
Мероприятие в «Барвиха Luхury Village» собрало более 300 участников, для которых выступили создатели брендов, меняющие бизнес-среду своими нестандартными проектами и концепциями. Статус площадки, расположенной в подмосковной «золотой миле», подчеркнул высокий уровень спикеров, среди которых были как молодые, но уже состоявшиеся предприниматели, так и опытные бизнесмены. Они делились опытом и практическими советами, инициировали нетворкинг, то есть создавали в масштабе отдельно взятого форума качественную предпринимательскую среду. Последняя всегда должна быть продуманной и благоприятной, тогда у людей будут рождаться новые идеи, и они смогут наилучшим образом их воплотить, уверена коммерческий директор девелоперской компании Capital Alliance Ленария Хасиятуллина. Спикер рассказала о новом тренде в девелопменте коммерческих объектов, который опирается на последние научные разработки: пространства для бизнеса выстраиваются и организуются таким образом, чтобы офисные работники не просто выполняли там какие-то функции, а заряжались энергией и чувствовали себя максимально комфортно. «Качественная рабочая среда напрямую влияет на продуктивность, вдохновение и лояльность команды: исследования доказывают, что она помогает привлекать и удерживать таланты, снижает уровень стресса в коллективе и в конечном счете повышает эффективность бизнеса. Таким образом, пространство становится для бизнеса настоящим «партнером», который ежедневно работает на достижение его целей», — подчеркнула спикер. Зоны для отдыха и занятия спортом в бизнес-центре, ландшафтный парк рядом с ним — так выглядит офис уже не завтрашнего, а сегодняшнего дня.
Бизнес на трендах
Тезис «Полезный для людей бизнес обречен стать успешным» прошел красной нитью по большинству выступлений. К примеру, компания «Дамате» решила построить бизнес на индейке как на полезном и здоровом продукте еще в те времена, когда ЗОЖ не был ощутимым трендом, но «мы решили производить то, что будем есть сами», рассказал ее основатель Наум Бабаев. Результат: выручка группы компаний «Дамате» в 2024 году превысила 70 млрд рублей, она вошла в пятерку крупнейших производителей индейки в мире и сохраняет динамику роста, несмотря на турбулентность и кризисные явления в экономике.
Успешным опытом превращения стартапа в полноценное предприятие поделился и Валерий Климов, создатель приложения для знакомств Twinby. «У нас в этом году выручка будет в четыре раза больше, чем в прошлом, надеюсь, что мы перейдем заветную цифру в миллиард [рублей]», — заявил бизнесмен, признавшись, что во многом им помог искусственный интеллект. Twinby позиционирует себя не как дейтинговое приложение, а как требует того актуальная социальная повестка — «фэмили-сервис» для серьезных отношений с фокусом на психологическую совместимость. Это отличает его от конкурентов и помогает создавать новые бенчмарки на этом рынке.
«Партнерство» с искусственным интеллектом помогло и «Клинике Фомина», признался ее основатель Дмитрий Фомин. Рост его бизнеса с 2019 года ежегодно составляет 50%: сейчас в сети 30 клиник, в следующем году планируется открыть еще 16. «Ключом» своего успеха Фомин назвал «бескомпромиссное качество [медицинского] продукта»: компания использует искусственный интеллект, который уже проверил 1,8 млн медицинских карт и продолжает работать, чтобы контролировать и при необходимости исправлять работу врачей.
Сергей Кофейников, сооснователь бренда полезных десертов FitnesShock, выбрал темой выступления анализ трендов и использование этого знания для развития и масштабирования бизнеса (трендвотчинг**). Он полагает необходимым для бизнесмена быть гибким и адаптивным, смотреть в будущее, чтобы быстро «переносить» из него в настоящее идеи, продукты и концепции, которые завоюют потребителей. Кофейников говорит, что для этого не нужно заказывать у консультантов дорогие исследования («все есть в Google»), но надо понимать, как «работают» глобальные паттерны на зарубежных рынках: «Тренды приходят из-за рубежа с опозданием. Так, в США протеиновые снеки — устоявшийся рынок, а в России этот продукт еще в активной фазе роста». Однако бизнесмен предостерег от бездумного копирования: «Успешный тренд находится на пересечении того, что вы знаете: вашего клиента, вашего продукта и вашего рынка». «Не повторяйте нашу ошибку с веганским батончиком, который в России «не взлетел», несмотря на популярность в Европе», — отметил Кофейников.
Команда и комьюнити как точки роста
По мнению Бабаева, успех строится на системном планировании и последовательном движении в направлении выбранной цели: «В сельском хозяйстве особенно важно, выбрав цель, идти к ней без колебаний, несмотря ни на дождь, ни на засуху». Важна и поддержка команды — «это ключевой актив»: «Наша команда крепкая и стабильная: многие работают вместе больше 20 лет, что и обеспечивает поступательное движение вперед».
Александра Герасимова, генеральный директор IT-компании в сфере фитнеса и wellness «Фитмост», также упорно следует за своей целью (масштабировать бизнес в 100 раз), опираясь на поддержку команды. История становления ее бизнеса была непростой, но именно кризисы и проблемы становились точками роста. В 2020 году, когда выручка упала до минимальных значений, ее команда не разбежалась, а поддержала руководителя («Мы поняли, что нужно продолжать бороться»). Бизнес был перестроен с упором на B2B-направление и стал активно рекламироваться через Instagram (запрещенная социальная сеть). А в 2022 году, после потери 87% выручки с «закрытием» этой рекламной площадки, компанией была выстроена новая бизнес-модель в партнерстве с топ-5 банков, которые начали предлагать премиум-клиентам wellness-услуги вместо бизнес-залов. «Успех нестабилен, и надо кайфовать от процесса», — говорит спикер, продавшая с момента запуска компании 800 000 абонементов и «охватившая» более 90 городов.
Ответ на вопрос «Как бренду стать любимым у поколений зумеров и альфа» дал создатель «Мармеладыча» Григорий Соловьев. «Главный продукт — контент, при помощи которого создается комьюнити, а физический товар становится способом к нему присоединиться», — вот лайфхак от 23-летнего миллионера, который в этом году имеет все шансы стать миллиардером. Бренд «Мармеладыч» вырос в 10 раз за два года, набрав 8 млн подписчиков в социальных сетях и став одним из лидеров по продажам на «Яндекс Маркете». Причина такой популярности у молодежи — правильное позиционирование: покупают не просто мармелад, а возможность быть частью «сладкой вселенной», которая дарит эмоции, «рассказывая» захватывающие истории (про червяка Геннадия и фасовщицу Сашу из Тольятти). Для зумеров и «альфа» важнее не покупки (на которые часто нет денег), а возможность стать частью комьюнити и взаимодействовать с брендом через игры, мемы, вирусные ролики и тому подобный контент, резюмирует Соловьев.
Ставку на комьюнити и контент сделал и Дмитрий Тютьков, сооснователь Angel cakes. Его продукт — это полезная еда без глютена и сахара. Бизнес начался с продажи десертов в домашней кондитерской и превратился в сеть из 12 healthy-кафе с полноценным питанием в Волгограде, Краснодаре и Москве. С начала основания компания отказалась от рекламы, сфокусировавшись на создании комьюнити вокруг ценностей здорового образа жизни. «Весь наш рост — за счет сарафанного радио и вовлеченности гостей», — признался Тютьков. «Когда люди чувствуют, что ваша цель — принести пользу, а не просто продать, они начинают сами рассказывать о нас, доверяют бренду», — уверяет он. Маркетинг компании начался с бесплатных мероприятий вроде йоги в кафе или встречи с нутрициологом, через некоторое время Тютьков открыл несколько мини-кафе в йога-студиях: «Люди завтракают нашим бранчем и становятся нашими амбассадорами, потому что мы соответствуем их стилю жизни». В свой актив компания уже записала сотрудничество и с международными брендами (Lululemon, Alo Yoga), и с российскими («Золотое яблоко»). «Мы продаем не десерты, а стиль жизни», — резюмировал спикер.
* Трендвотчинг (от англ. trend watching — буквально «наблюдение за трендами») — практика регулярного отслеживания потребительских и индустриальных трендов, включающая оценку и прогнозирование бизнес-факторов (спроса, предложения, стиля и моды), применяемая компаниями для создания инновационных продуктов, услуг и коммуникаций. Позволяет выделить закономерности в поведении и предпочтениях потребителей, чтобы увидеть новые возможности для создания инноваций.
