К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Карта удачи: как зарплатные проекты повышают лояльность сотрудников и доходы бизнеса

Отмена «зарплатного рабства» обострила конкуренцию на финансовом рынке. Чтобы сохранить компании на зарплатных проектах, одни банки ввели комиссии за перевод оплаты сотрудникам на карты других банков, другие предложили клиентам дополнительные сервисы. Поиски партнера с комфортным обслуживанием привели сеть ресторанов «Додо Пицца» и онлайн-школу SkillFactory к выгодному открытию: зарплатные карты могут послужить инструментом развития бизнеса и мотивации персонала.

Еще осенью 2014 года в России были приняты поправки в Трудовой кодекс, отменяющие «зарплатное рабство» — когда сотруднику для выплаты заработной платы навязывался только один конкретный банк. Однако на практике новые правила распространялись довольно сложно. Компании настойчиво предлагали сотрудникам прежние стандартные условия, чтобы избежать повышенной операционной нагрузки на бухгалтерию. Некоторые крупные банки ввели комиссии за зарплатные переводы на карты конкурентов, причем с прогрессирующими ставками — чем большие суммы переводишь, тем выше плата. Одновременно с этим на рынке появились зарплатные проекты, построенные на принципиально другом подходе — удерживать и привлекать клиентов дополнительными возможностями.

Личное и корпоративное

«Мы и прежде шли навстречу сотрудникам, — рассказывает Дмитрий Вязов, заместитель финансового директора управляющей компании «Додо Франчайзинг». — Даже если банк N выбирали всего два сотрудника, перечисляли туда зарплату, несмотря на сопутствующие сложности».

С техническими неудобствами в «Додо» справились довольно быстро: уровень IT-решений вырос, и все процессы, связанные с формированием платежных поручений и реестра, полностью автоматизировали. А вот снизить финансовые издержки не удавалось. Напротив, они постоянно росли. В банке, который на тот момент обслуживал зарплатный проект «Додо Франчайзинг», действовали прогрессирующие комиссии на переводы в другие банки. В какой-то момент доля таких платежей увеличилась настолько, что превратилась в ощутимую сумму. «С перевода зарплат на 3 млн рублей бизнес может заплатить около 2% комиссии — это 60 000 рублей, — отмечает Дмитрий Вязов. — При этом компании средней руки платят в месяц гораздо больше трех миллионов. Терять деньги не хотелось».

Для начала в «Додо Франчайзинг» провели опрос и выяснили: 90% сотрудников предпочитают всего два банка. Именно с ними и заключили договоры на ведение зарплатных проектов. Чтобы минимизировать затраты, сравнили условия обслуживания. «Ранее за некоторые опции — овердрафт, гибкие лимиты — приходилось бороться, — вспоминает Вязов. — В «Тинькофф Бизнесе», с которым мы договорились, они были частью стандартных пакетов». Обслуживание подразумевало, к примеру, такую выгодную возможность, как овернайт — краткосрочный депозит на одну ночь, когда деньги компании фактически выводятся из оборота и не приносят прибыли. Но самое главное — выбранный «Додо» тариф не предполагал комиссии за переводы в другие банки. От бухгалтера требовалось лишь загрузить реестр сотрудников в личный кабинет «Тинькофф Бизнеса». В итоге сформировалась оптимальная для «Додо» схема. В первый банк перечисляется зарплата лишь обладателям его карт. Через «Тинькофф» проводятся все остальные платежи. Новому сотруднику необязательно оформлять зарплатную карту — он может воспользоваться имеющейся у него. 

«Мы поддерживаем компании, которые не принуждают сотрудников к выбору определенного банка, и создали для них сервисы, позволяющие платить в любые банки», — поясняет Евгений Наумов, руководитель проектов «Тинькофф Бизнеса». 

Расчетно-кассовым обслуживанием партнерство не ограничилось. С подачи одного из франчайзи в штаб-квартире «Додо Пицца» решили выпустить зарплатные карты с корпоративным дизайном. Хотя люди, как правило, относятся к «пластику» прагматично, в компании помнили о социальной психологии: всегда есть сотрудники, которым важно ощущать «я — часть команды», и те, кто связывает демонстрацию причастности к известному бренду со своим уровнем профессионализма. Брендированные карты помогают укрепить корпоративную лояльность, при этом их выпуск в «Тинькофф» не требовал дополнительных трат.

Сейчас 60% сотрудников «Додо» получают зарплату на карты «Тинькофф». Как показал внутренний опрос, выбор был обусловлен удобством мобильного приложения, возможностью оплачивать коммунальные платежи без комиссии, кэшбэком и разнообразными дополнительными сервисами, позволяющими на привлекательных условиях купить билет в кино или абонемент в фитнес. «Мы поняли, что зарплатные проекты больше не воспринимают как способ получить зарплату. К этому относятся как к набору опций для рационального управления собственными финансами», — говорит Дмитрий Вязов.

Карта Tinkoff Black, выпущенная для «Додо Франчайзинг», предполагает базовый кэшбэк 1%. Для сотрудников «Додо» установлен дополнительный постоянный кэшбэк в категории «Фастфуд и рестораны» в размере 5%. Они также могут по своему выбору устанавливать повышенный кэшбэк в других категориях. Причем начисляются не баллы — на счет поступают деньги. «Конечно, повышенный кэшбэк не решает всех задач по построению крепкой команды, — признает Дмитрий Вязов. — Но это приятный бонус. Здорово, что «Тинькофф» помогает нам сделать отношения с сотрудниками еще лучше».

Преимущества в пакете

Как обеспечить сотрудников зарплатными картами, если они работают в разных уголках страны? Онлайн-школа SkillFactory, обучающая Data Science, программированию и анализу данных, нанимает методистов, продюсеров, аналитиков и других специалистов, которые работают дистанционно из любых городов России. Раньше каждому новому сотруднику, оформленному в штат, приходилось приезжать за картой в отделение банка, ведущего зарплатный проект, и это было очень неудобно. «Когда мы перешли в «Тинькофф», сразу поняли: про эти трудности можно забыть, — рассказывает Александра Тарнопольская, операционный директор SkillFactory. — Карты выпускались быстро, курьеры оперативно привозили их каждому сотруднику на дом. Кроме этого, нам предложили простой способ для выплаты декретных и детских пособий».

С 1 июля 2020 года все работодатели обязаны перечислять пособия, финансируемые из федерального бюджета, исключительно на карты национальной платежной системы «Мир». В SkillFactory всем уходившим в декрет приходилось оформлять еще одну карту. Персональный менеджер «Тинькофф Бизнеса» предложил решение — виртуальные карты «Мир», привязанные к зарплатному проекту компании. Эта опция понравилась не только уходящим в декрет, но и другим сотрудникам: «Мир» активно развивает собственные программы кэшбэка, позволяющие, в частности, экономить на поездках в общественном транспорте, оплачивать без комиссии госпошлины и возвращать налоги за крупные покупки.

Свои курсы SkillFactory создает вместе с экспертами IT-индустрии. Авторы, менторы, преподаватели — это внешние подрядчики. Для расчетов с ними компания использует сервис работы с самозанятыми от «Тинькофф Бизнеса». «У нас снизилась комиссия за выплаты самозанятым подрядчикам, мы получили сервис, который позволяет оплачивать услуги реестром и пробивать за подрядчиков чеки. «Тинькофф Бизнес» сделал нам интеграцию с 1С, что дает возможность автоматически формировать бухгалтерские проводки, экономя время бухгалтеров», — отмечает Александра Тарнопольская.

«Когда клиент видит целый комплекс выгод, это становится лучшим аргументом в пользу выбора нашей экосистемы», — говорит Евгений Наумов. Зарплатный проект в «Тинькофф» принес SkillFactory еще и дополнительный доход. Дело в том, что некоторые подрядчики онлайн-школы имеют статус нерезидента. Обработка валютных платежей отнимала много времени: для подготовки платежных поручений нужно собрать внушительный пакет документов и проверить на соответствие требованиям валютного контроля. Компания планировала нанять в бухгалтерию специального сотрудника, но в «Тинькофф Бизнесе» предложили услуги своего штатного ассистента. Он взял на себя оформление платежных поручений и консультировал по сложным регуляторным вопросам. Такой поддержки оказалось достаточно, чтобы за год отладить процесс валютных выплат внутри SkillFactory. А открытие в «Тинькофф Бизнесе» счетов в евро и долларах позволило школе расширить аудиторию студентов. Как известно, одно из ключевых преимуществ онлайн-обучения — это отсутствие границ. На русском языке сейчас говорят около 260 млн человек почти в 30 государствах, и самые молодые и активные представители этой аудитории время от времени интересовались курсами SkillFactory. «К сожалению, нам приходилось отказывать клиентам: в банке, где мы обслуживались ранее, была возможность получать оплату только в рублях», — говорит Александра Тарнопольская. Валютное обслуживание, совмещенное с зарплатным проектом, оказалось для SkillFactory такой же синергетической комбинацией, как депозит овернайт для «Додо Пицца». Благодаря возможности принимать валютные платежи компания уже заработала дополнительно полмиллиона рублей (в пересчете по текущим курсам).

«Выбирая нового партнера по зарплатному проекту, мы и подумать не могли, что одновременно решим столько важных для бизнеса задач, — говорит Александра Тарнопольская. — Мы получили комфортные условия для сотрудников и приступили к развитию новых перспективных направлений, делающих бизнес-модель SkillFactory более устойчивой и прибыльной».  

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+