К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Ошибаться быстро: как Альфа-Банк поставил инновации на поток

Ошибаться быстро: как Альфа-Банк поставил инновации на поток
Когда человек приходит в банк впервые, менеджер делает копии его документов и сохраняет их в базе. Ещe недавно клиенту приходилось долго ждать: сотруднику нужно было дойти до сканера, авторизоваться, отсканировать страницы, найти файлы в ноутбуке и загрузить в базу. В Альфа-Банке решили упростить процесс. Вместе с партнером здесь разработали приложение «Мобильный сканер». Теперь сотрудники фотографируют документы на смартфон, и данные попадают в системы банка в 5 раз быстрее — всего за несколько секунд. Это безопасно: на смартфоне фото не сохраняются, а значит, сотрудник не может использовать их в личных целях.

Разработка такого приложения с нуля отняла бы много денег и времени. В Альфа-Банке придумали более короткий путь: банк находит перспективные стартапы, тестирует их инновационные сервисы и технологии, а самые успешные сразу запускает в работу. Равиль Нигматов рассказывает, зачем развивать культуру инноваций и чего это позволяет добиться.

Инновационное комьюнити

Мы в Альфа-Банке создаем лучшие приложения и цифровые сервисы. Чтобы оставаться самым технологичным банком, мы постоянно работаем с инновациями. Только в этом году мы протестировали более 30 решений и половину из них уже запускаем в банке.

Мы создали комьюнити, которое помогает строить культуру инноваций в банке, — в нем мы приветствуем всех, кто интересуется инновациями и хочет внедрять их в работу. Каждый месяц на совете по инновациям руководители бизнес-направлений анализируют мировые тренды и собственные идеи. Обсуждение помогает продуктовым командам сформулировать запрос на технологии или сервисы, которые они хотят внедрить. С готовым запросом обращаются к нам — команде по развитию инноваций в Альфа-Банке.

Если для запроса командам нужно больше данных, мы исследуем тренды и показываем, какие бизнес-модели и решения используют компании по всему миру. А когда у команды готов конкретный запрос, проводим скаутинг — ищем стартап с нужным сервисом или технологией и предлагаем сотрудничать.

Лучшие идеи со всего мира

Скаутинг мы отдаем на аутсорс компаниям, которые специализируются на этом. Наши партнеры хорошо знают венчурный рынок, поэтому быстро и эффективно находят вендоров и экспертов, которые разбираются в трендах и стартапах разных регионов мира.

Команда инноваций с помощью партнеров в среднем за две недели находит решения, которые отвечают запросу продуктовой команды банка. Потом мы вместе выбираем одну или несколько компаний, подходящих для запуска пилота.

Кроме того, стартапы, которые хотят сотрудничать с Альфа-Банком, могут сами предложить готовый к запуску сервис. Все, что нужно, — отправить заявку на пилотирование с банком.

Экспериментируем быстро

По итогам пилота мы решаем, стоит ли брать сервис или технологию в промышленную эксплуатацию. Мы проверяем гипотезу максимально быстро — чтобы предложить лучшие решения клиентам и не расходовать наши время и деньги на неподходящие технологии. Раньше на подготовку к тестированию уходило от 3 до 7 месяцев — согласовывали финансирование, подписывали договоры и обсуждали прочие нюансы. Сейчас мы делаем это за 1 месяц благодаря процедуре fast track.

Сначала находим ответы на 4 вопроса: какую проблему хотим решить, какую гипотезу проверяем, какой результат проверки будем считать успешным, в какой срок мы должны уложиться?

Следующий шаг — финансирование. Деньги на пилоты выдаем всего за 5 дней из отдельного бюджета. Мы упростили согласование документов и составили типовые договоры и NDA. Документы теперь подписываем за несколько дней, а не за 3–6 месяцев, как было раньше. Не обходится и без помощи нашего комьюнити. Целая команда экспертов Альфа-Банка — юристы, IT, сотрудники комплаенс и кибербезопасности — поддерживает стартап на всех этапах пилотного проекта.

Ошибаемся правильно

Для нас нет неуспешных пилотов. Из каждого тестирования мы делаем выводы о технологии, ее зрелости и о том, можно ли ее применить в Альфа-Банке. На старте пилота определяем четкие и измеримые критерии его успешности, а по завершении сравниваем с ними фактические итоги.

Например, мы пилотировали VR-обучение сотрудников рhygital-офисов — выясняли, насколько эффективно обучение и какова стоимость обслуживания решения. Тестовая группа проходила обучение в VR-очках, а группа сравнения смотрела стандартные вебинары и электронные курсы.

Результаты участников VR-курсов оказались не хуже, чем у тех, кто учился по обычным программам. Но каждое обновление обучающего контента для VR-платформы потребовало бы слишком больших затрат. Поэтому мы решили пока не внедрять эту технологию. Мы уверены: ошибаться не страшно, если делать это быстро.

Роботы против мошенников и рутины

За год мы отсмотрели в лонг-листах более 250 компаний, провели 40 пилотов. 12 решений запускаем в банке. Например, многие не требующие квалификации массовые операции теперь делают не сотрудники, а роботы. Сейчас в разных подразделениях Альфа-Банка работает 180 цифровых помощников. Благодаря роботам сотрудникам не нужно перепечатывать вручную текст из нетиповых рукописных документов: технология OCR (Оптическое распознавание символов), которую мы внедрили, распознает его за секунды и распределяет по системам банка.

Особенно роботы помогли Альфа-Банку в начале года, когда люди массово запрашивали справки по ипотеке. Раньше сотрудники подразделения обрабатывали 6000 справок в месяц, клиенты были вынуждены ждать по 20 дней. Робот сделал 13 000 справок за месяц и помог сократить время ожидания. Роботы помогают и кредитным аналитикам банка, которые изучают проекты застройщиков. На поиск данных человек тратит несколько дней, а робот — меньше получаса.

Еще два успешных решения, которые мы запускаем, — технологии для борьбы с мошенниками. Телефонный антифрод выявляет звонки мошенников, а поведенческая биометрия анализирует, как человек пользуется приложением банка. Например, если телефон держат под другим углом или нажимают на экран не так, как обычно, — это сигнал, что его использует мошенник.

Инновации как повседневность

Мы продолжаем искать партнеров в России, других странах и открыты новым идеям. Нас интересуют как инновационные решения в сфере финтеха и кибербезопасности, так и сервисы, которые помогают автоматизировать операционные процессы в банке. Сотрудничество выгодно всем. Стартап получает шанс заявить о себе и запустить свой сервис или технологию на большую аудиторию — с нашей поддержкой и ресурсами. А мы можем быстро протестировать и реализовать решение, которое сделает Альфа-Банк еще более удобным для клиентов.

Мы стремимся сокращать время от начала разработки идей до реализации инновационных решений, поэтому планируем и дальше развивать fast track: помогать успешно пропилотированным решениям масштабироваться на банк быстрее, а клиентам первыми получать новинки финтех-рынка.


АО «Альфа-Банк»

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+