Как «Пятёрочка» инвестирует в экологию и формирует культуру устойчивого потребления

По данным исследования, проведенного GFK по заказу Х5, 80% россиян заботят проблемы экологии. Каждый десятый осознает свою роль в защите окружающей среды. Около трети готовы отказаться от товаров, наносящих ей вред. Получается, фокус на экологичности соответствует не только политике и позиционированию ретейлера, но и запросам покупателей. Поэтому компания не только борется за снижение своего воздействия на экологию, но и популяризирует практики ответственного отношения к окружающей среде среди поставщиков, покупателей и локальных сообществ на всей территории присутствия сети.
К экологически уязвимым территориям относится озеро Байкал, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также окружающие его заповедники. Туристический поток здесь с каждым годом увеличивается, и, по оценкам Росзаповедника Минприроды России, в 2025 году озеро и его окрестности может посетить на 20% больше туристов, чем годом ранее, — их число может достичь 217 тысяч человек. С ростом потока растет нагрузка на экосистемы из-за увеличения отходов и разрушения ландшафта, что приводит к снижению биоразнообразия. Один из способов минимизировать ущерб — создание экотроп, своеобразных коридоров, по которым могут перемещаться посетители заповедников. При этом государственным природоохранным организациям не всегда хватает необходимого финансирования, поэтому бизнес все чаще выступает в роли инвестора.
Так, на Чивыркуйском перешейке в Забайкальском национальном парке в Бурятии была открыта новая экотропа «На стыке ландшафтов». Она стала частью экологического проекта «Забота о Байкале: сохраним экосистему Чивыркуйского перешейка», который запустили «Пятёрочка», косметический бренд «Чистая линия», медиахолдинг МАЕР и фонд «Озеро Байкал», природоохранное госучреждение «Заповедное Подлеморье» и Институт общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН.
Сбережение через просвещение
Чивыркуйский перешеек богат эндемичными (распространенными только на одной территории во всем мире. — Прим. ред.) и краснокнижными растениями. Среди них — черепоплодник почтишерстистый, верблюдка курчавокрылая, кувшинка четырехугольная, мак песчаный и полынь Ледебура. Ранее для перешейка указывалось 366 видов сосудистых растений, а в ходе наших исследований летом 2025 года их выявлено еще 18, и этот список расширился до 384 видов. Ученые из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН не только обновили информацию о состоянии флоры тридцатилетней давности, но и создали карту распределения редких растений.
На перешейке выделен «участок покоя», где запрещены парковка, установка палаток и сход с троп ради сохранения редкой флоры и фауны. В рамках проекта были установлены деревянные настилы, фотозона, бинокль на смотровой площадке для наблюдения за птицами и таблички с названиями растений.
«Наша задача — показать, что это не ограничения ради ограничений, а способ сохранить краснокнижные виды растений и птиц. Такое «видимое управление» в виде «коридоров» снижает вытаптывание и дает понятный вектор для движения к озеру, а вместе с просветительскими встречами в точках партнера превращает бережный туризм в привычку. Это большая работа всех партнеров проекта по возведению самой инфраструктуры и продвижению культуры ответственного туризма», — говорит Ксения Вишнякова, старший бренд-менеджер «Чистой линии».
В национальном парке открыта фотовыставка, посвященная уникальной флоре Чивыркуйского перешейка. Туристы могут посетить экскурсию и экоурок, чтобы узнать побольше о местной природе. Для жителей близлежащих городов и поселков пройдут просветительские встречи на тему уязвимости дюнных экосистем и правил поведения в дикой природе. Школьники-юннаты под патронажем ученых и государственного природоохранного учреждения «Заповедное Подлеморье» приступили к наблюдениям за черепоплодником почтишерстистым на огороженных участках на кемпингах «Мягкая Карга» и «Церковь». Финалом проекта станет мини-фильм о биоразнообразии песчаной косы.
Часть средств на реализацию проекта удалось привлечь за счет продаж продукции косметики «Чистая линия» в магазинах «Пятёрочка» с 19 июня по 14 августа. В торговой сети считают, что экоинициатива может повысить осведомленность туристов и местных жителей об эндемичных видах и их ответственность, а также способствовать развитию устойчивого туризма в регионе.
Не просто модный тренд
Это не единственная экотропа, которая появилась в 2025 году при поддержке «Пятёрочки». Еще одна — музыкальная — была благоустроена во Всеволожском районе Ленинградской области на месте бывшего песчаного карьера. На природном маршруте разработана навигация, появились фотозоны и арт-инсталляции, в том числе — с изображениями и описаниями представителей местной флоры и фауны. Пройдя по QR-коду на этих объектах, можно прослушать, как поют, воют и трещат местные птицы, животные и насекомые. Деревня Мяглово, где расположилась тропа, и раньше привлекала гостей и жителей региона благодаря сосновым и березовым лесам, песчаному пляжу и чистому озеру, в котором водятся плотва и окуни. С появлением дополнительной инфраструктуры и возможностей для активного отдыха, профинансированных торговой сетью, туристов может стать больше.
«Экотуризм — это не просто модный тренд, он решает множество разных задач. Это и сохранение природы, и воспитание экологической ответственности, и создание возможностей для активного отдыха людей в гармонии с окружающим миром, и развитие экономики региона. Такие проекты становятся мостом между человеком и природой, напоминая о ценности каждого дерева и живого существа. Если компания может помочь в достижении столь важных целей, то мы всегда готовы в это включаться, так как забота — это наша работа», — резюмировала Алина Юхневич, руководитель направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка».
Важно отметить, что это не разовые инициативы — ретейлер ведет масштабную и системную работу по защите окружающей среды. Например, в 2024 году компанией было собрано и направлено на переработку более 691,4 тысячи тонн макулатуры и транспортной упаковки, что на 8% больше, чем в предыдущем году. Благодаря такой последовательной работе картон, полиэтилен, пластик и деревянные поддоны получают вторую жизнь — они превращаются в новую упаковку, потребительские пакеты или ящики для продуктов, замыкая тем самым цикл использования материалов.
В магазинах ЦФО (687 точек) появились постоянные пункты по приему батареек. За первое полугодие 2025 года собрано 7,4 тонны сырья. Около 65% продукции собственной торговой марки «Пятёрочка» выпускает в перерабатываемой или биоразлагаемой упаковке, чтобы сократить использование одноразового пластика. Покупателям сеть предлагает использовать многоразовые экомешки и сумки.
Для снижения углеродного следа более 2000 торговых точек «Пятёрочки» перешли на энергоэффективное освещение и современные системы охлаждения, что позволяет сокращать выбросы CO₂ на десятки тысяч тонн ежегодно. Кроме того, компания переводит транспорт на газомоторное топливо и планирует тестировать электрогрузовики.
