К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Центр продвинутой аналитики: 10 команд Альфа-Банка для работы с данными

Изображение: Альфа-Банк
Изображение: Альфа-Банк
Продвинутая аналитика данных используется практически во всех аспектах банковской деятельности — от принятия решений по выдаче кредита до первичной проверки резюме кандидатов на вакантные позиции. Чтобы компетентно выполнять эти задачи, в Альфа-Банке работает Центр продвинутой аналитики (ЦПА), который помогает дата-сайентистам банка применять все накопленные за годы данные. Рассказываем, как он устроен.

Десять команд

ЦПА был создан за счет объединения разных команд, которые работали над моделированием в банке. Это позволило эффективно и прозрачно распределять ресурсы и не дублировать одни и те же функции.

Сейчас в Центре десять самостоятельных команд, в которых работает 250 человек. По сравнению с началом 2021 года количество сотрудников увеличилось более чем в пять раз. При этом некоторые отделы внутри ЦПА не создают самостоятельные финансовые сервисы, но вносят огромный вклад в общую работу, например, без них не могут существовать дата-сайентисты.

Чем занимаются разные подразделения ЦПА Альфа-Банка

Изображение: Альфа-Банк

MLOps

Одна из самых многочисленных команд в составе ЦПА с миссией превращать передовые AI-технологии в рабочие инструменты для Альфа-Банка.

Команда не просто внедряет модели искусственного интеллекта в работу сервисов банка, а создает инфраструктуру, в которой ИИ постоянно развивается и учится с помощью автоматического машинного обучения (AutoML) и улучшает клиентский опыт.

Команда одной из первых на рынке применила инструмент объединения нескольких моделей в каскад, что в три раза сократило время их внедрения в бизнес-процессы Альфа-Банка.

Источники данных

Направление отвечает за поиск, подготовку и подключение внутренних источников информации Альфа-Банка. Специалисты команды тесно сотрудничают с дата-сайентистами, обеспечивая их необходимыми данными для решения различных бизнес-задач. Например, для улучшения кредитных рисковых моделей, прогнозирования клиентского поведения или разработки персонализированных предложений.

Инжиниринг данных

Управление инжиниринга данных занимается тщательным отбором признаков для обучения и работы моделей ИИ, а также контролирует качество данных. Другая важная функция команды — перенос данных из разных источников в единое хранилище, которое впоследствии используют модели Центра продвинутой аналитики.

Разметка данных

Основная задача команды разметки данных заключается в подготовке данных для обучения и мониторинга моделей. В том числе команда просматривает огромное количество сообщений клиентов и корректно классифицирует их в соответствии со смыслом и категорией запроса. На основе этих данных дата-сайентисты обучают новые и дорабатывают уже существующие в банке нейросети. Работа разметчиков и AI-тренеров помогает совершенствовать и контролировать качество работы ботов и ассистентов. Первые отвечают на вопросы клиентов, вторые — помогают операторам колл-центра быстрее и эффективнее выполнять свою работу. Такой объем задач требует соответствующих ресурсов: команда уже насчитывает почти сто специалистов.

Аналитика качества моделирования

Подразделение состоит из двух команд. Первая отвечает за мониторинг и оценку качества моделей машинного обучения — модели склонны к естественной деградации и нуждаются в постоянном обновлении. Благодаря этому бизнес понимает, что происходит с его моделью, насколько изменения критичны для его текущих задач и нуждается ли модель в перестройке.

Вторая команда занимается A/Б-тестированием, которое помогает оценить ценность моделей для бизнеса в деньгах или других метриках.

Хаб розничного бизнеса

Занимается разработкой моделей машинного обучения и искусственного интеллекта, которые помогают в работе с физлицами. Инструменты команды позволяют всесторонне изучить клиента. Например, чтобы сделать подходящее кредитное предложение, модели могут оценить уровень его постоянного дохода, чтобы подобрать персональный лимит и ставку по кредиту. За 2024 год прогнозная прибыль, которую банк получает от работы моделей, составила более 10 миллиардов рублей.

Хаб юридических лиц

Помогает совершенствовать бизнес-процессы в сегменте обслуживания корпоративных клиентов. Команда хаба повышает качество клиентского опыта, снижает операционные издержки и отвечает за всестороннюю оценку контрагентов. В работе используются транзакционный анализ, поиск закономерностей в больших массивах данных и построение «цифровых портретов» компаний. На их основе специалисты создают:

  • модели склонности клиента к продуктам банка — рассчитывают вероятность покупки каждого продукта и определяют оптимальный момент для предложения;
  • рекомендательные системы — подбирают наиболее релевантные продукты и их параметры, задавая персональные условия по цене, лимитам и срокам;
  • прогнозы рисков и ожидаемой доходности для потенциальных и действующих компаний-клиентов;
  • CLTV-модели — прогнозируют пожизненную ценность клиента и помогают ранжировать приоритеты в работе.

Эти решения уже дают ощутимый экономический эффект: на хаб приходится до 15% совокупной выручки блока «Малый и микробизнес» Альфа-Банка — и это лишь результаты, которые поддаются точному измерению.

Хаб «Риски»

Команда обеспечивает Дирекцию рисков инструментами для принятия решения о выдаче кредита и определения его параметров: сумма, срок, ставка. Среди них модели для оценки вероятности дефолта клиента, прогнозирования баланса на определенную дату и даже предсказания суммы, которую банк сможет получить, если кредит не будет возвращен полностью.

Модели рисков используются для расчета резервов и капитала банка. Модели настолько точны, что Альфа-Банк после проверки Банка России стал одним из трех первых банков в стране, которым разрешили рассчитывать капитал не по стандартным нормативам, а на основе собственных прогнозов. Благодаря этому банк сэкономил десятки миллиардов рублей капитала.

Хаб «Общекорпоративные функции»

Работает над оптимизацией внутренних процессов Альфа-Банка и интегрирует машинное обучение в HR, маркетинг, цифровой бизнес, комплаенс, кибербезопасность.

Например, модели машинного обучения помогают в процессах найма и удержания сотрудников, оптимизации рабочих графиков, распределения нагрузки на колл-центр и повышения удобства банковских сервисов. Одна из моделей позволила оптимизировать доставку банковских продуктов клиентам, благодаря чему удалось отказаться от стороннего решения.

Лаборатория машинного обучения

Команда, главная задача которой — применять наиболее передовые методы моделирования в различных банковских процессах. Это позволяет улучшать качество банковских сервисов и услуг, упрощать и ускорять работу сотрудников Альфа-Банка, уменьшая объем рутинных операций.

Нейросети, разработанные Лабораторией, анализируют последовательные данные, например, платежи по картам, кредитные истории и клики в приложениях. Все это позволяет прогнозировать события — от вероятности дефолта до следующей покупки клиента — и дает бизнесу возможность принимать более эффективные решения.

В 2023 году внутри Лаборатории было создано отдельное подразделение с фокусом на обработку естественного языка (NLP). С помощью созданных им лингвистических моделей удалось существенно улучшить процессы работы с текстом в чат-ботах и других задачах, где важно понимать и быстро отвечать на запросы клиентов, как внешних, так и внутренних.

Над чем команды работают вместе

Изображение: Альфа-Банк

Для некоторых продуктов банка требуется совместная работа всех команд Центра продвинутой аналитики. Таким, например, стал проект автоматизированного машинного обучения (AutoML).

Со временем способности моделей машинного обучения и искусственного интеллекта ухудшаются. Их требуется обучать заново, что трудно и дорого из-за активного вовлечения аналитиков данных. В Альфа-Банке решили автоматизировать этот процесс и создали первую в России систему переобучения внедренных в эксплуатацию моделей — Retrainable AutoML Framework.

Система повысила среднегодовое качество моделей на 19% и сэкономила почти миллиард рублей на переобучении.

Кроме того, ЦПА удалось высвободить время аналитиков данных и инженеров машинного обучения, а также избавить от этих задач больше половины дата-сайентистов. А это, в свою очередь, помогло ускорить многие процессы и расширить число и спектр решаемых ими задач.

«Российский финтех — лучший в мире, и мы рады, что наши разработки в области искусственного интеллекта позволяют делать опыт клиентов Альфа-Банка комфортнее, полезнее и безопаснее. Вместе с нашими бизнес-подразделениями продолжаем создавать будущее», — уверен Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+