Драйвер роста: зачем «Пятёрочка» создает собственную логистику на Дальнем Востоке
Проект удалось реализовать благодаря эффективному взаимодействию региональных властей и руководства сети «Пятёрочка». Как резидент территории опережающего развития «Хабаровск» ретейлер получает налоговые льготы, административную поддержку, а также всестороннее содействие со стороны Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
Новый распределительный центр будет снабжать несколько сотен магазинов сети, расположенных в Хабаровском крае, Амурской области, Приморском крае и Еврейской автономной области. Одной из его особенностей является интеграция системы мониторинга в реальном времени, что позволяет отслеживать состояние товаров на всех этапах хранения. Большое внимание уделено вопросам энергосбережения и оптимизации потребления ресурсов. Например, управление температурой осуществляется автоматически, гарантируя сохранность скоропортящихся продуктов, таких как мясо, рыба и молоко.
Однако далеко не все решается исключительно техническими средствами. Руководство компании признает важность баланса между экономическими показателями и устойчивостью бизнеса. Управляющий директор торговой сети «Пятёрочка» Владислав Курбатов поясняет: «Мы осознанно пошли на инвестиции в инфраструктуру, понимая, что повышение рентабельности потребует некоторого времени. Открывая распределительный центр, мы рассчитываем увеличить количество магазинов до оптимального уровня, что позволит достичь положительных финансовых результатов без резкого увеличения цен. Нужно порядка 500 точек в регионе, чтобы экономика становилась более позитивной, и мы уверенно идем к этой цифре. Уже в следующем году на Дальнем Востоке появятся 150 новых магазинов».
Вызовы и новации
Торговая сеть пришла на Дальний Восток только в 2023 году, открыв свой первый магазин во Владивостоке. В регионе «Пятёрочка» столкнулась с рядом специфических проблем, таких как значительные расстояния между населенными пунктами, сложная дорожная инфраструктура и ограниченные возможности для своевременной доставки свежей продукции. Ретейлеру предстояло разработать новую логистическую систему с нуля, инвестируя в инфраструктуру, транспорт и технологии.
Одним из ключевых моментов стало налаживание работы с местными поставщиками. Изначально многие производители, не имея опыта работы с крупными игроками, не стремились к сотрудничеству с сетью. Однако за два с половиной года команда «Пятёрочки» проделала большую работу, чтобы развеять все опасения.
«Это не только информационно-разъяснительная работа, но и реальная поддержка по всем вопросам, включая обучение, — отмечает исполнительный директор территории «Дальний Восток» торговой сети «Пятёрочка» Антон Безрядин. — У нас довольно высокие требования к производителям. Чтобы им соответствовать, поставщикам порой приходится осваивать новые технологии, разбираться в каких-то тонкостях, вместе с нами они готовы это делать. И это хорошо, потому что в итоге они делают более правильную упаковку, они по-другому выстраивают свои процессы — и их это тоже обогащает».
По словам Владислава Курбатова, положительный опыт первых региональных поставщиков, начавших сотрудничать с «Пятёрочкой», стал хорошим примером для остальных. Дополнительным аргументом оказался увеличившийся масштаб сети: «Когда у нас открылся первый магазин, объемы были невелики и мы не представляли большого интереса для производителей. Но теперь, когда у нас уже 320 магазинов, доля нашей сети на рынке Дальнего Востока составляет 8%. Через год мы ожидаем достичь 10–11%. Это уже существенно и привлекает многих».
Сегодня одна из главных задач — активное вовлечение местных производителей в производство собственных торговых марок (СТМ) «Пятёрочки». Это позволит снизить себестоимость продукции без ущерба для качества. «Соответствующий запрос со стороны потребителя уже есть. Жители Дальнего Востока пресыщены азиатскими товарами, их этим не удивить. Они хотят видеть на полках те же продукты, что и жители центральной полосы, в том числе и наши СТМ. Поэтому мы не только хотим работать с существующими производителями, но и стимулировать появление новых», — поясняет Владислав Курбатов.
Еще одним вызовом при выходе на Дальний Восток для «Пятёрочки» стало ценообразование. Рынок региона диктовал свои условия, вынуждая ретейлеров устанавливать высокие цены. «Пятёрочка» решила выровнять дисбаланс и сделать свежие продукты более доступными для жителей региона как за счет ценовой политики, так и сервиса. Компания первой из крупных продуктовых сетей внедрила экспресс-доставку продуктов домой, и это предложение оказалось востребованным. Несмотря на относительно небольшой объем сегмента интернет-покупок (около 8% местного розничного рынка), новизна такого сервиса сделала услугу популярной. Этот опыт доказал, что регион обладает значительным потенциалом роста даже в условиях ограниченного выбора логистических решений.
Расширение логистических горизонтов
Мультитемпературный распределительный центр под Хабаровском — это крупнейший объект подобного типа на Дальнем Востоке. Технологичный комплекс площадью около 50 000 кв. м работает в режиме 24/7, и эту бесперебойность обеспечивают 300 сотрудников и около 45 единиц техники. Ежедневная пропускная способность достигает 280 000 коробов и 45 000 палето-мест. Ежемесячно центр способен обрабатывать 75 000 тонн продукции.
Новый РЦ построили в рекордные сроки — всего за 14 месяцев. Решение оказалось максимально своевременным для повышения эффективности всей логистической системы. Раньше компания была вынуждена хранить продукцию на небольших складских площадях партнеров. Эти склады имели ограниченную вместимость и не обеспечивали необходимых условий для длительного хранения, а отсутствие единого крупного центра приводило к усложнению процессов распределения товаров. «Открытие распределительного центра в Хабаровске позволяет нам существенно повысить устойчивость нашей цепочки поставок и эффективнее управлять товарным запасом. Благодаря ему мы сможем обеспечить стабильность ассортимента даже в труднодоступных регионах Дальнего Востока и оптимизировать расходы на логистику. Это важный шаг вперед для улучшения качества обслуживания наших клиентов», — подчеркивает Владислав Курбатов.
Программное обеспечение всех систем центра разработано специалистами «Пятёрочки» и позволило не просто автоматизировать процессы, а эффективно управлять ресурсами. Датчики, установленные по всему периметру, отслеживают параметры температуры, влажности и состояния товаров в реальном времени. С помощью этих данных, а также рекомендаций, основанных на алгоритмах искусственного интеллекта, сотрудники могут оптимизировать работу оборудования для хранения и транспортировки продукции. Благодаря современным технологиям они мгновенно получают точную информацию о местонахождении любого товара. Автоматизированные камеры наблюдения обеспечивают максимальный контроль, снижая риски порчи при хранении и ошибок при отгрузке.
«В новом РЦ у нас есть цех газации бананов. Вместо того чтобы везти уже газованные фрукты тысячи километров и терять часть партии из-за непредсказуемости сроков доставки, мы можем самостоятельно доводить бананы до нужной кондиции, — рассказывает Владислав Курбатов. — В цеху зеленая масса превращается в спелые фрукты за несколько дней, сохраняя полезные свойства и товарный вид. В итоге покупатели получают качественный продукт, а компания — ощутимую выгоду и снижение рисков».
Будущее — за «умными» складами
За этот год «Пятёрочка» открыла пять новых распределительных центров, а всего их сейчас у сети 44. В следующем году ретейлер готовится построить еще несколько новых логистических комплексов. Магазины по всей стране — от западной до восточной границы —также открываются регулярно. Освоение удаленных территорий — часть корпоративной стратегии: к 2027 году должен заработать второй распределительный центр на Дальнем Востоке, его строительство во Владивостоке уже началось. К тому моменту РЦ в Хабаровске будут обслуживать роботы.
Несмотря на отсутствие проблем с наймом персонала, компания рассматривает автоматизацию логистики как оправданное решение на перспективу. «В отличие от людей роботы могут работать без остановки», — отмечает ее управляющий директор. В ближайшие годы планируется оптимизировать порядка 20–30% операций, традиционно выполняемых сотрудниками вручную. Эти изменения позволят повысить производительность труда и снизить издержки. Речь идет не о традиционных гуманоидных роботах, а о специализированных устройствах, адаптированных под конкретные задачи вроде доставки грузов или упаковки товаров. Уже сейчас тесты показывают хорошие результаты, однако впереди предстоит еще много работы по доработке программного обеспечения и интеграции новых технологий.
«Мы сейчас активно тестируем роботов на нескольких РЦ. У нас около 50 роботов задействовано на объекте на Новой Риге в Москве, плюс еще какое-то количество в Самаре и Екатеринбурге, — сообщил Владислав Курбатов. — Соответственно, когда мы выйдем на четкое понимание, где и какие решения эффективны, мы сможем оперативно развернуть аналогичные процессы и на хабаровской площадке. Данный центр изначально спроектирован таким образом, что внедрение роботов пройдет легко и быстро, учитывая правильную организацию внутренних маршрутов и удобство перемещения техники. В перспективе мы это реализуем, и Хабаровск получит новейшие технологии, уже проверенные на практике в других регионах нашей страны».
Роботы смогут самостоятельно перемещать грузы, упаковывать товары и готовить заказы к отправке. Следующим этапом станет внедрение автономных погрузчиков, способных автоматически подбирать нужные товары и доставлять их к месту отправки. Такое масштабное преобразование потребует значительных вложений, но перспективы выглядят привлекательно: ускорение всех процессов и снижение операционных затрат уже через полтора года.
«Мы видим огромный потенциал в применении роботов, но понимаем, что каждая новая технология проходит путь адаптации, — комментирует идею Владислав Курбатов. — Через некоторое время мы ожидаем, что подобные решения станут такими же привычными, как современные кассы самообслуживания».
