
Бриллиант насыщенного голубого оттенка, ограненный в форме капли и оправленный в кольцо, весил 6,43 карата, не имел внутренних дефектов и оценивался примерно в $11 млн. В поданном в июле иске нью-йоркская компания Scarselli Diamonds утверждает, что отправила этот бриллиант в салон Lugano Diamonds, расположенный в Майами, в январе 2025 года после многомесячной проверки, завершения 14 сделок на сумму $44 млн и получения подтверждения, что страховая компания Lloyd's of London покроет стоимость драгоценного камня в случае каких-то проблем. Scarselli Diamonds отправила бриллиант гендиректору Lugano Diamonds Мордехаю «Моти» Фердеру 28 января 2025 года для презентации потенциальному покупателю в Майами, после чего камень должен был быть возвращен по первому требованию.
В конце февраля для всех стало неожиданностью, когда после требования Scarselli Diamonds вернуть бриллиант и несколько других драгоценных камней для ювелирной выставки в Гонконге в марте Lugano Diamonds вернула все запрошенные драгоценности — кроме голубого бриллианта. «Еще работаю над этим», — якобы ответил Фердер в сообщениях в WhatsApp.
В апреле, через несколько дней после того, как Forbes USA опубликовал статью о невероятном успехе Фердера и его компании, инвестиционная фирма Compass Diversified, материнская компания Lugano Diamonds, по-видимому, получила совет более внимательно изучить поведение их звездного гендиректора. В то время неподражаемый глава ювелирной компании находился на своей родине — в Израиле, где и проживает сейчас. Compass Diversified вместе с другими руководителями Lugano Diamonds оперативно инициировала начало бухгалтерской экспертизы, в ходе которой были выявлены нарушения.
Кроме того, было установлено, что Фердер «создавал фиктивные сделки купли-продажи для завышения отчетной выручки», продавал товары, которые либо не существовали, либо не принадлежали Lugano Diamonds, и заключал многочисленные незадекларированные финансовые соглашения с третьими сторонами, которые не отражались в балансе компании.
В мае Lugano Diamonds, которую теперь возглавляет присоединившийся в прошлом году бывший руководитель Bulgari Джош Гейнор, признала, что не знает о местонахождении множества бриллиантов, включая голубой бриллиант Scarselli Diamonds. Спустя два месяца Scarselli Diamonds подала иск на Lugano Diamonds, Compass Diversified и Lloyd's of London в Верховный суд округа Ориндж на сумму $13,5 млн, описав пропавший голубой бриллиант в иске как «драгоценный камень, которому, возможно, не будет равных в течение десятилетий». В электронном письме владелец ювелирной компании Давиде Скарселли отказался от комментариев. Он является одним из двух десятков инвесторов в бриллианты, которые утверждают, что Lugano Diamonds задолжала им более $1,5 млн.
Lugano Diamonds, закрывшая свои салоны в Лондоне, Коннектикуте и Вашингтоне, по-прежнему управляет шестью другими точками, а также передвижным бутиком, который появляется на мероприятиях конного спорта. В своем иске против Фердера она обвинила бывшего гендиректора в хищении голубого бриллианта. В ноябре компания подала заявление о банкротстве. В середине января компания была приобретена подразделением Gordon Brothers.
Несмотря на то, что предполагаемые мошеннические действия, произошедшие в стенах Lugano Diamonds, нанесли ущерб множеству сторон, самой главной жертвой стала публично торгуемая инвестиционная фирма Compass Diversified (обычно обозначаемая тикером CODI), которой принадлежат контрольные пакеты акций в компаниях среднего рынка, таких как производитель сухого горючего Sterno Products.
В сентябре 2021 года Compass Diversified выплатила Фердеру $198 млн наличными за 60% пакет акций ювелирной компании, базирующейся в Ньюпорт-Бич, Калифорния. «Lugano Diamonds использует инновационную бизнес-модель, которая дает клиентам компании множество преимуществ. Мы уверены, что она будет способствовать нашей трансформации и ускорит коллективный рост CODI», — заявил гендиректор Compass Diversified Элиас Сабо вскоре после приобретения. В то время инвестиционная фирма находилась на пике своего успеха — ее рыночная капитализация в декабре 2021 года достигла $2 млрд.
В течение нескольких лет Lugano Diamonds была главной драгоценностью инвестиционного портфеля Compass Diversified. Компания выпускала рекламу с участием известной наездницы Джорджины, дочери Майка Блумберга, а также миллиардерши Шейлы Джонсон. Lugano Diamonds казалась настолько финансово успешной, что пообещала выделить $30 млн десяткам некоммерческих организаций, включая $1 млн музыкальной школе в округе Ориндж и $2,5 млн на обеспечение бесплатного посещения Музея искусств округа Ориндж в течение 10 лет. В 2024 году доход компании резко вырос на 50%, до $471 млн, а показатель EBITDA взлетел до $195 млн по сравнению с $30 млн в 2021 году.
Отличные показатели Lugano Diamonds облегчили Compass Diversified, базирующейся в Гринвиче, штат Коннектикут, финансирование остальных своих предприятий — в настоящее время она имеет доли в восьми компаниях, включая Sterno, PrimaLoft, производителя утеплителя для пуховиков, используемого в таких брендах, как Patagonia, Helly Hansen и Lululemon, а также производителя средств женской гигиены Honey Pot.
Сабо, который ранее работал в CIBC Oppenheimer и хедж-фонде Colony Capital, принадлежащем миллиардеру Тому Барраку, присоединился к Compass Diversified в 1998 году в возрасте 27 лет. Почти 20 лет спустя Сабо, известный тем, что в свободное время любил принимать участие в автогонках, стал гендиректором инвестиционной фирмы, которая на тот момент оценивалась примерно в $1 млрд.
«Говоря простым языком, если я буду финансировать десять предприятий с показателем EBITDA в $50 млн по отдельности, то выйдет гораздо дороже, чем если бы я выделил им совокупное финансирование на общую сумму в $500 млн как одному бизнесу», — ответил он.
По словам Сабо, его цель заключалась в создании своего рода мини-аналога Berkshire Hathaway. Однако, в отличие от Berkshire, Compass Diversified взимает с каждой дочерней компании комиссию за управление. Согласно анализу документов, поданных в SEC, размер комиссии составляет примерно 2% от «скорректированных чистых активов» каждой компании портфеля плюс поощрительная комиссия за управление в размере 0,25% от активов, если рентабельность капитала превышает 12% в течение трех лет подряд. Руководство также получает 20% от прибыли при выходе из портфельной компании. Тем не менее у портфельных компаний существует некоторая свобода выбора: например, в 2023 году PrimaLoft договорилась о комиссии в размере 1%. В случае с Lugano Diamonds активы в основном соответствовали ее товарным запасам, которые к концу 2024 года достигли стоимости $700 млн (до пересмотра отчетности) на фоне кредитов от Compass Diversified на сумму $660 млн. Таким образом, Сабо и его управленческая команда получили бы в том году $14 млн за управление исчезающим запасом драгоценностей Фердера.
Еще в конце 2024 года Сабо объяснил Forbes USA, как принятые стимулы побудили его команду внимательно следить за портфельными компаниями, включая Lugano Diamonds. «Мы принимаем активное участие в жизни наших портфельных компаний, помогаем определять стратегию и формируем культуру ответственности, — сказал он. — Поэтому наше сотрудничество с ними гораздо более интенсивное». На вопрос о том, что эта модель стимулирует Compass Diversified к покупке компаний, которые имеют большие товарные запасы и требуют оборотного капитала, Сабо ответил: «Это лишь один из взглядов на эту ситуацию. Я могу выделить капитал бизнесу с большим оборотом, такой как Lugano Diamonds, и наблюдать за рентабельностью инвестированных средств, которая действительно взлетает на новые высоты, что совершенно не похоже ни на один известный мне бизнес».
Но оказалось, что ситуация была слишком хороша, чтобы быть правдой. После краха Lugano Diamonds фирма Compass Diversified, которая убрала почти все упоминания ювелирной компании со своего сайта, была вынуждена пересмотреть свою финансовую отчетность. В декабре она пересмотрела консолидированные финансовые отчеты за три года, которые показали, что доход Lugano Diamonds в 2024 году был на 85% ниже, чем сообщалось ранее. Между тем Compass Diversified скорректировала свою консолидированную выручку за 2024 год с $2,2 млрд до $1,8 млрд; чистая прибыль фирмы в $12,8 млн изменилась на убыток в $209 млн, а активы баланса были снижены на $750 млн — до $3,3 млрд. За последний год акции Compass Diversified обвалились на 70% — сегодня стоимость фирмы составляет лишь $500 млн.
Кроме того, без предполагаемой прибыли Lugano Diamonds фирма Compass Diversified объявила дефолт по долгу в размере $1,8 млрд, около трети которого она предоставила ювелирной компании в кредит в течение нескольких лет. Чтобы избежать немедленного взыскания долга, инвестиционная фирма была вынуждена заключить соглашение с консорциумом кредиторов, который возглавляли Bank of America и JPMorgan Chase. Среди новых условий кредиторов было требование, чтобы Compass Diversified вдвое сократила комиссионные сборы, взимаемые с дочерних компаний, и ограничила их размер до $10,5 млн в квартал. Руководство фирмы также обязалось вернуть акционерам $43 млн в виде излишних комиссий, ранее полученных от Lugano Diamonds, и покрыть 20% убытков ювелирной компании, отказавшись от примерно $100 млн будущей прибыли, которая должна была быть распределена между акционерами.
Обманутые владельцы драгоценных камней и инвесторы по-прежнему надеются вернуть свои бриллианты или хотя бы часть средств. Они также добиваются судебного решения о заморозке выручки от продажи в июне прошлого года дома Фердера в Корона-дель-Мар (по утверждению истцов, цена была ниже рыночной и составила $7 млн) холдинговой компании, созданной риелтором из округа Ориндж и другом Фердера. В настоящий момент этот дом выставлен на продажу за $9,2 млн.
Согласно копиям контрактов, включенных в судебные документы, суть предполагаемых мошеннических действий заключалась в продаже долей в конкретных бриллиантах состоятельным клиентам с обещанием значительной доли прибыли, когда камни будут огранены в ювелирные изделия и проданы другим покупателям. Фердер пообещал клиентам выплачивать проценты на вложенные средства во время ожидания продажи изделий.
Один из таких истцов, Кристофер Уинтерс, утверждает, что ему должны $9 млн за инвестиции в бриллианты, сделанные в 2023-2024 годах. Согласно информации в контрактах, он заплатил Фердеру $3 млн за приобретение 50% трех бриллиантов. Фердер обещал Уинтерсу ежемесячные выплаты в размере 10% от основной суммы во время поиска потенциального покупателя. По словам Уинтерса, он получил выплаты лишь один раз. Теперь он считает, что Фердер, возможно, вообще не владел этими бриллиантами.
Согласно документам, поданным Compass Diversified в SEC, в бухгалтерских книгах Lugano Diamonds денежные поступления от таких продаж отражались как обычные доходы. Нигде не было указано, что компания обязана была погасить основную сумму долга или поделиться прибылью. Бухгалтеры, нанятые Compass Diversified, позже определили, что сделки с бриллиантами, которые заключал Фердер, должны быть переклассифицированы как обязательства на сумму $184 млн, подлежащие погашению.
После раскрытия правды всплыл вопрос о том, как Compass Diversified и сам Сабо могли не заметить все это. По словам адвоката Фердера Джеффа Ривза, Сабо был в курсе всего, и Фердер — лишь козел отпущения, ставший жертвой «печальной и очевидной попытки переложить вину».
Ривз утверждает, что такие схемы финансирования были обычной практикой в индустрии премиальных ювелирных изделий, и Compass Diversified с ее ревизионной комиссией, внутренними и внешними аудиторами не могла оставаться в неведении. «Compass Diversified ничего не упустила. Она была в курсе того, что происходило, — говорит Ривз. — Не было никакого мошенничества».
Кроме того, Ривз опровергает утверждения представителей Lugano Diamonds о том, что Фердер «похитил миллионы из Lugano Diamonds, санкционировав мошеннические банковские переводы в свой собственный траст Haim Family Trust».
«Фердер, его семья или какие-либо связанные с ним организации не получали никаких денежных переводов, — заявляет Ривз. — Каждый доллар, выплаченный третьими сторонами в соответствии с этими соглашениями, поступал непосредственно в Lugano Diamonds. Утверждения об обратном не только ошибочны, но и могут повлечь за собой судебное преследование».
Более того, Ривз утверждает, что Compass Diversified в настоящее время пытается скрыть факты. По его словам, «снижение доходов, о котором заявляют представители Compass Diversified, является вымыслом» и частью ложной версии, призванной скрыть вину инвестиционной фирмы за ненадлежащий контроль за финансовой отчетностью Lugano Diamonds. Compass Diversified была в курсе этих сделок и «оставила их в силе, чтобы воспользоваться операционными преимуществами».
Представитель 54-летнего Сабо передал Forbes USA его отказ комментировать крах Lugano Diamonds и раскрывать информацию о том, был ли кто-нибудь уволен в связи со скандалом. На данный момент в Compass Diversified утверждают, что Фердер «полагался на сложную сеть неизвестных на данный момент контрагентов» и «шел на исключительные меры для игнорирования или обхода мер контроля», установленных Compass Diversified. Представитель Lugano Diamonds также заявляет, что Том Фердер, сын бывшего гендиректора и бывший руководитель отдела развития бизнеса компании, участвовал в этой схеме, используя свои связи для организации теневых сделок с бриллиантами. В документах, поданных в SEC, также утверждается, что Фердер манипулировал сотрудниками Lugano Diamonds, «проявившими недостаточную осмотрительность».
Адвокат Фердера утверждает, что в эту предполагаемую «сложную сеть» входили практически все сотрудники Lugano Diamonds, включая временного гендиректора Джоша Гейнора (который отказывается давать интервью), и подтверждает, что его клиент, против которого не было выдвинуто никаких уголовных обвинений, намерен подать встречные иски. «Ничто из того, что утверждает Compass Diversified, если бы это было правдой, не могло произойти без ведома и участия множества людей», — говорит Ривз. «CODI отвергает предположения о своем участии в мошеннических действиях Фердера, потворстве им или извлечении из них выгоды», — заявил представитель Compass Diversified в своем ответе Forbes USA.
Разбираться в этой ситуации было для Compass Diversified довольно сложной задачей, которая отняла у компании много времени. В заявлении для Forbes USA компания поделилась, что у нее нет оснований полагать, что мошенничество вышло за пределы Lugano Diamonds и что Сабо и его команда «вводят изменения в кадровую политику, процессы и структуру для усиления надзора и контроля». Они приняли довольно мудрое решение, передав функцию внутреннего аудита на аутсорсинг и добавив новую должность по надзору за рисками и соблюдением нормативных требований, подчиняющуюся комитету по аудиту. Сам Сабо в прошлом году завязал с автогонками Gran Turismo (GT) в команде Flying Lizard Motorsports.
Остатки Lugano Diamonds были приобретены, вероятно, за менее чем $200 млн Enhanced Retail Funding, подразделением Gordon Brothers, специализирующемся на ликвидации ретейлов. Lugano Diamonds продолжает свою работу в условиях банкротства — несколько магазинов, в том числе в Чикаго, Хьюстоне и флагманский салон в торговом центре Fashion Island в Ньюпорт-Бич по-прежнему открыты.
В июле 2027 года наступит решающий момент: в это время истечет срок действия основной обеспеченной кредитной линии, получившей рейтинг B+ от S&P. Для снижения уровня задолженности в скором времени Compass Diversified может начать продавать другие свои подразделения. По словам Сабо, который недавно выступил на конференции с инвесторами, их «модель всегда заключалась в том, что любую часть можно продать в любой момент». Портфельный менеджер Allspring Funds Джим Трингас считает, что они легко смогут найти покупателей для компании Boa (с доходом в $190 млн в 2025 году), специализирующейся на производстве запатентованных систем застежек для шлемов, ботинок и сапог (в качестве альтернативы шнуркам и пряжкам). Compass Diversified инвестировала около $460 млн в Boa, приобретя 83% пакет акций и предоставив компании кредиты. Кроме того, сейчас может быть удачный момент для продажи производителя редкоземельных магнитов и другого высокотехнологичного металлического оборудования Arnold Magnetics (с доходом в $160 млн), который в 2012 году получил инвестиции в размере $130 млн. Производитель 5.11 является их крупнейшей дочерней компанией по объему выручки — в прошлом году продажа тактического снаряжения для правоохранительных органов принесла компании $540 млн.
Трингас, преданный сторонник Compass Diversified, решил сохранить свои акции. «Моя модель не учитывала массового мошенничества в крупнейшей дочерней компании Compass Diversified», — вздыхает он. Однако теперь, когда кошмар в основном остался позади, он считает, что Compass Diversified без труда сможет вернуть свой уровень долговой нагрузки за линию, не превышающую четырехкратный показатель EBITDA, путем продажи дочерних компаний. Трингас оптимистично смотрит на ситуацию, отмечая, что Compass Diversified теперь имеет значительный налоговый убыток, перенесенный на будущие периоды, который можно будет использовать для защиты прироста капитала от налогообложения.
Чарли Чжан, предприниматель из округа Ориндж и давний клиент Lugano Diamonds, все еще не теряет надежды. Будучи китайским мигрантом, он прибыл в Южную Калифорнию в начале 1980-х годов с $20 в кармане, в будущем превратив их в сеть ресторанов Pick Up Stix, которую он продал TGI Fridays в 2001 году. Пока он ищет других спонсоров, Чжан все еще надеется, что Lugano Diamonds выплатит $1 млн, обещанных его некоммерческой учебной академии Orange County Music & Dance в Ирвине. «Я по-прежнему состою в их клубе и не собираюсь покидать его, — говорит Чжан, отмечая, что скучает по своему другу Моти. — Я оптимист».
Перевод Ксении Лычагиной
