К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Постучись в мое «окно»: что стоит за проектом единой цифровой платформы для аграриев

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На смену почти двум десяткам отдельных информационных систем, которыми обязаны пользоваться аграрии, придет единая цифровая платформа. Начать планируют с производителей зерна и животноводов. Но они пока не верят в то, что новая система упростит их жизнь. Сейчас для работы с платформами Минсельхоза фермерам приходится нанимать людей и тратить дополнительные средства, а их при снижающейся рентабельности и так не хватает. Проблемы с интернетом и необходимость дублировать всю отчетность на бумаге тоже не увеличивают популярность систем. Чем недовольны аграрии и что могла бы предложить им платформа в обмен на денежные и временные затраты, выяснял Forbes

В России создают единую цифровую платформу для агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Согласно поручению председателя правительства Михаила Мишустина, почти два десятка уже существующих федеральных государственных информационных систем будут интегрированы в одну, что должно упростить управление агропромышленным комплексом.

Помимо базового функционала, в новой платформе появятся возможности для обучения, информация о научных достижениях и внедрении инноваций. Над ее созданием будут совместно работать сразу несколько ведомств: Минсельхоз, Минцифры, Минобрнауки, Минфин, Россельхознадзор и Росрыболовство. Исполнено поручение должно быть до 30 декабря 2026 года. Промежуточный доклад в правительстве ожидают до 1 июля 2026 года.

«Создание единой цифровой платформы для АПК и рыбохозяйственного комплекса — давно назревшая и необходимая инициатива», — говорит заместитель председателя комитета Государственной думы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.

 

На первоначальном этапе планируется объединить данные шести информационных систем Минсельхоза: ФГИС «Зерно», «Семеноводство», ПР (учет племенных ресурсов), УСМТ (учет и регистрация тракторов, самоходных машин и прицепов), ЕФГИС ЗСН (система о землях сельскохозяйственного назначения) и ГИС «ИАС НТОР-СХ» (система автоматизации деятельности Минсельхоза России по контролю исполнения Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства), рассказали Forbes в Минсельхозе. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Пользоваться этими системами аграрии обязаны с 2022 года, когда были введены первые — «Зерно» и «Сатурн» (система прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов). Например, в Ставропольском крае к ФГИС «Зерно», «Сатурн», «Семеноводство», ЕФГИС 3CH подключены 100% сельхозпроизводителей, рассказала Forbes первый заместитель министра сельского хозяйства Елена Тамбовцева.

 

«Важно, чтобы при разработке новой платформы было учтено мнение самих аграриев, которые на собственном опыте сталкивались с недостатками предыдущих сервисов и понимают, как новая система должна работать на самом деле. Она должна упрощать работу и помогать, а не создавать новые сложности», — говорит Оглоблина. О том, что сельхозпроизводители уже подключились к разработке платформы, заявлял на заседании комитета по аграрным вопросам статс-секретарь — заместитель министра сельского хозяйства Максим Увайдов (запись с заседания есть в распоряжении Forbes).

Сложная цифровизация

Аграрии уже столкнулись с недостатками существующих систем, и претензий у них много. Сложность интерфейса платформ не соответствует уровню владения ПК большей части аграриев. «Представьте фермера пенсионного возраста, у которого только недавно появился телефон, да и тот внук подарил. А ему нужно стать продвинутым пользователем, практически обладать навыками IT-специалиста, чтобы пользоваться всеми системами», — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства в Липецкой области Владимир Плотов. 

Цифровые требования едины для всех — и для агрохолдингов с большим штатом, и для мелких фермеров, которые делают все своими руками, говорит основатель животноводческой фермы «Романовы просторы» Наталья Суханова. Многим фермерам приходится нанимать специалистов, которые занимались бы работой с системами, или же самим тратить на это немало времени.

 

«85,7% участников рынка АПК, по нашим данным, ожидают от цифровизации сокращения количества ручных операций, однако на практике административная нагрузка растет», — говорит директор департамента управленческого консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «Деловой профиль» Владимир Поклад. «В 2024 году расходы отрасли на цифровизацию достигли 13 млрд рублей, при этом у трети хозяйств на IТ-инвестиции просто нет денег из-за ограниченной рентабельности», — сокрушается он. 

«Понятно, что сбор данных позволяет государству принимать административные решения, касающиеся сельского хозяйства, но сейчас фермеры могут терять сотни тысяч рублей в год, отвлекаясь на внесение данных в систему или нанимая отдельного сотрудника для этого», — соглашается фермер из Воронежской области Никита Токмаков.

Вне зоны доступа

Проблема обязательной цифровизации усугубляется нестабильным интернетом в полевых условиях: даже при наличии оборудования передача данных в реальном времени часто невозможна, обращает внимание Поклад. К тому же отключения интернета участились по всей стране, отмечает Токмаков. Значит, от разрабатываемой платформы потребуется буферизация данных, синхронизация и так далее, говорит руководитель проектов ИИ в R-Style Softlab Руслан Абдуллин. Пока же, указывает Поклад, по данным отраслевых исследований, лишь около 20% сельских территорий имеют устойчивый доступ к сетям 3G и выше, что делает платформу недоступной для многих хозяйств.

«Качество техподдержки цифровых систем сейчас оставляет желать лучшего: ответы на нестандартные запросы могут занимать несколько дней, что в критические периоды, во время посевной или уборки урожая, чревато срывом сроков отчетности и штрафами. Эти факторы делают цифровизацию не инструментом повышения эффективности, а источником дополнительных издержек, особенно для небольших фермеров»,  заключает Поклад. 

В Минсельхозе об этой проблеме знают. Проект новой платформы должен обеспечить удобный доступ к информации в условиях ограниченного интернет-покрытия в сельской местности благодаря функции офлайн-работы через мобильное приложение, говорят там. 

 

Оптимизация чиновников

Необходимость пользоваться системами не избавила аграриев от бумажной работы. Региональные отраслевые ведомства по-прежнему спрашивают отчетность, потому что в системе видят только усредненные данные и не знают, сдал ли документы конкретный фермер. «Эти отчеты сдавать по закону мы не обязаны, но, сохраняя хорошие отношения с администрациями района, города и так далее, мы этим занимаемся», — поясняет Токмаков.

Например, при перемещении животных заявка подается через цифровую систему и параллельно оформляется на бумаге. «Документы нужно распечатать, подписать, отправить по электронной почте, согласовать с ветеринарными службами», — перечисляет Наталья Суханова из «Романовых просторов».

На одном из заседаний комитета по аграрным вопросам Максим Увайдов говорил, что создание платформы и интеграция в нее всех систем может привести к сокращению числа чиновников. Прямого и массового сокращения после запуска агроплатформы ожидать не следует, полагает Поклад. «Цифровизация в данном контексте выступает скорее инструментом перераспределения функций, а не ликвидации должностей», — говорит он.

Единая платформа автоматизирует рутинные операции — ввод данных, согласование документов, формирование отчетов — но одновременно порождает новые задачи: поддержка ИИ-моделей, управление интеграцией систем, анализ больших данных, сопровождение пользователей, указывает Поклад. Эти функции требуют квалифицированных специалистов, которых сегодня в системе управления АПК явно не хватает.

 

«Более вероятен сценарий трансформации роли госслужащих: кроме выполнения рутинных процедур, они будут заниматься аналитикой, стратегическим планированием и решением нетиповых задач, требующих экспертного вмешательства», — говорит Поклад. Кроме того, будет усилен ряд функций, связанных с контролем, например за оборотом пестицидов или землепользованием. Так что эффект от платформы проявится не в количественном, а в качественном изменении кадровой структуры, резюмирует Поклад.

Forbes направил запросы в министерства сельского хозяйства Ставропольского и Краснодарского краев и Ростовской области, но ответов по поводу возможных кадровых изменений не получил. В Ставропольском крае подтвердили готовность работать в рамках новой единой платформы. 

Слить воедино

Сейчас сельхозпроизводители работают в нескольких отдельных системах, и все эти программы создавались в разное время разными разработчиками, каждая требует отдельного подхода, навыков, говорит фермер Владимир Плотов. Сейчас одну и ту же информацию приходится вносить по несколько раз, отчетность дублируется, а сами сервисы часто плохо интегрированы между собой и между ними нет обмена данными, отмечает недостатки систем и Оглоблина из аграрного комитета. 

«Объединение позволит получить доступ к данным в реальном времени, снизить количество ручных операций и ускорить ключевые процессы — от отчетности до взаимодействия с мерами господдержки», — считает Абдуллин. «Платформа призвана оптимизировать процесс заполнения статистической отчетности Минсельхоза России с помощью унификации отчетных форм и исключения дублирования», — подтверждают в Минсельхозе.

 

Впрочем, процесс это сложный. «Сейчас мы видим десятки систем с разными моделями данных и уровнями зрелости API. Часть неизбежно потребует сложных шлюзов или поэтапных «переездов», что увеличивает трудоемкость и сроки реализации», — говорит Абдуллин.

Регистрация и авторизация пользователей на платформе будет происходить через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), что обеспечит удобный переход между информационными системами. То есть пользователь вводит свой логин и пароль один раз и получает доступ ко всем системам одновременно, рассказали Forbes в Минсельхозе.

«Набросок» системы уже представили аграриям, однако пока в нем нет и намека на объединение, рассказали Forbes фермеры, успевшие ознакомиться с проектом. «Пока это сайт-окно, внутри которого после регистрации просто доступен вход в каждую из ныне действующих цифровых систем по отдельности», — рассказывает фермер из Воронежской области Никита Токмаков. По его словам, создавать что-то совсем с нуля сложно и трудозатратно, но предложить вход на все те же системы через один сайт — не решение проблемы. «Надеемся, разработчики совершат какое-то технологическое чудо и смогут заменить эти системы одной, но с простым, удобным и понятным для всех интерфейсом», — говорит Плотов.

Переход к работе в «одном окне» будет постепенным, говорят в Минсельхозе: сельхозтоваропроизводители смогут продолжать работу в существующих информационных системах параллельно с единой платформой, а отключение старых систем пока не планируется. «Это позволит минимизировать риски и предоставит пользователям возможность постепенно адаптироваться к работе на новой платформе», — пояснили в агроведомстве.

 

Платформа будет формировать огромные массивы информации (карты полей, спутниковые снимки, данные с датчиков и т.д.), это повысит требования к производительности, хранению и качеству данных этой системы, важна тут и кибербезопасность, продолжает Абдуллин.

Организационные барьеры также значительны, отмечает Поклад: координация усилий шести профильных министерств —Минсельхоза, Минцифры, Минобрнауки и др. В условиях ведомственной разобщенности сроки реализации проекта, которые выглядят сейчас очень оптимистичными, могут замедлиться.

Чем помочь?

Пока в цифровых системах аграрии большой пользы не видят. «Это дополнительная бюрократическая нагрузка. А раз уж мы тратим свое время и ресурсы на внесение информации в эти системы, даже нанимаем специалистов для работы с ними, хотелось бы, чтобы это приносило доход, позволяло анализировать данные», — говорит Плотов.

Для устойчивой работы платформа должна давать аграриям понятную пользовательскую ценность — экономию времени, помощь в принятии решений, а не только выполнение регламентных требований, соглашается лидер проекта RS-Agro, платформы по «Распознаванию болезни растений» R-Style Softlab Илья Морозов. 

 

Но платформа может быть не только инструментом контроля, уверен Поклад. Один из очевидных ее плюсов в том, что она создает основу для внедрения аналитики на базе искусственного интеллекта: прогнозирования урожайности, оптимизации логистики, мониторинга рынков. «По оценкам экспертов, полноценная цифровизация АПК к 2030 году может обеспечить рост производительности труда на 15,6%, снижение себестоимости на 5–20% и дополнительный доход отрасли до 800 млрд рублей ежегодно», — объясняет эксперт.

Одной из новых функций может стать ИИ-ассистент агронома, считает Морозов. «Речь идет о персонализированном помощнике, который работает на данных конкретного хозяйства и формирует рекомендации с учетом текущей ситуации», — рассказывает он. Такой ассистент может моделировать сценарии: например, что будет при засухе, как изменится результат при смене технологии или структуры посевов, поясняет эксперт.

Второе важное направление, отмечает Морозов, это прогнозирование проблем — например, системы раннего выявления заболеваний растений и крупного рогатого скота, возможных потерь урожая.

Помочь аграриям могут цифровые двойники хозяйств (виртуальные модели ферм и полей), позволяющие симулировать урожайность, тестировать технологии и управленческие решения без риска для реального производства, автозаполнение отчетности, интеграции с 1С и другими ERP-системами и многое другое, говорит Морозов.

 

«Перспективным элементом может стать маркетплейс отраслевых решений, где сторонние разработчики смогут размещать прикладные сервисы для АПК», — добавляет Морозов.

Пока же из уже заявленных обновлений можно назвать поэтапное, начиная с 2026 года, подключение к платформе внешних сервисов, таких как «Работа в России», Национальная товарная биржа, база климатических данных, банковских, лизинговых и страховых услуг, что создаст единую экосистему для сельхозпроизводителей, рассказали в Минсельхозе.

Программа минимум — переход от пассивной модели к проактивной, отмечает Абдуллин. «Не пользователь должен искать, куда и что подать, а система сама подсказывать, на какие субсидии есть право, где допущена ошибка, автоматически формировать пакет документов. Это особенно критично для небольших хозяйств, где нет выделенных IТ- или юридических команд», — заключает он.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2026
16+