20 лет возможностей вместе с Wildberries: история успеха в лицах

За 20 лет работы Wildberries стал известен не только в России, но и за ее пределами. Оборот маркетплейса в 2023 году превысил 2,5 трлн рублей, а инфраструктура сейчас насчитывает более 130 складских объектов, способных вместить свыше 500 млн товаров, более 50 000 пунктов выдачи заказов в 7100 населенных пунктах России, а также автопарк численностью свыше 1700 машин. Но главным активом в компании считают людей: сотрудников, благодаря которым покупатели Wildberries в день получают около 20 млн заказов; продавцов, вместе предлагающих широчайший ассортимент товаров; предпринимателей — владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), энергия которых помогает расширяться быстрее и улучшать клиентский сервис. Представляем несколько примеров того, как работа с площадкой открыла новые возможности для тех, кто настроен на рост и развитие.
Карьера полного спектра
Если пять лет назад в Wildberries работали 32 000 человек, то сейчас число сотрудников составляет около 100 000 человек. Управленцев здесь принято выращивать изнутри. И эта кадровая стратегия полностью оправдывает себя.
Мария Дорофеева, руководитель клиентского сервиса, пришла в Wildberries в 2008 году оператором службы поддержки в отделе доставки, а за месяц до начала пандемии возглавила сервис для покупателей. «В течение двух недель я организовала бесперебойную удаленную работу, параллельно развивая новые направления — голосовую и письменную поддержку пунктов выдачи, — вспоминает Дорофеева. — Сейчас оказываем поддержку покупателям, складам и селлерам. Большое достижение нашей команды — возврат товаров с дефектами на основе проверки по фото. Я курировала проект начиная с разработки регламентов оценки до отображения функционала на сайте и в приложении».
Руководитель казначейства и заместитель финансового директора по казначейству Денис Баганов пришел в маркетплейс в 2008 году сразу после университета: «Увидел в газете объявление о вакансии, прошел собеседование на должность менеджера по взаиморасчетам в финансовом отделе. С тех пор развиваюсь вместе с компанией. Среди своих достижений могу отметить получение банковских лимитов общим объемом на несколько сотен миллиардов рублей — как краткосрочных, так и на инвестиционные цели. Помимо этого, курировал создание сервиса по кредитованию продавцов платформы и занимался автоматизацией внутренней платежной системы, позволяющей, минуя стандартные банковские системы, проводить миллионы платежей в месяц».
Крупные компании часто открывают соискателям новые пути развития. Руководитель продуктовой группы Егор Пчелинцев хотел устроиться в Wildberries курьером, но на собеседовании ему предложили примерить на себя обязанности редактора каталога. «Удаленно заводил карточки товаров — переводил описания, готовил фото, рассчитывал цены. Потом помогал с разработкой сайта, — рассказывает Пчелинцев. — Позже мне доверили развитие интернет-рекламы и перформанс-маркетинга. Мы с командой развивали и автоматизировали рекламные инструменты и аналитику по ним, затем подключились к развитию собственной рекламной платформы. Горжусь всеми своими проектами. Многие решения для рынка сейчас must have, а тогда мы с командой были первопроходцами».
Карьерный рост играет немаловажное значение для любого руководителя, однако все больше менеджеров ценит возможность расширить свои компетенции в разных направлениях. Этим шансом воспользовалась Анастасия Сычёва, директор по продукту портала продавцов: «Я пришла в компанию менеджером мобильного приложения для покупателей на iOS и хотела развиваться именно в этом направлении. Со временем я поняла, что хочу делиться своим опытом с другими коллегами, и начала развивать и Android-версию. Проактивная позиция в решении задач, проявление инициативы и помощь коллегам помогли стать руководителем. И со временем из маленькой группы, умещающейся за двумя столами, мы выросли в целую команду, которая занимает пол-этажа». Когда Сычёва решила поменять сферу деятельности с B2C на B2B, то возможность перейти нашлась внутри компании: «Мы с командой взяли курс на оптимизацию товарных карточек, развивали аналитические инструменты, программу лояльности и запустили ряд инструментов для наших партнеров. Мы по-прежнему много работаем с контентом, метриками, функционалом личного кабинета, чтобы все пользователи портала поставщиков могли развивать свой бизнес вместе с нами и получать самые актуальные инструменты для ежедневной работы».
Руководитель департамента управления сортировочными центрами Евгений Бусарев присоединился к команде Wildberries в 2015 году, уже имея за плечами опыт работы в крупных западных корпорациях. Но именно здесь он реализовал свои самые масштабные проекты. «В те годы началось активное развитие пунктов выдачи заказов, — объясняет он. — Стабильное выполнение планов по открытию новых точек стало одним из ключевых факторов ежегодного двукратного роста платформы. Мы построили сеть сортировочных центров, увеличивших скорость обработки товаров и сокративших время доставки. Причем объекты открывались не только в России, но и в странах СНГ».
Стратегическое партнерство
Сейчас на Wildberries представлено более 1 млн продавцов, 85% из которых — представители малого и среднего бизнеса. Причем, по данным аналитиков компании, 10% продавцов выходят на ежемесячный доход свыше 1 млн рублей уже в первые полгода работы.
Wildberries всегда поддерживала российских производителей одежды и текстиля. Естественно, что ее стратегия роста стала для игроков этих рынков ориентиром для выстраивания собственной истории успеха. Например, производитель текстиля для дома «Унисон» благодаря сотрудничеству с маркетплейсом не только нарастил продажи, но и пересмотрел свои подходы к бизнесу. «Десять лет тому назад мы увидели зарождающийся тренд на развитие электронной коммерции и поверили в Wildberries, — вспоминает директор направления электронной коммерции «Унисон» Мария Хомутова. — Многолетняя работа на площадке научила нас быть креативными, мобильными и адаптивными на быстро меняющемся рынке e-com. В том числе данные навыки позволили нам стать одним из лидеров продаж среди текстильных компаний, представленных на WB».
Заявить о себе через маркетплейс смогли и представители народных промыслов. Пример — знаменитые оренбургские пуховые платки. Руководитель направления компании «ОренбургШаль» Николай Захаров уверен, что они потеряли бы значительную аудиторию потенциальных покупателей, если бы не работа с Wildberries. «Мы реализуем эксклюзивные, штучные товары. С одной стороны, это преимущество, с другой — ограничения. К примеру, нам трудно конкурировать с демпингующим рынком, — отмечает Захаров. — Но все же мы закрепились на площадке и добились определенного успеха — нашли покупателей и обеспечили не большие, но стабильные продажи».
Для начинающих и амбициозных Wildberries становится настоящим трамплином. В 2019 году совладельцы бренда одежды «Телодвижение» Руслан Анасов, Татьяна Крылова и Владимир Сафаров выставили на маркетплейсе свою первую модель худи, созданную «под реалии рынка фешен в электронной коммерции». В Wildberries до сих пор удивляются их стремительному и мощному взлету. Уже за первый год на маркетплейсе выручка «Телодвижения» составила 100 млн рублей. «Активный рост площадки привлек внимание к нашей одежде, лояльность сотрудников и компании в целом подкрепили правильность выбора», — говорят предприниматели. Сейчас бренд сотрудничает более чем с 15 производственными площадками по всей России, а его годовой оборот вырос до 7,5 млрд рублей.
Основательницы бренда DNK Russia Ольга и Анна Ничковы, начинавшие с производства детской базовой одежды с лаконичными принтами, в 2015 году долго не размышляли, где продавать свою продукцию. Конечно, на крупнейшей площадке с обширной сетью ПВЗ и быстрой бесплатной доставкой. Доступ к развитой инфраструктуре и огромной аудитории покупателей помог DNK Russia превратиться в крупную производственную компанию, выпускающую модную одежду для всей семьи. «Wildberries постоянно развивается, сокращает стоимость доставки, предлагает технологичные продукты для анализа финансовых показателей. Мы работаем с самой прогрессивной, самой удобной и самой большой площадкой по продаже одежды», — подчеркивает Анна Ничкова.
Пункты роста
На конец 2019 года под вывеской Wildberries работало немногим более 6100 пунктов выдачи заказов в России и нескольких сопредельных странах. За последующие пять лет их количество выросло в 8,2 раза.
Для многих предпринимателей бренд Wildberries стал основой для диверсификации или переформатирования своего бизнеса. В разгар пандемии владелец салонов мобильной связи Владимир Баранов закрыл несколько точек и задумался о более перспективных сегментах ретейла. «Понял, что будущее за онлайн-торговлей, и решил стать ее частью, — рассказывает он. — Выбор пал на ПВЗ. Первая точка заработала в родном Белгороде — необходимо было лично изучить все тонкости бизнес-процессов. Теперь мы открываем по 10–25 ПВЗ в месяц». Сейчас сеть Баранова насчитывает более 500 ПВЗ в Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях.
Юлия Шевякова и Алина Бутенко из Шелехова (Иркутская область) о бизнесе на стыке рознице и сервиса не думали, пока в 2021 году не получили от платформы уведомление «Уважаемые продавцы, мы ищем партнеров по пунктам выдачи». Проанализировали идею, затраты и решили рискнуть. На старте в первых пунктах все делали сами — от ремонтных работ до выдачи заказов клиентам. Уже через три недели открыли второй пункт, спустя полгода еще четыре — так и внедрили свою концепцию ПВЗ улучшенного сервиса: от системы хранения, минимизирующей очереди, комфортных примерочных и детских уголков до боксов с губками для обуви и роликами для чистки одежды. «На данный момент под нашим сопровождением работает 80 ПВЗ от Калининграда до Южно-Сахалинска, — говорят предпринимательницы. — По отзывам клиентов, которые возвращаются к нам снова и снова, мы видим, что все сделали правильно».
Особая категория владельцев ПВЗ — женщины, совмещающие свое дело с заботой о семье. Например, Марина Бирюкова искала возможности увеличить доходы, но при этом не расставаться с детьми на целый день. В результате открыла свой первый ПВЗ в городе Камень-на-Оби Алтайского края, который находится рядом с городом Яровое, где она тогда жила. После переезда в Москву оказалось, что эффективно управлять точками можно дистанционно. Поэтому сейчас в ее управлении пять ПВЗ в Алтайском крае и один в Московской области. «У меня замечательная работа: продаю товары на Wildberries, развиваю сеть ПВЗ. И со мной работают замечательные люди», — гордится Бирюкова.
Светлана Большакова заинтересовалась партнерством с Wildberries в декрете, когда возникла потребность в дополнительном заработке. Вместе с мужем решили, что развитие ПВЗ — хорошая возможность решить задачу, уделяя достаточно внимания ребенку. «Время для меня — ценный ресурс. Поэтому мои четыре ПВЗ в Москве расположены недалеко от дома. Рада, что рискнула. Я обрела финансовую свободу, научилась взаимодействию с разными людьми. Стала больше путешествовать, — перечисляет свои выгоды Большакова. — Но главное, реализовалась как предприниматель».
В списке основных ценностей Wildberries зафиксированы открытость к новому и стремление к успеху. Ни собственных сотрудников, ни управляющих пунктов выдачи в компании не воспринимают как просто исполнителей бизнес-задач и договоров: «Мы ценим и поощряем предпринимательский подход к работе, даем возможность принимать важные решения, влиять на процессы и создавать положительный опыт для покупателей». Конкретные истории успехов подтверждают заявленное.
