К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стресс-тест для ИИ: как проходит цифровая трансформация бизнеса

Участники дискуссии
Участники дискуссии
Бизнес наконец определился, как проводить технологическую трансформацию. Спикеры форума «Пульс цифровизации», среди которых были топ-менеджеры ведущих российских компаний — от энергетики до FMCG*-индустрии, — были единогласны: цифровизация оправдана, когда ее эффект измерим и окупаем в обозримой перспективе.

Нейросети уже воспринимаются бизнесом как поддерживающая инфраструктура. Внедрение инновационных решений ускоряется — компаниям нужна быстрая отдача. Генеративный искусственный интеллект (AI) — это «новая электрификация всей страны», чем шире его проникновение, тем важнее безопасность его использования.

Быстрее, лучше, сильнее

Модератор открывающей панельной дискуссии «Технологический вектор: как бизнес формирует цифровое будущее» Антон Устименко, партнер группы компаний Б1, задал вектор обсуждения, отметив, что для большинства компаний цифровизация — уже не только технологии, но и инструмент для достижения наибольшего экономического эффекта: «Искусственный интеллект (ИИ) сейчас, как когда-то электричество, стал повсеместной инфраструктурой. Задача — отделить ажиотаж от реальных возможностей», — отметил он. Прежде чем применять ИИ в бизнесе, нужно понять, где и над чем конкретно он будет работать, как его эффективно внедрить и быстро окупить.

Антон Устименко, партнер группы компаний Б1

Александр Добровинский, заместитель генерального директора по информационным технологиям и цифровой трансформации энергетического холдинга «Эн+», подчеркнул, что сейчас компания фокусируется на управлении производственными потерями, пилотируя и запуская быстрые решения, которые помогают их уменьшить. Энергетические предприятия, как правило, довольно «возрастные» объекты, цифровизация помогает получать данные об их работе, правильно их анализировать, чтобы своевременно принимать решения по корректировке параметров генерации, рискам и потерям с целью максимально поднять эффективность предприятий. По мнению спикера, экономически оправданным является внедрение IT-проектов с окупаемостью менее трех лет — это «выход на новую, устойчивую планку эффективности, которую компания должна удерживать».

Александр Добровинский, заместитель генерального директора по информационным технологиям и цифровой трансформации энергетического холдинга «Эн+»

Александр Обухов, генеральный директор облачного провайдера «Турбо Облако», директор по продуктам РТК-ЦОД, подсказал, как бизнес может не только сэкономить на внедрении инноваций, но и получить хороший экономический эффект: «Если компания не готова к значительным инвестициям, она может взять облачные ресурсы на несколько месяцев «на пробу» и только потом принять решение. Плюс такого подхода в том, что он позволяет получить необходимую инфраструктуру практически мгновенно, без закупок и наращивания собственной экспертизы. Все это помогает компаниям достигать экономической эффективности, тогда как сроки окупаемости собственных ЦОДов могут превышать десять лет. Мы, например, инвестировали миллиарды рублей в наши облачные площадки и полагаем, что каждому предприятию идти на такие затраты нецелесообразно».

Александр Обухов, генеральный директор облачного провайдера «Турбо Облако», директор по продуктам РТК-ЦОД

Кирилл Каем, директор по инновационному развитию «Ренова Холдинга», член ученого совета Сколтеха, отметил, что быстрее всего внедряют цифровые решения вертикально интегрированные холдинги (например, нефтехимические), получая максимальный эффект от использования платформенности и предиктивной аналитики. В АПК и строительной сфере, по его словам, внедрения идут медленнее, а малый бизнес часто остается на «базовом уровне». «Сейчас открывается возможность для «лягушачьего прыжка»: российские вендоры, создавая новые ядра, могут сразу закладывать собственную архитектуру под ИИ, минуя наследие западных решений», — говорит спикер. Однако барьеры остаются: дефицит промышленных данных для обучения ИИ, инфраструктурные ограничения (нагрузка на электросети), высокие риски внедрения на опасных производствах, консерватизм заказчиков и нехватка квалифицированных специалистов на стороне предприятий, что удлиняет и удорожает внедрение.

Кирилл Каем, директор по инновационному развитию «Ренова Холдинга», член ученого совета Сколтеха

Елена Тябутова, генеральный директор «Арнест ЮниРусь», призналась, что стратегия работы FMCG-компании неразрывно связана с цифровой трансформацией. Последняя, по ее словам, нивелирует риски и двигает бизнес вперед. В 2022 году, после отключения от международных цифровых систем, была начата локализация IT-решений. «Мы создали собственную IT-компанию и создали «Реферус» — PLM** для управления жизненным циклом продукта. Мы также используем подходящие нам разработки отечественных вендоров», — рассказала спикер. Все это, вместе взятое, сокращает время выхода новых продуктов на рынок, что критически важно в условиях конкуренции с тысячами новых брендов, и повышает операционную эффективность, снижая затраты на 15% за счет скорости, прозрачности и минимизации ошибок.

Елена Тябутова, генеральный директор «Арнест ЮниРусь»

За деньги или за идею

Обсуждение того, как проходят технологическая модернизация компаний и преобразование локальных инициатив в управляемые системные проекты, продолжилось и на сессии «Технологии для роста: собственные решения и индустриальные практики».

Участники сессии

Модератор Николай Прянишников, главный коммерческий директор «Группы Астра», отметил интересный тренд: если изначально бизнес фокусируется, как правило, на финансовых показателях (стратегическом планировании, возврате инвестиций и маржинальности), то с ростом капитализации компании «акцент постепенно смещается с денег на реализацию выбранной миссии, видения и стратегических задач».

Николай Прянишников, главный коммерческий директор «Группы Астра»

Александр Бакулин, коммерческий директор российской технологической компании YADRO, рекомендует при планировании собственной IT-инфраструктуры «думать не о том, какое железо и софт закроют текущие задачи здесь и сейчас, а о том, где компания окажется через три года цифровой трансформации». По его словам, нужно сразу определить подходы к вычислениям, хранению и защите данных, их резервированию и восстановлению, а дальше просто масштабировать эту «архитектуру», добавляя новые блоки по мере роста нагрузки. В текущих экономических условиях переход на российские программно-аппаратные стеки — насущная необходимость, уверен спикер. Но крупным заказчикам важно, чтобы отечественные решения выдерживали реальные профильные нагрузки, а не только синтетические тесты. Например, YADRO совместно с партнерами за четыре месяца построил и успешно испытал стенд для российской ERP***-системы под 30 000 пользователей, подтвердив ее готовность к внедрению в крупнейшие инфраструктуры.

Александр Бакулин, коммерческий директор российской технологической компании YADRO

Сергей Казанцев, вице-президент по цифровизации и операционной эффективности «Полюса» (крупнейшего производителя золота), на примере своей компании рассказал об успешном внедрении инноваций: «Разработав систему аналитики на базе существующих камер видеонаблюдения на обогатительной фабрике, мы смогли объективно контролировать качество пеносъема флотационной машины на ключевом этапе обогащения руды в режиме 24/7. Организовав процесс на основе этих данных, технологи повысили этот показатель с 96% до 99,5%, что привело к росту извлечения нашего конечного продукта — золота. Это пример проекта, реализованного локально, но со значимым эффектом». Цифровизация постепенно становится частью бизнес-стратегии компаний, отмечает спикер: «Это позволяет не только создавать подобные локальные решения с прямым эффектом, но и развивать инфраструктуру и долгосрочно переводить знания о технологии в цифру». Принятие решений на основе больших данных несет «важный культурный аспект в управлении компанией» и меняет корпоративную культуру, отметил он.

Сергей Казанцев, вице-президент по цифровизации и операционной эффективности «Полюса»

Вячеслав Кубаев, главный директор по информационным технологиям группы компаний «Магнит», признался, что IT-направление конкурирует за инвестиции с другими бизнес-подразделениями ретейлера: «Можно среднюю команду разработки на год нанять либо на эти же деньги новый магазин открыть». Поэтому все предлагаемые IT-инициативы «балансируют» между необходимостью, выгодой и стратегией. Во-первых, надо обеспечивать поддержку и модернизацию уже работающих систем. Во-вторых, необходимо предлагать новые проекты, которые дают быстрый и измеримый финансовый результат («например, внедрение системы, которая автоматически оптимизирует логистику и сразу сокращает затраты на 10%»). В-третьих, должно генерировать идеи, в которые надо вкладываться, даже если сиюминутная выгода неочевидна. Среди последних, например, полная роботизация складов. «Прямая экономика сейчас «не летает» — проект требует миллиардных вложений, зарплаты людей, которых он заменяет, пока ниже. Но мы верим, что в долгосрочной перспективе (5+ лет) это станет выгодно и необходимо», — подчеркнул спикер.

Вячеслав Кубаев, главный директор по информационным технологиям группы компаний «Магнит»

Главный принцип при внедрении инноваций, резюмировал Кубаев, — избежать крайностей: не «улететь в космос», тратя огромные деньги на малоэффективные проекты, и не «закопаться в землю», игнорируя инвестиции в будущее. Это утверждение может стать общим девизом технологических изменений для российских компаний.

Участники дискуссии

* FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods) — товары повседневного спроса, которые люди покупают регулярно. К ним относятся продукты питания, напитки, бытовая химия и средства личной гигиены. Эти товары характеризуются быстрой реализацией и относительно низкими ценами.

** PLM (англ. Product Lifecycle Management) — это информационная система, предназначенная для управления жизненным циклом продукта от идеи до вывода из эксплуатации. Она позволяет компаниям управлять данными, процессами, бизнес-системами и людьми, связанными с производством.

*** ERP (англ. Enterprise Resource Planning) — автоматизированные системы управления предприятием, которые помогают контролировать весь цикл производства и оптимизировать бизнес-процессы. Они предназначены для планирования ресурсов, ускорения процессов и снижения влияния человеческого фактора на функционирование компании. ERP-системы интегрируют все основные бизнес-процессы внутри организации, что позволяет вести централизованный учет ресурсов и улучшать взаимодействие между отделами. Существуют различные классификации ERP-систем, включая отраслевые и системы общего назначения, а также облачные и локальные решения.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+