К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как «Пятёрочка» инвестирует в экологию и формирует культуру устойчивого потребления

Экотропа «На стыке ландшафтов». Фото: Лубсан Чагдуров
Экотропа «На стыке ландшафтов». Фото: Лубсан Чагдуров
Программа устойчивого развития «Пятёрочка с заботой» одноименной торговой сети включает не только снижение собственного экологического следа от операционной деятельности. Уже не первый год компания инициирует проекты, направленные на повышение экологической осознанности покупателей и местных сообществ, одновременно способствуя сохранению окружающей среды. Как совместить заботу о природе с вовлечением внешней аудитории, показывают новые экологические инициативы ретейлера — в частности, проект по сохранению уникальной природы Байкала через создание инфраструктуры для ответственного туризма.

По данным исследования, проведенного GFK по заказу Х5, 80% россиян заботят проблемы экологии. Каждый десятый осознает свою роль в защите окружающей среды. Около трети готовы отказаться от товаров, наносящих ей вред. Получается, фокус на экологичности соответствует не только политике и позиционированию ретейлера, но и запросам покупателей. Поэтому компания не только борется за снижение своего воздействия на экологию, но и популяризирует практики ответственного отношения к окружающей среде среди поставщиков, покупателей и локальных сообществ на всей территории присутствия сети.

К экологически уязвимым территориям относится озеро Байкал, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также окружающие его заповедники. Туристический поток здесь с каждым годом увеличивается, и, по оценкам Росзаповедника Минприроды России, в 2025 году озеро и его окрестности может посетить на 20% больше туристов, чем годом ранее, — их число может достичь 217 тысяч человек. С ростом потока растет нагрузка на экосистемы из-за увеличения отходов и разрушения ландшафта, что приводит к снижению биоразнообразия. Один из способов минимизировать ущерб — создание экотроп, своеобразных коридоров, по которым могут перемещаться посетители заповедников. При этом государственным природоохранным организациям не всегда хватает необходимого финансирования, поэтому бизнес все чаще выступает в роли инвестора.

Участок экотропы, ведущий к смотровой площадке на степные равнины. Фото: пресс-служба «Пятёрочки»

Так, на Чивыркуйском перешейке в Забайкальском национальном парке в Бурятии была открыта новая экотропа «На стыке ландшафтов». Она стала частью экологического проекта «Забота о Байкале: сохраним экосистему Чивыркуйского перешейка», который запустили «Пятёрочка», косметический бренд «Чистая линия», медиахолдинг МАЕР и фонд «Озеро Байкал», природоохранное госучреждение «Заповедное Подлеморье» и Институт общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН.

Сбережение через просвещение

Чивыркуйский перешеек богат эндемичными (распространенными только на одной территории во всем мире. — Прим. ред.) и краснокнижными растениями. Среди них — черепоплодник почтишерстистый, верблюдка курчавокрылая, кувшинка четырехугольная, мак песчаный и полынь Ледебура. Ранее для перешейка указывалось 366 видов сосудистых растений, а в ходе наших исследований летом 2025 года их выявлено еще 18, и этот список расширился до 384 видов. Ученые из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН не только обновили информацию о состоянии флоры тридцатилетней давности, но и создали карту распределения редких растений.

Теперь туристы могут наблюдать за птицами через бинокль на смотровой площадке. ·Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Работа ученых по изучению местной флоры. ·Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Работа ученых по изучению местной флоры·Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Смотровая площадка на экотропе·Фото: Лубсан Чагдуров
Информационные щиты для туристов о местной флоре и фауне. ·Фото: Лубсан Чагдуров
Часть экотропы, ведущая к побережью озера Байкал на Чивыркуйском перешейке. ·Фото: Лубсан Чагдуров

На перешейке выделен «участок покоя», где запрещены парковка, установка палаток и сход с троп ради сохранения редкой флоры и фауны. В рамках проекта были установлены деревянные настилы, фотозона, бинокль на смотровой площадке для наблюдения за птицами и таблички с названиями растений.

«Наша задача — показать, что это не ограничения ради ограничений, а способ сохранить краснокнижные виды растений и птиц. Такое «видимое управление» в виде «коридоров» снижает вытаптывание и дает понятный вектор для движения к озеру, а вместе с просветительскими встречами в точках партнера превращает бережный туризм в привычку. Это большая работа всех партнеров проекта по возведению самой инфраструктуры и продвижению культуры ответственного туризма», — говорит Ксения Вишнякова, старший бренд-менеджер «Чистой линии».

В национальном парке открыта фотовыставка, посвященная уникальной флоре Чивыркуйского перешейка. Туристы могут посетить экскурсию и экоурок, чтобы узнать побольше о местной природе. Для жителей близлежащих городов и поселков пройдут просветительские встречи на тему уязвимости дюнных экосистем и правил поведения в дикой природе. Школьники-юннаты под патронажем ученых и государственного природоохранного учреждения «Заповедное Подлеморье» приступили к наблюдениям за черепоплодником почтишерстистым на огороженных участках на кемпингах «Мягкая Карга» и «Церковь». Финалом проекта станет мини-фильм о биоразнообразии песчаной косы.

Работа волонтеров по строительству микрорезерватов для редких растений. ·Фото: Лубсан Чагдуров
Работа волонтеров по строительству микрорезерватов для редких растений. Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Работа волонтеров по строительству микрорезерватов для редких растений. ·Фото: Лубсан Чагдуров
Работа волонтеров по строительству микрорезерватов для редких растений.
Помощь волонтеров в установке информационных табличек в заповеднике.·Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Помощь волонтеров в установке информационных табличек в заповеднике.·Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Работа информационных центров для туристов. ·Фото: Лубсан Чагдуров
Работа фотовыставки, посвященной флоре Чивыркуйского перешейка·Фото: Лубсан Чагдуров

Часть средств на реализацию проекта удалось привлечь за счет продаж продукции косметики «Чистая линия» в магазинах «Пятёрочка» с 19 июня по 14 августа. В торговой сети считают, что экоинициатива может повысить осведомленность туристов и местных жителей об эндемичных видах и их ответственность, а также способствовать развитию устойчивого туризма в регионе.

Не просто модный тренд

Это не единственная экотропа, которая появилась в 2025 году при поддержке «Пятёрочки». Еще одна — музыкальная — была благоустроена во Всеволожском районе Ленинградской области на месте бывшего песчаного карьера. На природном маршруте разработана навигация, появились фотозоны и арт-инсталляции, в том числе — с изображениями и описаниями представителей местной флоры и фауны. Пройдя по QR-коду на этих объектах, можно прослушать, как поют, воют и трещат местные птицы, животные и насекомые. Деревня Мяглово, где расположилась тропа, и раньше привлекала гостей и жителей региона благодаря сосновым и березовым лесам, песчаному пляжу и чистому озеру, в котором водятся плотва и окуни. С появлением дополнительной инфраструктуры и возможностей для активного отдыха, профинансированных торговой сетью, туристов может стать больше. 

Экотропа в деревне Мяглово Ленинградской области. Фото: пресс-служба «Пятёрочки»

«Экотуризм — это не просто модный тренд, он решает множество разных задач. Это и сохранение природы, и воспитание экологической ответственности, и создание возможностей для активного отдыха людей в гармонии с окружающим миром, и развитие экономики региона. Такие проекты становятся мостом между человеком и природой, напоминая о ценности каждого дерева и живого существа. Если компания может помочь в достижении столь важных целей, то мы всегда готовы в это включаться, так как забота — это наша работа», — резюмировала Алина Юхневич, руководитель направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка».

Важно отметить, что это не разовые инициативы — ретейлер ведет масштабную и системную работу по защите окружающей среды. Например, в 2024 году компанией было собрано и направлено на переработку более 691,4 тысячи тонн макулатуры и транспортной упаковки, что на 8% больше, чем в предыдущем году. Благодаря такой последовательной работе картон, полиэтилен, пластик и деревянные поддоны получают вторую жизнь — они превращаются в новую упаковку, потребительские пакеты или ящики для продуктов, замыкая тем самым цикл использования материалов.

Интерактивный участок экотропы в деревне Мяглово Ленинградской области. Фото: пресс-служба «Пятёрочки»

В магазинах ЦФО (687 точек) появились постоянные пункты по приему батареек. За первое полугодие 2025 года собрано 7,4 тонны сырья. Около 65% продукции собственной торговой марки «Пятёрочка» выпускает в перерабатываемой или биоразлагаемой упаковке, чтобы сократить использование одноразового пластика. Покупателям сеть предлагает использовать многоразовые экомешки и сумки.

Для снижения углеродного следа более 2000 торговых точек «Пятёрочки» перешли на энергоэффективное освещение и современные системы охлаждения, что позволяет сокращать выбросы CO₂ на десятки тысяч тонн ежегодно. Кроме того, компания переводит транспорт на газомоторное топливо и планирует тестировать электрогрузовики.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+