К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Анастасия Сычева, РВБ: «Мы создаем экосистему, где ИИ помогает бизнесу расти»

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Нейросети задействованы в электронной коммерции с конца 2010-х, но их роль стала более заметной с развитием генеративных моделей. Инструменты на базе искусственного интеллекта не только привлекают пользователей, но и избавляют от рутины, позволяют автоматизировать многие процессы и освободить время для других задач. При этом компаниям важно сохранять доверие — прозрачность алгоритмов и достоверность контента. О том, как поддерживать баланс между модой на IT-новинки и эффективностью, рассказала директор по продукту портала продавцов РВБ Анастасия Сычева.
Анастасия Сычева
Анастасия Сычева
Директор по продукту портала продавцов РВБ

— Как, по вашим наблюдениям, изменилась роль нейросетей в e-commerce за последнее время?

— Раньше мы в основном использовали алгоритмические модели, которые самостоятельно строили и пытались обучать на наших базах данных. В основном они применялись для рекомендаций, поисковой выдачи и каталога. Позже мы стали предлагать продавцам нейросетевых помощников для заполнения карточек товаров, выбора фотографий или описания категорий, чтобы не нужно было заниматься этим самостоятельно. Мы считаем, что создание карточки должно быть простым и быстрым, но при этом она должна быть максимально заполнена, чтобы товар было легче найти и предоставить больше информации конечному потребителю. Поэтому мы добавили распознавание фотографий, по которым пытались определить цвет, характеристики, категорию, текстуру товара и все, что в принципе возможно. Точно так же мы пробовали составлять тексты на основе фото, а после появления в открытом доступе большого количества моделей, которые можно брать, дообучать и переделывать, наши возможности существенно расширились. 

— Если для вашей компании ИИ — не дань моде, а практический инструмент, то в чем принципиальная разница такого подхода?

— Мы начали внедрять нейросети именно потому, что это очень важный и стремительно набирающий популярность инструмент в сфере электронной коммерции. Если раньше определенную задачу мог решить только человек и потратить на это много времени, то теперь это может в разы быстрее сделать обученный алгоритм. Это позволило автоматизировать рутинную работу для продавца и для покупателя, который может проще найти нужный товар благодаря фильтрам и рекомендациям, основанным на личных предпочтениях.

— Какие основные задачи на вашей платформе решает искусственный интеллект?

— Для потребителей это поисковые системы, виртуальная примерочная, рекомендационная выдача. Для продавцов это генерация текстов, генерация фотографий, онлайн-фотостудия, рич-контент и инфографика. Внутри компании мы тоже используем много ИИ-инструментов — например, функцию суммаризации встреч, которая автоматически выделяет и записывает основные тезисы сказанного. Нейросети помогают генерировать маркетинговые лозунги, фото и видео. Wildberries & Russ — это, по большому счету, IT-компания. Мы не просто e-com в формате витрины для товаров, это полноценный бизнес с логистической и складской инфраструктурами, который сам себя может обеспечить технологиями благодаря большому IT-блоку. Мы не можем не идти в ногу со временем, поэтому обязаны следить и за модой в сфере высоких технологий. Наш IT-бренд должен развиваться, нам нужно предоставлять интересную работу своим специалистам и привлекать их с рынка. Сейчас наши технологии в сфере e-commerce одни из лучших, и за последний год мы получили за них достаточно много наград.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про новые сервисы, связанные с использованием ИИ. Как работает виртуальная примерочная и как она помогает в работе продавцов?

— Для продавцов мы можем на основе фотографии составить более сбалансированное текстовое описание, в том числе с точки зрения SEO, чтобы повысить его шансы на выдачу поисковыми системами. Модель, обученная на определенном кластере данных, может составить рич-контент, который будет содержать в себе всю важную информацию. Появились и новые мультимедиаопции. Например, начинающие продавцы могут сэкономить на фотостудии, которая дорого стоит и отнимает много времени на съемку, вместо этого можно отснять вещь на складе или на полу и подобрать для нее по каталогу подходящую виртуальную модель разных типажей и телосложений. Нейросети умеют подбирать позу модели и генерировать фон. Это ускорение работы, экономия времени и оптимизация рутинных процессов. Для покупателей мы недавно внедрили виртуальную примерочную, чтобы им было легче подобрать подходящий цвет, текстуру и фасон одежды. Инструмент позволяет загружать собственное фото и оценивать, как та или иная вещь будет выглядеть именно на фигуре пользователя.

— А что касается аналитики? Недавно вы запустили специального аналитического помощника и отчет «Юнит-экономика». В чем плюсы их использования?

— WBot — это не тот ИИ-инструмент, который все сделает за пользователя, но он предоставит всю информацию, которая уже представлена в других наших специальных отчетах, чтобы селлер смог принять самостоятельное решение на их основе. Сейчас WBot еще тестируется, мы будем собирать обратную связь и смотреть, насколько велика заинтересованность в таких инструментах. Также недавно мы запустили отчет по юнит-экономике — сложности с ее расчетом могут возникать часто, особенно у малого бизнеса. И мы должны помогать в решении этой проблемы, ведь потребитель должен быть доволен не только сервисом, который мы предоставляем, но и, конечно же, зарабатывать с максимальной прибылью. Для этого важно уметь корректно рассчитывать свою юнит-экономику, чтобы не уходить в минус. Поэтому мы и запустили отчет, в который можно внести всю информацию по товару и рассчитать прибыль.

У нас есть колоссальное количество данных, и уже полтора года мы пытаемся собирать их для селлеров в разные отчеты, покрывающие большинство нужд. Если правильно обрабатывать информацию и работать с запросами, то можно было бы решать и более сложные аналитические задачи, закрывать даже корнер-кейсы, но нужно оценивать, насколько это необходимо, чтобы не создавать фичу ради фичи или хайпа. Все же это достаточно сложные разработки, которые требуют много «железа», вычислительных мощностей, а это не дешево.

— Дообучение языковых моделей требует серьезных ресурсов и времени, а далее нужно еще и следить, чтобы модель работала корректно. Насколько трудно все это совместить?

— Бывает, конечно, много интересных кейсов. Но мы не заморачиваемся на все 100%, потому что это нереально сделать. Нас вполне устраивает что-то в районе 99%. (Улыбается.) Все понимают, что технологии пока небезупречны. Наверняка дальше вы спросите, может ли ИИ заменить человека? На мой взгляд, нет. Необходимы управленцы, которые будут «причесывать» и приводить в порядок результаты, полученные от ИИ-модели. Нужно писать промты или как минимум править сгенерированные нейросетью. Человек должен уметь с ними работать и контролировать все, что получается в итоге.

— Что показывает обратная связь, которую вы получаете от пользователей (как продавцов, так и покупателей) по поводу ваших сервисов?

— Например, по виртуальной примерочной мы уже получили огромное количество самой разной обратной связи. Наверное, потому что она была запущена совсем недавно и получила много хайпа: «Вау, что они там сделали — круто». Такого, чтобы в отзывах писали: «Я примерила, а на самом деле оно меня полнит», пока не было. Но, я думаю, что это вопрос времени. Мы также понимаем, что всегда есть те, кто будет недоволен результатом, так как такая примерка не на 100% достоверна. Здесь стоит учитывать, что конкретно этот инструмент помогает в принципе оценить, подходит ли цвет, длина, фасон вещи. Что касается других сервисов, которые мы достаточно давно предоставляем продавцам, обратная связь весьма позитивная. Когда мы запускаем что-то новое — трафик сразу летит вверх, всем очень интересно попробовать.

— Как быстро продавцы учатся пользоваться этими инструментами? Нужно ли для этого специальное обучение и предоставляет ли его компания, если это так?

— В последнее время появилось довольно много курсов по ИИ, но большинство из них сложно назвать качественными. Мы пытаемся изменить эту ситуацию, недавно открыли свой университет и в целом предпринимаем большие усилия на треке образования. В фокусе нашего внимания — интеллектуальное предпринимательство. Мы будем обучать предпринимателей тестировать рынок и создавать новые продукты с использованием искусственного интеллекта. Это кардинально отличается от традиционного администраторского подхода, когда ты управляешь бизнесом на основе заранее подготовленного плана, от традиционного MBA. Мы обучаем сотрудников внутри компании, для селлеров есть подробные инструкции по использованию наших сервисов — мы записываем обучающие видео, создаем презентации и дайджесты, делаем все, чтобы помочь им разобраться. Но большинству это не требуется, они и так хорошо разбираются в новых технологиях.

— Каким вы видите развитие e-commerce через призму искусственного интеллекта на ближайшие 3–5 лет?

— Есть несколько возможных путей: либо нейросетевые модели будут совершенствоваться дальше, либо развитие пойдет по какому-то совсем другому пути, который сейчас трудно предугадать. Хотя фантасты, наверное, могут вообразить, что там произойдет дальше.

— Но пока восстания машин не ждем?

— Я не жду.

 

 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+