Пошел по рукам: поиск покупателей на зарубежные активы «Лукойл» продолжается

На зарубежные активы «Лукойла», от которых вторая по величине российская нефтяная компания вынуждена избавляться из-за санкций США, появляются все новые претенденты.
22 октября «Лукойл» и «Роснефть» попали под блокирующие санкции США. Это вынудило российские компании избавляться от своих зарубежных активов. У «Лукойла» их существенно больше, но уже через неделю после введения санкций покупатель был найден: компания приняла предложение крупного трейдера Gunvor Group Ltd. о приобретении всех ее зарубежных «дочек». Однако 6 ноября Минфин США заявил, что «марионетка Кремля Gunvor никогда не получит лицензию на работу и извлечение прибыли», после чего нефтетрейдер отозвал свое предложение о выкупе активов. Вслед за этим, писал Bloomberg, испанский Banco Santander отозвал предварительное согласие на выделение средств Gunvor. Santander входил в синдикат из 24 банков, согласившихся профинансировать бизнес Gunvor на $2,4 млрд уже после резкого заявления Минфина США.
1 декабря главный акционер Gunvor Торбьорн Торнквист объявил, что покидает компанию и продает 86% компании менеджменту. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин считает, что это даст возможность Gunvor, уже без Торнквиста, вернуться к обсуждению сделки с «Лукойл».
Руководитель центра анализа сырьевых рынков Института энергетики и финансов (ИЭФ) Максим Шевыренков считает, что даже сейчас Минфин США вряд ли даст Gunvor добро на покупку. «Компании еще предстоит доказать, что Торнквист перестал быть ее бенефициаром, что не произойдет обратного выкупа акций, и что Gunvor не торгует нефтью российского происхождения», — говорит эксперт. С ним согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, отмечающий, что вряд ли Минфин США так быстро переменит свое мнение о близости компании к Кремлю.
«Лукойлу» возвращение в сделку Gunvor было бы выгодно. «Компания заинтересована в продаже своих зарубежных активов единым пакетом, что позволит ей согласовать более выгодные условия и, как следствие, более комфортный дисконт к справедливой стоимости активов», — говорит Блохин.
Список желающих
Претендентов на активы «Лукойла» хватает, но не похоже, что кто-то готов выкупить все зарубежные компании единым пакетом. Forbes направил запрос в «Лукойл», но на момент выхода материала ответа не получил.
1 декабря Bloomberg сообщил, что министерство нефти Ирака планирует обратится к ряду ведущих американских производителей для передачи доли российской компании в крупнейшем нефтяном месторождении страны Западная Курна — 2. Через день Reuters со ссылкой на пять официальных источников в Багдаде сообщил, что переговоры с правительством Ирака о покупке 75% доли «Лукойла» ведет ExxonMobil.
Еще одним претендентом на зарубежные активы «Лукойла» Reuters называет, также со ссылкой на пять неназванных источников, другого американского нефтяного гиганта — Chevron. В числе потенциальных покупателей, по данным агентства, и один из крупнейших в мире американских инвестиционных фондов Carlyle, и холдинговая компания IGC, принадлежащая члену правящей семьи Объединенных Арабских Эмиратов.
Bloomberg, в свою очередь, включает в список интересующихся активами «Лукойла» государственную компанию Абу-Даби Abu Dhabi National Oil Co (ADNOC).
Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто сказал, что энергокомпании страны, крупнейшей из которых является MOL, могут быть заинтересованы в переговорах о покупке НПЗ «Лукойла» в Болгарии. Российская компания получила отдельное разрешение OFAC на их продажу до 29 апреля 2026 года. Источники Reuters подтвердили интерес MOL к покупке зарубежных активов «Лукойла», по их словам, компания уже сообщила об этом американским чиновникам.
То, что охота за активами «Лукойла» понемногу превращается в шоу, стало понятно, когда в Минфин США за разрешением о покупке обратился Бернд Бергмайер, экс-владелец MindGeek (материнской компании PornHub). В 2023 году, после большого скандала с видео несовершенолетних, свою долю предприниматель продал частной инвестиционной компании из Канады. «Очевидно, что Lukoil International GmbH была бы отличной инвестицией, и любой был бы счастлив иметь привилегию владеть этими активами», — сказал Бергмайер Reuters.
Вряд ли Бергмайер в состоянии предложить наивысшую цену за какие-то активы «Лукойла», считает Суверов из «Арикапитала». «Думаю, речь идет о пиар-ходе бывшего порно-магната, который просто хочет привлечь к себе внимание», — считает он.
Что продают
Часть активов «Лукойла» уже так или иначе пристроена. Компания заключила договор о безвозмездной передаче молдавскому правительству прав на терминал LUKOIL-Moldova в кишиневском аэропорту и о последующей его продаже.
Но вот в Финляндии принадлежащая» «Лукойлу» сеть из 430 АЗС Teboil объявила о поэтапном прекращении деятельности по мере распродажи имеющегося запаса топлива и сообщила, что ожидает ее передачи новому владельцу.
14 ноября власти Болгарии приняли закон о введении внешнего управления на предприятиях российской компании в стране — НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас», сети АЗС «Лукойл-Болгария» и других, с 17 ноября закон вступил в силу. «Лукойл» ищет покупателя на эти активы и выразил надежду, что внешнее управление не будет препятствовать продаже.
OFAC вообще продлило до 29 апреля 2026 года срок поиска покупателей для зарубежных АЗС, использующих бренд «Лукойла». До этого времени автозаправкам, в том числе находящимся в США, разрешается обслуживать клиентов, но при этом не допускается перевод денег в Россию.
Для пристраивания всех остальных активов время практически вышло. OFAC выпустило разъяснение к своей генеральной лицензии 131, разрешающей переговоры о продаже зарубежного бизнеса российской компании до 13 декабря. Из дополнения к документу следует, что даже если продажа состоится, «Лукойл» все равно не сможет получить вырученные от сделки деньги до тех пор, пока с него не снимут все санкции.
Опрошенные Forbes аналитики оценили зарубежные активы «Лукойла» в $10 млрд, но предположили, что продать их он сможет только со значительным дисконтом, максимум за $3 млрд. Еще год-два назад оценки были существенно выше: Bloomberg по состоянию на 2023 год определял стоимость активов в $21 млрд, Reuters приводил близкую цифру на 2024 год — $22 млрд.
Реальные претенденты
Активы «Лукойла» очень качественные, и, конечно, многие хотели бы добавить их в портфель, говорит Суверов. «Лукойл» будет стараться продать их, во-первых, тем инвесторам, которые могут предложить максимальную цену, а во-вторых, тем, кто относится к юрисдикциям, дружественным и США, и России. По мнению Суверова, под этот критерий подпадают компании из ОАЭ, у венгерской MOL также есть большие шансы приобрести НПЗ в Болгарии, а ExxonMobil может получить лицензию на активы в Ираке. «Если он предложит удовлетворяющую «Лукойл» цену, то сделка с большой степенью вероятности состоится, тем более, что у ExxonMobil есть экспертиза в Ираке, где он работал и понимает этот рынок», — говорит эксперт. ExxonMobil долгое время была оператором соседнего проекта Западная Курна — 1, из которого вышла в 2024 году.
Самыми серьезными покупателями выглядят ExxonMobil, Chevron, MOL и ADNOC, соглашается Шевыренков из ИЭФ. ExxonMobil интересует Ирак, Chevron — Казахстан, где он вместе с «Лукойлом» является акционером консорциума «Тенгизшевройл», разрабатывающего Тенгизское месторождение, MOL — НПЗ в Болгарии, ADNOC — проекты по первичной добыче и переработке газа в Узбекистане.
На другие активы, например, на месторождения WEEM (West Esh El-Mallaha) в Египте и Аматитлан в Мексике, в каждом из которых «Лукойлу» принадлежит 50%, явных претендентов пока нет. Так что вряд ли «Лукойл» сможет продать все иностранные компании единым пакетом, хотя, по версии Bloomberg, компания хотела бы именно этого.
