В поисках невероятного

Максимальная гибкость: что сейчас происходит на рынке ноутбуков

Денис Нуштаев Forbes Contributor
Эволюция технологий достигла того уровня, когда отдельные прорывные инновации начинают «дружить» между собой, будь то машинное обучение, AR, процессоры, удобный тачпад и так далее. Такая синергия открывает большие возможности для пользователей, которым регулярно предлагаются принципиально новые продукты. О глобальных трендах и конкретных новинках на рынке ноутбуков рассказывает директор по маркетингу ASUS в России Владислав Захаров.

— Как меняются пользователи ноутбуков? Что для них важно в 2021 году?

— Удаленная работа и забота о здоровье стали одними из ключевых факторов, оказывающих влияние на сегодняшние потребности пользователей. Люди переехали в хоум-офисы, что обострило ряд не столь важных ранее вопросов — например, как эффективно оборудовать рабочее пространство дома. Далеко не у каждого есть возможность работать в отдельной зоне, поэтому возник спрос на технологии активного шумоподавления в микрофонах, чтобы ноутбуки умели распознавать только голос спикера, а все посторонние шумы отсеивались. Раньше веб-камерами пользовались намного реже, а сейчас буквально ежедневно, поэтому появился спрос на качественные камеры с разрешением Full HD. Отдельное внимание теперь уделяется заботе о здоровье в технологических продуктах. Я думаю, что в ближайшее время на рынке будет появляться все больше таких продуктов. У ASUS уже есть такие мониторы с антибактериальным покрытием — с ионами серебра, устойчивыми к стиранию. Его антибактериальная эффективность подтверждена сертификатами ISO и JIS. Научно доказано, что покрытие с ионами серебра подавляет рост бактерий и грибков, сокращая его более чем на 99,9% в течение 24 часов. Это означает, что поверхности продукта дольше останутся гигиенически чистыми и безопасными.

— Что происходит с потребностями корпоративного сектора?

— Большие компании и корпорации многие годы работали на десктопах, привязанных к офису, и были вынуждены в одночасье решать проблему закупки огромного количества ноутбуков своим сотрудникам для удаленной работы. По данным аналитического агентства GFK, в марте 2020 года было продано почти на 70% ноутбуков больше, чем годом ранее. Доля корпоративного сектора в продажах ноутбуков не выросла в процентном соотношении, хотя возросла в количественном — корпоративных моделей в 2020 году было продано на 20% больше, чем годом ранее. Никто из производителей не был готов к взрывному росту спроса, что привело к серьезному дефициту на рынке. Это проблема еще не решена полностью, корпоративный сектор до сих пор активно покупает обычные ноутбуки.

— Чем ASUS порадует пользователей в этом году?

— В 2021 году мы делаем большой шаг и начинаем предлагать нашим пользователям новый уровень впечатлений от взаимодействия с продуктом на визуальном уровне. Линейка ASUS Zenbook, наших премиальных продуктов, более чем на 50% будет представлена устройствами с OLED-экранами. Мы прогнозируем, что одним из хитов на рынке в 2021 году станет Zenbook 13 OLED UM325 с высочайшим уровнем производительности, который достигается благодаря мобильному процессору AMD Ryzen™ 5000 серии.

— Вы внедряете органические светодиоды?

— OLED-экраны нам хорошо знакомы по смартфонам, но до недавнего времени они не применялись в производстве ноутбуков. У OLED-дисплеев есть целый ряд преимуществ. В первую очередь они выделяют на 70% меньше вредного синего цвета, чем LCD-дисплеи. Также OLED-дисплеи позволяют добиться максимального цветового охвата, обладают более высокой яркостью. И наконец, такие экраны обладают минимальным временем отклика. Я уверен, что именно эта технология станет новым драйвером в сегменте ноутбуков в 2021 году.

— Насколько в целом изменились ноутбуки за последнее время?

— Ноутбуки как категория продуктов представлены на рынке уже более 20 лет и еще 15 лет назад оставались дорогим устройством. Но инженерам компания ASUS удалось разработать компактную материнскую плату, благодаря которой стало возможно производство компактных и легких устройств. Так мир увидел новую категорию персональных компьютеров — нетбуки, которые обладали не только компактными размерами и хорошим временем автономности, но при этом еще и очень низкой ценой.

Технологические разработки были нацелены на увеличение срока работы устройства от батареи, снижение габаритов и веса устройств. Сейчас можно сказать, что мы находимся в идеальных условиях, когда рабочие машинки размером с лист бумаги формата А4 весят чуть более 1 кг и работают от батареи больше 12 часов.

— Что еще можно считать прорывными изменениями?

— Я бы выделил попытки производителей улучшить скорость работы с помощью дополнительных тач-интерфейсов. Наши инженеры и дизайнеры много работают над решением задачи быстродействия в условиях мультизадачности. Мы заменили привычный тачпад на экран ScreenPad, предоставив пользователю выбор: использовать его как обычный тачпад или как дополнительный дисплей, на который можно выводить любую информацию системы. В следующем поколении продуктов мы сделали еще один шаг вперед, представив ScreenPad Plus. Это уже не тачпад-дисплей, а полноценный дополнительный 14-дюймовый экран, на который можно выводить сразу несколько окон или использовать предварительно настроенные панели инструментов при работе с профессиональными приложениями для создателей контента.

— Какие исследования компания проводит перед разработкой нового продукта?

— В первую очередь уделяется внимание анализу индекса потребительской удовлетворенности NPS, благодаря чему можно лучше понять, что именно стоит улучшить или доработать в следующих поколениях продуктов. Во-вторых, проводятся всевозможные опросы, которые позволяют оценить «главные боли» продуктов. Например, в смартфонах основными «болевыми точками» являются дисплей, камера и батарея. Такой анализ рынка мы применили в разработке наших последних поколений смартфонов ASUS ZenFone, получивших дисплей без вырезов, батарею повышенной емкости и поворотную Flip-камеру. В-третьих, анализируются тенденции потребительского спроса на рынке на основе отчетов по продажам от различных аналитических агентств, благодаря которым можно понять в том числе и незанятые ниши. Так у нас получилось с игровыми ноутбуками, когда в прошлом году мы вышли на рынок с первым 14-дюймовым ноутбуком ROG Zephyrus G14. Спрос на данную модель превысил все наши ожидания, а уже в этом году мы представили первый 13-дюймовый ноутбук — ROG Flow X13.

—Пытаетесь внедрять искусственный интеллект?

— Сейчас ASUS активно экспериментирует на Тайване с технологиями машинного обучения в области искусственного интеллекта. Например, на китайском рынке доступен домашний помощник робот Zenbo, который может управлять вашим умным домом, помогать с поиском необходимой информации в интернете через голосового помощника или вызвать медицинские службы в случае экстренной ситуации. Также мы проводим исследования в области машинного обучения и облачных вычислений. Мы взаимодействуем с крупнейшими исследовательскими институтами Тайваня для разработки новых продуктов в сфере интернета вещей, которые могут быть применены в области медицины, образования и работы различных производств.

— Что нас ждет на рынке ноутбуков в ближайшем будущем?

— Немногие знают, что архитектура процессоров ARM, которая показала впечатляющий рост производительности в смартфонах за последнее десятилетие, предоставляет более широкие возможности для дальнейшего развития в других устройствах. Я думаю, что нас ждет массовый переход на ARM-архитектуру и в персональных компьютерах. Также развитие 5G-технологий позитивно скажется на эволюции процессоров. С ростом скоростей обмена данных вырастут не только объемы этих данных, но и потребности в энергоэффективных и в то же время производительных мощностях. Еще стоит отметить тенденции в области визуализации и работы с данными. Если сегодня в ноутбуках массово используется только один дисплей и лишь в некоторых продвинутых моделях ноутбуков ASUS доступны два дисплея, то в ближайшем будущем устройств на рынке с двумя экранами будет все больше и больше. Уже сейчас у нас есть прототипы ноутбуков, состоящих только из экранов: без физической клавиатуры и тачпада. С помощью набора необходимых сенсоров и технологий искусственного интеллекта потребность в физических устройствах ввода информации будет сведена к минимуму, а им на смену придут касания и жесты. Дальнейшее развитие технологий AR/VR приведет к еще более широкому применению визуализации данных, когда потребители смогут получать дополнительное рабочее пространство на виртуальных дисплеях в виде голограмм.