К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Большая самопроверка: зачем Аскона развивает собственную испытательную лабораторию

Большая самопроверка: зачем Аскона развивает собственную испытательную лабораторию
По-настоящему инновационные решения возможны только с настоящей испытательной базой. В лаборатории группы компаний «Аскона» каждую новинку нагружают буквально на износ, прежде чем одобрить к продаже. И это только малая часть тестовых технологий, благодаря которым оригинальные разработки превращаются в хиты продаж, а процент брака в производстве сводится к минимуму.

В лаборатории сна, созданной на заводе Аскона в Коврове в 2009 году, не бывает перерывов — материалы или образцы продукции тестируются круглосуточно. Причем испытания проводятся не только на соответствие российским ГОСТам, но и европейским стандартам ISO. «Второй такой экспериментальной площадки на территории СНГ вы не найдете. Многие иностранные эксперты называют ее одной из лучших в Европе, — не скрывает гордости заведующий лабораторией Владимир Папин. — В ближайшие месяцы мы планируем ее существенно модернизировать: сначала переезд в новый корпус, площади которого будут больше нынешних почти в три раза, а затем обновление части оборудования».

Зачем компания вкладывает десятки миллионов рублей в технологии тестирования? «Инновации — часть ДНК нашей компании, — поясняет директор по ассортименту ГК «Аскона» Елена Корчагова. — Но они требуют крепкого фундамента — высокого качества продукции. Если не соответствовать этому условию, не получится следовать за трендами, которые в ближайшие годы станут для нашего рынка определяющими». 

Технологичный отдых

Когда речь заходит об автомобилях, бытовой технике или гаджетах, инновационные разработки воспринимаются как естественная возможность обрести более высокий уровень комфорта. Инновационные товары для сна вызывают не только вопросы, но и скепсис: неужели по части матрасов, подушек, одеял и т. п. еще не все придумано? Разве недостаточно просто лечь в кровать? Однако данные ВОЗ на этот счет неутешительны: несколько лет назад нарушениями сна страдало около 15% населения Земли. Из-за пандемии ситуация значительно ухудшилась — теперь с такими проблемами сталкиваются около 40% людей. Последствия гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.

Если человек регулярно не высыпается, это не просто снижает рабочую активность. В будущем это может спровоцировать развитие ожирения, депрессивных состояний, диабета и повышение артериального давления. Причем наибольшему риску подвержены жители мегаполисов, то есть самое экономически активное население. Поисками эффективного решения занялась индустрия Sleep Tech, объединившая совершенно разные категории товаров для здорового сна: матрасы, подушки, гаджеты, мобильные сервисы, пищевые добавки. К Sleep Tech относят и производителей тканей и наполнителей с инновационными гигиеническими свойствами. Например, чехлы для матрасов могут изготавливаться из тканей со встроенными мини-капсулами с натуральным ароматическим снотворным и безвредными для человека антибактериальными пропитками. В качестве наполнителей выбираются легкие дышащие синтетические материалы, быстро впитывающие выделяющуюся во время сна влагу. По оценкам Statista Research, к 2024 году мировой рынок товаров для сна вырастет до $585 млрд. Не исключено, что темпы роста опередят прогнозы.

В Европе и США становится нормой ответственное отношение ко сну. Это серьезная проблема для экономики страны, поэтому потребители активно интересуются, как обеспечить себе здоровый сон. В России эта тема также постепенно приобретает актуальность. 

Ставка на свое

Еще недавно представить себе претендентов на ведущие рыночные позиции без собственных R&D было невозможно. Но современная экономика позволяет выводить отдельные компетенции на аутсорсинг. Большинство производителей товаров для сна предпочитают отправлять все образцы на тестирование в независимые лаборатории. Почему? Создание собственной площадки — весьма затратный путь. Например, роллер для тестирования матраса стоит от 2 млн рублей, и при широком ассортименте одной такой машины явно недостаточно. И самое главное: инвестиции окупают себя, только когда структурная единица глубоко интегрирована в производственные цепочки. 

В группе компаний «Аскона» с самого начала видели себя в желтой майке лидера и планировали создать у себя все ключевые для инновационного производства структуры. Зеленый свет для тестовой лаборатории зажегся в 2009 году. Владимир Папин поехал на стажировку в Швецию, где расположена одна из самых современных лабораторий Европы. Продукцию туда направляют крупные европейские производители и ретейлеры, в том числе известная своими жесткими стандартами IKEA. Шведские специалисты рассказывали о методиках проверки, разновидностях станков, нюансах расположения образцов. Знания и связи пригодились на этапе закупки оборудования. Разработчики — всемирно известные Zwick, TEXO, а также российские и китайские фабрики — охотно делились своей экспертизой. 

Но все же готовых решений для разных категорий товаров никто не предлагал, их пришлось разрабатывать самостоятельно. «Изучали чужой опыт, консультировались, ездили в научные центры — использовали все возможности, чтобы выстроить максимально эффективную систему, адаптированную к специфике нашего производства», — вспоминает Владимир Папин. 

Финальное тестирование матрасов — это прокатка тяжелым роллером: 30 000 циклов для модели экономкласса и 50 000 циклов для премиум-класса. Только после этого можно объявлять потребительскую гарантию на 25 лет. 

Расширенный стандарт

Поставлять в российские магазины IKEA широкую линейку бюджетной продукции — матрасов, подушек, постельного белья — ГК «Аскона» начала более 10 лет назад. Спустя некоторое время специалисты ИКЕА предложили расширить партнерство. Раз в год шведский ретейлер проводил обязательное тестирование всех продающихся в его магазинах диванов, кроватей и отдельных комплектующих. Образцы приходилось направлять в Польшу, Италию, Швецию и мириться с издержками: доставка крупногабаритных товаров обходится дорого. После аудита и квалификационного экзамена для сотрудников лаборатории Аскона эксперты из штаб-квартиры IKEA одобрили локализацию испытаний: всем российским производителям и поставщикам гипермаркетов рекомендовали тестировать свою продукцию в Коврове. 

В 2015 году IKEA выдвинула новое требование: вся производимая для нее продукция должна проходить проверку на прочность — статическую и циклическую нагрузку и вертикальный удар. Это означало переход на европейскую систему оценки качества. Несмотря на существенные затраты, топ-менеджеры группы «Аскона» прекрасно понимали их необходимость. Стимулом стали и экспортные амбиции — вопреки стереотипам, спрос на качественные и недорогие товары для сна из России в Европе был стабильно высоким. Так началось внедрение стандарта ISO.

Какие результаты это принесло? Значительно проще стало отбирать самые перспективные материалы и сырье — заключение по отдельным материалам дается всего через два-три часа. Удалось наладить сбор комплексной информации о готовой продукции. Например, проводить спектральный анализ металлической проволоки (во многом ее состав определяет качество пружинного блока), оценивать долговечность пружинных блоков и получать точные данные, какие из них подходят людям с определенной массой тела. Пенополиуретан, входящий в состав анатомических матрасов, также нуждается в проверке на износостойкость. Образцы проходят тесты на напряжение сжатия, предел прочности на разрыв, разрывное удлинение, эластичность по откосу, остаточную деформацию сжатия.

«Мы сэкономили миллионы рублей, не допустив в производство товары с недоработками, — убежден Владимир Папин. — Общий уровень качества за счет горизонтальных связей между лабораторией, конструкторами и маркетологами ощутимо вырос».

Европейские стандарты гораздо жестче российских, но универсальными их все же не назовешь. В России существуют свои особенности эксплуатации, которые типовые методики не учитывают. К примеру, подлокотникам диванов в Европе достаточно выдержать нагрузку в 300 кг. В России некоторые модели, успешно прошедшие этот тест, вызвали у потребителей нарекания. Во время уборки россияне часто отодвигают диван за подлокотник. Чтобы правильно рассчитывать нагрузку, в лаборатории разработали собственный тест на волочение. Еще одна российская особенность — порожки на входе в комнату, поэтому ножки дивана проходят дополнительный тест на прочность с ударом. 

Мелочей не бывает — в лаборатории сна придерживаются именно этого принципа. Когда в отдел качества поступили жалобы на пожелтевшую на спинках кроватей краску, в отдельной комнате установили температуру +25 градусов и смоделировали попадание солнечных лучей. От образцов, не прошедших испытание, сразу же отказались. 

Всем доброго сна

«Умение отобрать перспективные материалы и комплектующие, выбрать лучшие из них и быстро трансформировать в качественный продукт — очень важный навык, — поясняет Елена Корчагова. — Благодаря этому мы первыми в России вывели на рынок несколько инновационных новинок». 

Умная подушка Smart Pillow, продажи которой стартовали в 2015 году, благодаря гранулам из латекса поддерживает голову и шею в правильном положении. Экологичная пена содержит охлаждающий гель, улучшающий воздухообмен. Но основная ее ценность — диагностическая. Любые нарушения сна правильнее обсуждать с доктором. Увы, большинство россиян вряд ли потратит время на визит к сомнологу. И уж тем более далеко не каждый корректно опишет симптомы, на которые необходимо обратить внимание. Высокоточный сенсор Smart Pillow отслеживает микродвижения, анализирует глубину дыхания и сердечный ритм. На основе собранных данных мобильное приложение Askona Sleep формирует отчет и рекомендует способы устранения нарушений.

В категории матрасов уникальной разработкой стала пружина «песочные часы». От традиционных ее отличает форма: верхняя и нижняя части расширены, середина сужена. Такая конструкция обеспечивает устойчивость к весьма высоким нагрузкам. Выстроенные в строгом порядке независимые пружинные блоки легко адаптируются к контурам тела. А в одеялах Under Gravity в качестве наполнителя использован самый необычный материал — микрогранулы из стекла. Благодаря простежке в виде пчелиных сот их ощутимый вес равномерно распределен по площади, что создает эффект «глубокого нажатия» и способствует выработке гормона сна. И это проверено: более 70% участников потребительского тестирования, которое провела Аскона, заснули под Under Gravity быстрее, чем обычно, не пробуждались ночью, а утром чувствовали себя хорошо отдохнувшими и выспавшимися. 

Инновационные разработки и исследования продолжаются. Однако новая экономическая реальность заставила сконцентрироваться на операционных задачах. Уход такого крупного партнера, как IKEA, заставил срочно перестраивать каналы продаж. На какое-то время завод, выпускавший для шведской компании широкий ассортимент матрасов, наматрасников, чехлов и постельного белья, пришлось остановить. Но лишать аудиторию привычной продукции клиентоориентированная Аскона не планирует. Специально для аудитории IKEA разработана линейка под брендом Buyson — продаваться она будет на крупнейших российских маркетплейсах. Цены останутся демократичными, но это будет не единственным преимуществом Buyson. Аскона вложила много ресурсов в то, чтобы продукция компании ассоциировалась с высоким качеством и инновациями. Поэтому даже внутри экономлинеек будет достаточно товаров с уникальными характеристиками, чтобы покупатель всегда был уверен в приобретаемом продукте.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+