенко договариваться с нашим президентом, я думаю, вопрос будет решен и контракт на поставки Минску будет продлен, скорее всего, до 2030 года», — говорит он.

Внутри страны

В своем выступлении Алексей Миллер не упомянул 2,5 млрд м3, ежегодно поступающих в Калининград через Литву. Срок действия десятилетнего соглашения о транзите истекал 31 декабря 2025 года, но 29 декабря «Газпром» и оператор литовской газотранспортной системы Amber Grid подписали новый договор о ежегодных поставках такого же количества газа в течение пяти лет. 

Миллер также рассказал, что поставки российским потребителям по газотранспортной системе «Газпрома» в 2025 году составили 386 млрд м3. В 2024-м этот показатель был на 10 млрд м3 выше — 395,8 млрд м3

 

По оценке Громова из ИЭФ, внутреннее потребление в России с учетом поставок не только «Газпрома», но и других производителей в 2025 году снизилось на 2% к 2024 году — до 518 млрд м3 из-за мягкой зимы и нежаркого лета практически на всей территории России. Для обеспечения страны газом и перехода на газомоторное топливо, который, правда, идет достаточно медленно, к 2030 году поставки на внутренний рынок увеличатся минимум на 20 млрд м3, говорит Громов. 

Силы Сибири

С приходом администрации Дональда Трампа в 2025 году интерес Китая к закупке дополнительных объемов российского трубопроводного газа заметно вырос, говорит Громов. Глава «Газпрома» Алексей Миллер рассказал, что по газопроводу «Сила Сибири» Китай в этом году получил 38,8 млрд м3, на 0,8 млрд больше, чем планировалось.

Россия и Китай подписали дополнительные соглашения об увеличении поставок российского газа по «Силе Сибири» с 38 млрд до 44 млрд м3 в год, напоминает Громов. Новые объемы будут поступать в Китай после 2030 года, а до этого Россия сможет поставлять КНР не более 39 млрд м3 в год. Также Китай попросил увеличить поставки с 10 млрд до 12 млрд м3 в год по «Дальневосточному маршруту» (его называют «Сила Сибири — 3» ) с Сахалина, говорит Громов. Ресурсы шельфовых месторождений позволяют это сделать, но не раньше 2028 года. России еще нужно построить перемычку с китайской трубопроводной системой, а Китаю подвести свою часть системы к границе России, что Пекин обещал сделать к концу 2027 года, рассказывает Громов. 

Миллер напомнил, что во время сентябрьского визита президента Владимира Путина в Китай были достигнуты юридически обязывающие договоренности о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2». «Построим не только в срок и качественно, но и с опережением срока», — сказал Миллер. Этот газопровод через территорию Монголии должен обеспечить поставки в Китай 50 млрд м3 газа ежегодно в течение 30 лет. Но сроки строительства до сих пор не определены.

 

 «Сила Сибири — 2» — востребованный проект, считает Громов из ИЭФ. Китай понял, что слишком рискованно делать ставку на мировой рынок СПГ, где основные игроки — США и Катар, рассуждает он. С США у Китая напряженные отношения, ожидать их улучшения не приходится. Европа после отказа от российского трубопроводного газа также ориентируется на СПГ из США и Катара. Так что есть риск, что Катар будет играть на конкуренции между европейцами и китайцами, полагает Громов. «Для Китая надежнее получать больше газа из соседних стран, в первую очередь из России, с которой нет перспектив геополитической напряженности. Думаю, контракт по «Силе Сибири — 2» может быть подписан уже в 2026 году», — говорит Громов.

Вице-премьер Александр Новак 25 декабря сообщил, что подготовка к подписанию коммерческих соглашений по поставкам газа по «Силе Сибири — 2» на финальной стадии, но конкретных сроков не уточнил. 

Европейская неопределенность

Главная неопределенность с трубопроводными поставками остается на европейском направлении, говорит Громов. Несмотря на резкое снижение доли России в объемах газового импорта, в Европу все равно отправлялось в 2025 году больше, чем в Центральную Азию или Белоруссию — порядка 34 млрд м3 за 11 месяцев, если сложить объемы импорта по трубопроводам и СПГ. 

Страны ЕC достигли предварительной договоренности о постепенном прекращении импорта российского СПГ и трубопроводного газа. Импорт газа по трубам должен полностью остановиться с осени 2027 года. Окончательный срок прекращения действия долгосрочных соглашений по трубопроводному импорту установлен на 30 сентября 2027 года — правда, при условии выполнения целевых показателей заполненности хранилищ ЕС, но не позднее 1 ноября 2027 года. Краткосрочные контракты на трубопроводный газ будут запрещены уже с 17 июня 2026 года. Импорт СПГ из России должен прекратиться с начала 2027-го. Но проект документа допускает возможность для любой страны ЕС временно получать поставки из России в случае объявления чрезвычайной ситуации. 17 декабря Европейский парламент одобрил этот законопроект. Окончательное голосование в Совете ЕС ожидается в начале 2026 года. 

 

До прекращения украинского транзита общие поставки трубопроводного газа на Балканы, включая Сербию, и в остальную Европу составляли примерно 28−29 млрд м3 в год, напоминает Громов. В 2025 году остался лишь один канал поставок — «Балканский поток», ответвление от «Турецкого потока». Его проектная мощность — 15,75 млрд м3 газа в год, но с увеличением давления в трубе общий объем поставок по нему в 2025 году в Венгрию, Словакию и Сербию оценивается примерно в 16 млрд м3, говорит Громов. 

Он считает, что до 2027 года ситуация принципиально не изменится. «А вот дальше возникает неопределенность: юридически российский газ поступать на территорию ЕС не сможет, но сохраняется возможность его реэкспорта через Турцию», — говорит эксперт. Газ, по его словам, может переоформляться на границе и переходить в собственность Турции, а дальше поставляться в Европу в рамках долгосрочных договоренностей с Венгрией и Словакией. Венгерский премьер Виктор Орбан обсуждал это с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, и, видимо они достигли договоренности о том, что после 2027 года около 9 млрд м3 газа продолжат поступать в Венгрию, говорит Громов. 

Словакия с Турцией эту проблему не обсуждала, а для Сербии контракт на поставки был продлен до марта 2026 года, то есть только на текущий отопительный сезон. По словам Алексея Громова, Сербия хочет получать российский газ по льготным ценам, при этом Москва и Белград не согласовали судьбу попавшей под американские санкции сербской нефтяной компании NIS, в которой контрольная доля принадлежит России. «Несмотря на определенную политическую близость руководства России и Сербии, ситуация с поставками с экономической точки зрения выглядит не лучшим образом», — считает Громов.

В Турцию в 2025 году, по подсчетам Громова, общие объемы поставок российского газа выросли до 22 млрд м3 с 21 млрд м3 в 2024-м. Но заметного роста экспорта в страну эксперт не ожидает. Анкара намерена развивать собственную добычу в Черном море, обеспечив к 2030 году значимую часть газового баланса страны. К тому же Турция активно вводит в эксплуатацию регазификационные терминалы на средиземноморском побережье, делая ставку на закупку американского газа. 

 

Освобожденный «Газпром»

Общая проблема российской газовой отрасли, а значит, и «Газпрома» заключается в том, что мы входим в период профицита на мировом топливном рынке, говорит Алексей Громов из ИЭФ. По его словам, это будет означать, что цены на региональных рынках в течение трех-четырех лет будут находиться на исторически низких уровнях, как и доходы России от экспорта.

Эксперты полагают, что правительство будет продолжать поддерживать «Газпром».

С начала 2025 года компания освобождена от ежемесячных дополнительных 50 млрд рублей отчислений в бюджет, напоминает Станислав Митрахович из Финансового университета. Он также обращает внимание на то, что Владимир Путин подписал закон о поправках в Налоговый кодекс, позволяющих «Газпрому» получать вычет по налогу на добычу полезных ископаемых за счет части дополнительных доходов независимых производителей газа с ноября 2026-го по август 2028 года. Общая сумма, по расчетам «Интерфакса», может составить 64 млрд рублей. 

Оказывая налоговую поддержку и планируя рост внутренних цен на газ, государство стремится к тому, чтобы «Газпром», ответственный за социальную газификацию, не урезал свою инвестиционную программу, говорит Громов из ИЭФ. Учитывая перспективы заключения контракта по «Силе Сибири — 2», говорит он, предполагается, что за счет правительственной поддержки «Газпром» найдет ресурсы для реализации и этого проекта. 

Заместитель председателя правления «Газпрома» Фамил Садыгов сообщил, что EBITDA «Газпрома» в 2025 году ожидается на уровне 2,8 трлн рублей. В 2024 году этот показатель был выше — 3,1 трлн рублей из-за укрепления рубля к доллару и снижения цен на энергоресурсы.

 

Приоритетом финансовой политики компании остается контроль долговой нагрузки, а свободный денежный поток по возможности направляется на погашение долговых обязательств, говорил Садыгов. По итогам девяти месяцев 2025 года коэффициент долговой нагрузки чистый долг/EBITDA сложился на уровне 1,8, сохранившись в границах комфортного диапазона, отмечает он. В 2026 году EBITDA группы «Газпром», по консервативным оценкам, вырастет до 3 трлн рублей за счет положительной динамики как газового, так и нефтяного бизнеса, ожидает Садыгов.

Бахтин из «БКС Мир инвестиций», говорит, что стоит обратить внимание на два основных показателя «Газпрома» — EBITDA и свободный денежный поток. Чистый долг компании продолжал увеличиваться из-за того, что свободный денежный поток в последние кварталы был отрицательным. «А относительная долговая нагрузка, то есть коэффициент чистый долг/EBITDA, пока находится на достаточно комфортном уровне — ниже 2,0», — отмечает Бахтин.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+