К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Личные фонды: к новой архитектуре управления капиталом

Фото: Freepik
Фото: Freepik
За последние два года число личных фондов в России, по данным Sber Private Banking, значительно увеличилось. Это отражает кардинальный сдвиг в подходах к сохранению и передаче капитала. Почему этот инструмент стремительно превращается из нишевого в востребованный и популярный для защиты и передачи состояния и как выстроить его архитектуру для достижения долгосрочных целей — разбираем в материале.

Личный фонд — это российский аналог классического траста, адаптированный под реалии отечественной правовой системы. Его ключевое отличие от привычных форм владения активами, будь то ООО/АО или ЗПИФ, заключается в фундаментальном принципе: учредитель, передавая активы в фонд, не получает взамен ничего — ни долей, ни акций, ни паев. Это важный и, возможно, сперва пугающий нашу ментальность нюанс. При этом стоит отметить, что отделение личного имущества учредителя от структурированного капитала, переданного им в личный фонд, тем самым повышает защиту капитала.

Наследственные же фонды существуют в РФ чуть дольше, с 2018 года. Если сравнивать личный фонд с наследственным, то его преимущество в возможности посмотреть на работу фонда при жизни. Учредитель может не только создать структуру, но и лично протестировать ее механизмы, оценить управляющих и при необходимости внести коррективы в «настройки» личного фонда (через внесение изменений в устав, правила управления и иные внутренние документы фонда при их наличии).

В случае же с наследственным фондом с уходом из жизни человек теряет всякий контроль над реализацией собственного замысла, что создает существенные риски. Таким образом, личный фонд может быть инструментом не только для передачи, но и для проектирования будущего жизни семьи в нескольких поколениях путем сохранения и приумножения капитала патриарха семьи. 

Драйверы роста

Значительный рост числа личных фондов — следствие совпадения нескольких ключевых факторов. Во-первых, сформировался исторический запрос: первое поколение владельцев крупных капиталов в России стало остро нуждаться в механизмах преемственности.

Во-вторых, личные фонды получили налоговую определенность. После доработки налогового законодательства, применяющегося к личным фондам, вступившего в силу в 2024 году, пассивные доходы фонда облагаются по ставке, сопоставимой с НДФЛ в 15%. Это сделало его экономически жизнеспособным и превратило правовую концепцию в практическое решение.

Наряду с этим запрос на конфиденциальность и защиту активов в текущих реалиях лишь усилился. Личный фонд обеспечивает непубличность информации об учредителе и выгодоприобретателях, а через определенный срок (5 лет) активы фонда могут получить защиту от потенциальных претензий к учредителю (и наоборот). Наконец, для части капиталов, репатриированных из-за рубежа, личный фонд стал внутренней альтернативой зарубежным трастам.

Налогообложение: тонкий расчет вместо простых решений

Личный фонд — не инструмент агрессивной оптимизации, а способ создать предсказуемый и комфортный налоговый режим для управления капиталом. Ключевое правило: чтобы применять льготную ставку налога 15%, фонд должен получать не менее 90% доходов от пассивной деятельности, например, дивидендов, арендных платежей, процентов по вкладам.

Однако, как показывает практика, детали решают все. 

«Под общим правилом о 15% скрывается целый ряд исключений и условий. Взять, к примеру, типовой инвестиционный портфель, который генерирует разные виды доходов, их налогообложение в личном фонде может существенно различаться, несмотря на то, что в понимании инвестора это все пассивные доходы. Например, дивиденды по российским акциям и доход от продажи/погашения паев будут обложены по ставке 15%. В то же время промежуточные выплаты по паям и доход от продажи/погашения облигаций уже попадут под 25%. Для сравнения, физическое лицо платит 15% по всем перечисленным видам доходов. Таким образом, на первый взгляд, безобидная передача инвестиционного портфеля в личный фонд без анализа налоговых последствий гарантированно приведет к неприятным сюрпризам. Поэтому на этапе планирования необходимо привлекать не только юристов для составления документов, но и налоговых консультантов для оценки целесообразности передачи того или иного актива в фонд. Их совместная работа позволяет «настроить» портфель под налоговые возможности фонда и избежать ситуаций, когда из-за одного «неподходящего» актива личный фонд может потерять льготную ставку».
Лия КругловаДиректор налоговой и юридической практики Семейного офиса Sber Private Banking

Портфель для фонда

Выбор активов для передачи в личный фонд определяет не только текущую эффективность структуры, но и ее долгосрочную устойчивость. Наиболее выигрышными являются активы, генерирующие стабильный пассивный доход и не требующие оперативного вмешательства в управление.

Идеальным примером выступают денежные средства. Внесенные в фонд, они могут быть использованы для покупки коммерческой или элитной жилой недвижимости для сдачи в аренду. Вся цепочка — от получения арендного потока до выплат бенефициарам — попадает под льготную налоговую ставку 15%. Для сравнения, та же операция, проведенная через компанию на общей системе налогообложения с последующей выплатой дивидендов, может привести к совокупной налоговой нагрузке до 40% вместо 15% в фонде.

Высокую эффективность в личном фонде показывают и классические финансовые инструменты: банковские депозиты и портфели дивидендных акций. Однако ключевое условие — портфель должен быть структурирован таким образом, чтобы минимизировать доли доходов, не попадающих под льготный режим. 

Архитектура управления

Эффективность личного фонда зависит не только от выбора активов, но и от его конструкции управления. Ключевой принцип, заложенный в законе, — учредитель не может быть единоличным исполнительным органом. Поэтому центральной задачей становится выбор генерального директора фонда. Им может стать доверенное лицо, например, взрослый наследник, юрист или управляющая компания.

Однако назначение — лишь первый шаг. Критически важно создать систему сдержек и противовесов, чтобы снизить риски наделения одного человека неограниченными полномочиями. Поэтому оптимальной архитектурой на рынке считается модель с обязательным коллегиальным органом — советом фонда. В него могут войти представители семьи или иные доверенные лица с компетенцией принимать ключевые решения: изменение стратегии, одобрение крупных сделок, смена управляющих.

«Генеральный директор фонда — это стратег и координатор, а не узкопрофильный специалист по каждому активу. Его ключевая задача — обеспечивать работу структуры в целом, в то время как оперативное управление недвижимостью или инвестиционным портфелем должно быть делегировано проверенным внешним управляющим, нанятым от имени фонда. А для гарантии долгосрочной устойчивости в уставе необходимо заранее прописать четкий механизм замены всех ключевых фигур, от членов совета до самих управляющих, на случай любых непредвиденных обстоятельств».
Лия КругловаДиректор налоговой и юридической практики Семейного офиса Sber Private Banking

Прогнозы и риски

Динамика рынка личных фондов указывает на уверенный тренд роста, который, вероятно, сохранится в ближайшие годы. Инструмент проходит стадию массовой адаптации: из узкоспециализированного решения он превращается в стандартный элемент финансовой архитектуры для состоятельных семей. Этому способствуют как растущая осведомленность, так и формирование вокруг фондов полноценной экосистемы профессиональных услуг — от юридического сопровождения до управления активами.

Пока судебная практика по личным фондам практически отсутствует, и ключевой риск заключается в том, что при возникновении первых серьезных споров суды могут начать трактовать положения закона неожиданным для учредителей образом. Такие прецеденты могут вызвать отложенный спрос; пожалуй, это главный фактор, способный скорректировать рост количества личных фондов.

«Будущее инструмента зависит от диалога между практикой и регулятором. Ожидается, что закон будет точечно дорабатываться по мере накопления опыта.

Для учредителя это означает, что сегодня особенно важна работа с юристами, которые с целью создания идеальной модели фонда должны закладывать в нее максимальную устойчивость к потенциальным изменениям в правоприменении и различным жизненным ситуациям. 

В конечном итоге успех личного фонда измеряется не скоростью его создания, а способностью пережить смену экономических циклов и эволюцию законодательства».
Лия КругловаДиректор налоговой и юридической практики Семейного офиса Sber Private Banking

Реклама
ПАО СБЕРБАНК

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+