Робот как коллега: как компании внедряют в жизнь новые технологии

Николай Прянишников, главный коммерческий директор «Группы Астра» (разработчика ПО и средств защиты информации), член наблюдательного совета и председатель комитета по новым технологиям, инновациям и кибербезопасности российской директорской организации АНД, начал дискуссию с известного утверждения о том, что «России нужны компании — национальные технологические «чемпионы». Нейросети уже не только успешно проникают в операционную (и даже стратегическую) деятельность крупных компаний, но и помогают в работе и средним по размеру организациям, хотя, конечно, масштабы не сравнить. Интересно проследить эволюцию использования цифровых технологий: сначала их внедряли наиболее прогрессивные игроки в качестве смелого эксперимента, но постепенно они начали «вмешиваться» во все большее число бизнес-процессов и становиться некоей «рутинной функцией» в ряде отраслей.
Не вместо, но вместе
За последние пару лет большая часть компаний уже успела «погрузиться в технологии» и осознать, что в ближайшие десятилетия самым правильным будет использовать их «вместе с людьми, а не вместо людей», отметил Арвидас Гафиулин, директор по информационным технологиям «Яндекса». Технологиям можно «поручить» улучшать продукцию компаний, оптимизировать производственные процессы, снижать издержки и т. п. Но внедрение инноваций требует значительных инвестиций, поэтому спикер призвал тщательно анализировать необходимость их применения и заблаговременно оценивать потенциальный результат. По словам Гафиулина, через 5–10 лет «цифра» станет неотъемлемой частью любой профессиональной сферы, однако «для компаний стратегически важно четко определить бизнес-цели и выбрать технологии, которые будут способствовать их достижению». «Нейросети могут помогать в медицине, развивать направление автономного беспилотного транспорта, гуманоидных роботов, аналитических центров», — перечислил спикер. Однако, используя «ломающие границы» новшества, надо всегда помнить о цифровой безопасности.
Марина Алексеева, директор по работе с персоналом в «Лаборатории Касперского», согласилась с коллегой: роль искусственного интеллекта (ИИ) — усиливать компетенции специалиста, освобождая его от рутины, чтобы хватало времени на важное — осознанные действия, эмпатию, развитие команды. «Искусственный интеллект уже давно вышел за пределы узких специальностей и широко шагает дальше», — отмечает Алексеева и добавляет, что это ставит перед людьми много вопросов: какие профессии исчезнут, какие видоизменятся, а в какие снизится «порог входа»? Наконец, как сбалансировать пользу от работы нейросетей и риски, множащиеся от того, что компании все больше процессов «отдают в автоматизацию»?
«Каждый день наши технологии обнаруживают в среднем почти полмиллиона новых вредоносных файлов. С такими объемами человек работать не может, его роль — анализировать и задавать контекст, его ценность — в настоящих эмоциях, в мудрости. Именно поэтому лидером в [технологических] процессах всегда должен оставаться человек, а ИИ — стать его надежным помощником», — подчеркнула спикер.
Владислав Беляев, член правления, директор по информационным технологиям группы «Черкизово», полагает, что виртуальные сотрудники и роботы через несколько лет будут работать наравне с живыми людьми. «Революция уже произошла — ее инициировал ИИ. Сейчас роботу достаточно показать видеоролик, и через два часа он, например, научится забивать гвозди», — заявил Беляев. Он убежден, что «драйвить» развитие производственных компаний будет роботизация. Евгений Баринов, генеральный директор биофармацевтической компании «Нанолек», выразил мнение, что средним компаниям ИИ может помочь найти новые ниши, высветить конкурентные преимущества и вырваться вперед.
А вот Дмитрий Целищев, управляющий директор «Риком-Траста», рассматривает внедрение нейросетей в работу его инвесткомпании как «эксперимент»: «Мы привлекаем ИИ к разработке инвестпродуктов, анализу эмитентов, исследованию международных рынков. Это уже дало нам приличную экономию средств». Работа по доверительному управлению активами разделена на «классическую» (с управляющими директорами или персональными менеджерами, которые ведут крупных клиентов) и «алгоритмизированную» (клиенты с бюджетами до 15 млн рублей подключаются к робоэдвайзингу).
От простого к сложному, и наоборот
Марина Алексеева считает, что пришла пора упростить информационную инфраструктуру: «создано много разных систем, и эта сложность порой «убивает» ценность, которую приносят технологии». Дмитрий Фомин, основатель сети «Клиника Фомина» и медицинского холдинга DOFOMIN Group, рассказывая об использовании «в рутинной практике» его компании ИИ, не удержался от эмоционального замечания: «Мы начали сами создавать инфраструктуру, потому что, когда я первый раз увидел предлагаемую нам систему для врачей, я понял, что им надо стать программистами, чтобы в ней работать».
Однако польза от нейросетей, признает спикер, очевидна: они помогают минимизировать число врачебных ошибок, что способствует росту доверия пациентов и, как следствие, росту бизнеса. «Чтобы продлить жизнь человечества, нужно, чтобы нас лечил искусственный интеллект», — уверяет Фомин. «Вспомогательной» функцией ИИ является его помощь HR-отделу DOFOMIN Group при поиске новых сотрудников: изучая отзывы в интернете, он оставляет только соискателей с положительными отзывами — это на порядок сокращает число собеседований. Спикер советует в первую очередь думать над тем, какую ценность бизнесу могут добавить технологии, «тогда и экономический эффект от их внедрения будет достигнут».
Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-банка, добавил, что в его организации ИИ-модели дают рекомендации, как выбрать лучшего кандидата и вырастить его до нужного карьерного уровня, подсказывают, как удержать специалиста, в том числе анализируя, как, когда и сколько он отдыхает. Планированием отпусков персонала в Альфа-банке занимается искусственный интеллект.
Дарья Ступакова, старший HR бизнес-партнер фармацевтической компании «Биннофарм групп», рассказала о корпоративных программах, которые помогают молодым сотрудникам вливаться в коллектив, проявлять эффективное взаимодействие и взаимовыручку: «Участники проекта ДВИЖ разрабатывают и реализовывают социально значимые для площадок проекты, участвуют в актуализации процессов адаптации и культурного навигатора. Тем самым мы формируем вовлеченную атмосферу молодых сотрудников, и они чувствуют, что в нашей компании возможно все».