К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Со второй попытки: «Лукойл» снова договорился о продаже зарубежных активов

Фото Michael M. Santiago / Getty Images
Фото Michael M. Santiago / Getty Images
«Лукойл» объявил, что заключил с американской инвесткомпанией Carlyle соглашение о продаже своих зарубежных активов. Покупателя на них российский нефтяной гигант ищет с октября прошлого года. До сих пор, правда, даже объявленные сделки срывались из-за отказа Минфина США одобрить их. Почему шансы Carlyle получить согласие американского Минфина выше, чем у прежних претендентов, и что она будет делать с приобретенными активами, разбирался Forbes

29 января «Лукойл» сообщил, что заключил соглашение с американской инвестиционной компанией Carlyle о продаже ей 100% LUKOIL International GmbH, владеющего зарубежными активами группы. Соглашение не является эксклюзивным и зависит от выполнения ряда условий, включая получение разрешения на сделку со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США, уточнил «Лукойл», отметив, что продолжает переговоры с другими потенциальными покупателями. Активы в Казахстане в сделку не войдут, говорится в сообщении российской компании.

Накануне известия о соглашении, 28 января, Казахстан сообщил, что подал властям США официальную заявку на приобретение долей «Лукойла» в энергетических проектах страны. Российская компания владеет долями в казахстанских нефтяных месторождениях Карачаганак и Тенгиз, а также Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), экспортирующем 80% добываемой в Казахстане нефти через Россию. 

Carlyle, которую и раньше называли в числе наиболее вероятных покупателей активов «Лукойла», в своем заявлении отмечает, что структура сделки полностью соответствует требованиям OFAC. Также компания сообщает, что приобретение активов LUKOIL International GmbH обеспечит непрерывность их операционной деятельности, поддержит безопасное и надежное функционирование предприятий, а также позволит обеспечить сохранение рабочих мест. 

 

Carlyle — одна из крупнейших инвестиционных компаний в мире. Она инвестирует в самый широкий спектр отраслей, включая аэрокосмическую и оборонную промышленность, энергетику, в том числе возобновляемые источники энергии, медицину, автопромышленность, розничную торговлю, производство стройматериалов и недвижимость, а также занимается приобретением частных предприятий с их последующей реструктуризацией и перепродажей. Компания со штаб-квартирой в Вашингтоне была основана в 1987 году. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Carlyle дважды заходила в Россию и дважды уходила из нее. В первый раз компания открыла свое представительство в Москве в 1998 году, инвестировала $12 млн в 57% акций дистрибьютора «Аптека-холдинг», но два года спустя от представительства отказалась. Вернулась компания на российский рынок в 2004 году с планом создания совместного фонда с «Альфа-групп», но уже в следующем году свернула деятельность, сославшись на неблагоприятный инвестиционный климат.

 

«Лукойл» заявил о намерении продать свои зарубежные активы 27 октября, через пять дней после того, как США ввели против него блокирующие санкции. Reuters оценивает стоимость расположенных в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Центральной Азии, Мексике и США «дочек» российской компании в $22 млрд. 

ОFAC несколько раз продлевало лицензии на ведение переговоров о продаже зарубежных активов российской компании. Текущее действует до 28 февраля этого года. Но даже если сделка увенчается успехом, то «Лукойл» не сможет получить вырученные от продажи деньги до снятия с него санкций. Средства будут заморожены на специальном банковском счете, подконтрольном США.  

Среди потенциальных покупателей, кроме Carlyle, называли крупнейшие нефтяные компании США, ExxonMobil и Chevron, холдинговую IGC, принадлежащую члену правящей семьи Объединенных Арабских Эмиратов, государственную компанию Абу-Даби Abu Dhabi National Oil Co (ADNOC), венгерскую MOL и другие.

 

Минфин США уже отклонил сделку по продаже активов «Лукойла» международному трейдеру Gunvor из-за подозрений в его связях с Россией, а также предложение обменять активы на ценные бумаги «Лукойла», ранее купленные американскими инвесторами. С таким проектом выступал американский инвестбанк Xtellus Partners, созданный на основе выкупленных менеджментом в 2018 году американских активов российского банка ВТБ Капитал.

Связи Carlyle 

Шансы на согласование OFAC сделки с Carlyle велики, считает независимый аналитик Максим Шапошников. «Было понятно, что зарубежные активы «Лукойла» продадут американцам, — говорит он. — Видно, что они вытесняют наши компании с внешних рынков, оставляя им роль поставщиков нефти и нефтепродуктов американским же торговым структурам».

Главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов также считает шансы Carlyle получить одобрение американского регулятора «достаточно реальными». «Очевидно, что эта компания не пошла бы на заключение сделки с «Лукойлом», если бы ее юристы не обсудили с соответствующими службами в США возможность какого-то сопротивления со стороны американского регулятора», — рассуждает он.

Кроме того, по мнению Громова, Carlyle не стала бы просто так подтверждать заключение соглашения с «Лукойлом». «Не самая хорошая репутация возникает у компании, если она говорит не о переговорах, а о заключении сделки, которая потом срывается, поскольку покупатель недостаточно хорошо проделал «черновую работу», — говорит эксперт.

Казахстанские активы «Лукойла» не вошли в периметр сделки с Carlyle, по словам Громова, потому, что у Казахстана есть первоочередное право на выкуп долей. «Российская компания участвует в казахстанских проектах на принципах соглашений о разделе продукции. В случае ухода инвесторов из таких проектов Казахстан получает такое право, он уже заявил, что хочет им воспользоваться», — поясняет эксперт.

 

Carlyle вполне может приобрести активы «Лукойла», поскольку компания обладает очень влиятельными лоббистами, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его словам, в Carlyle работают многие деятели Республиканской партии США, которая выдвинула Дональда Трампа кандидатом в президенты. Кроме того, полагает Митрахович, «Лукойлу» необходимо вывести средства с заблокированных счетов. «А для такой операции понадобится исключение из санкционного списка, хотя бы временное. Carlyle может для этого использовать свои лоббистские возможности», — говорит он.

Не так уверены в успешном завершении сделки эксперты аналитического центра ПСБ. «Выход в переговорах на финишную стадию позитивен, но подробностей пока крайне мало, — говорится в их комментарии. — Пока не получено согласие на продажу со стороны OFAC, и компания продолжает переговоры с другими потенциальными покупателями. Напомним, что ранее аналогичная сделка сорвалась с Gunvor. Мы умеренно оптимистично оцениваем данную новость, ожидаем конкретики».

По мнению Шапошникова, Carlyle может купить активы «Лукойла» с дисконтом и перепродать уже по более высокой цене другим компаниям, возможно, по частям. Вероятно, что-то отойдет компаниям, близким к окружению Трампа. Митрахович же считает, что приобретенные активы вполне способны приносить прибыль, поэтому Carlyle еще предстоит  решить, оставлять ли их себе или перепродавать. «Возможны оба варианта», — говорит он.