К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 
IPQuorum

«Онлайн спасет офлайн»: что происходит на рынке образовательных услуг и технологий

    Прошлогодний локдаун дал мощный толчок развитию онлайн-форматов в образовании. В интернет-классах оказались не только желающие повысить свою квалификацию или сменить профессию, но и все студенты и школьники. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано $16,1 млрд (около 1125 трлн руб.), что в два раза больше, чем за пару лет до этого. Особенно мощной оказалась динамика в сфере образовательных технологий в России.

    Актуальность темы образовательных технологий побудила организаторов IPQuorum 2021: Tech for Content* уделить ей особое внимание. Вместе с представителями холдинга «Газпром-Медиа», официального партнера форума, они провели специальную сессию «EdTech контент: образование не выходя из виртуальной реальности».

    Контент vs методология

    EdTech чаще всего связывают с онлайн-образованием, но это более широкое понятие, объединяющее все существующие технологии — от интерактивных досок до шлемов и очков виртуальной или дополненной реальности. И все это применяется в образовании, рынок которого растет, по словам руководителя проектов блока цифровой трансформации «Газпром-Медиа Холдинг» Анны Бохмат, невероятно быстрыми темпами: если в 2019 году он был оценен в $6,1 трлн (около 396 трлн руб.), то к 2030 году ожидается отметка в $10 трлн. Речь не только об объемах, но и о качественных изменениях на рынке. Например, в использовании VR/AR*. По словам Бохмат, 97% студентов признались, что с большим удовольствием посещали бы занятия с применением таких технологий.

    Анна Бохмат, руководитель проектов блока цифровой трансформации «Газпром-Медиа Холдинг»
    Анна Бохмат, руководитель проектов блока цифровой трансформации «Газпром-Медиа Холдинг»·Фото IPchain

    Но вот что интересно: специалисты, разрабатывающие контент для VR, довольно сдержанно оценивают будущий спрос на виртуальную реальность. «Это отдельное направление, которое не вытеснит иные способы обучения хотя бы потому, что это все еще дорого. С уменьшением стоимости VR-девайсов ареал их использования, безусловно, расширится, но не настолько, как о том говорят», — убежден директор по развитию VR/AR-направления компании «Ланит-Интеграция» Денис Тимохин. А все потому, что VR-система применима не везде. Что-то она способна сделать так, как ни один другой инструмент: например, погрузить пользователя в мир картины и помочь не только увидеть, но и прочувствовать. Плюсом этой технологии является и то, что человеку в шлеме куда труднее отвлечься, чем студенту за компьютером.

    Кстати, изначально VR использовалась в обучении техническим и ремесленным профессиям. Сейчас к разработчикам такого контента стали обращаться преподаватели, желающие «виртуализировать методологию». По словам Тимохина, задача нелегкая, но захватывающая. Один из недавних кейсов, его вдохновивших, связан с выполнением заказа американца, желающего использовать VR для обучения детей. С помощью шлема виртуальной реальности ученики попадали в комнату, где отвечали на вопросы, выбирая фигурку животного и перевоплощаясь в него. «Такая ролевая игра не только приводила к пониманию ребенком проблемы или задачи, но и помогала сформировать вывод, который сохранялся в виде видеофайла, так что следующая группа ребят могла с ним ознакомиться и тоже чему-то научиться, — пояснил Тимохин. — В мире взрослых по этим же лекалам можно было бы построить обучение техникам продаж или переговоров».

    Денис Тимохин
    Денис Тимохин·Фото IPchain

    По его мнению, технология VR продолжает совершенствоваться, и уже совсем скоро станет возможным формировать настоящие виртуальные классы, где студенты или школьники будут выглядеть как в жизни благодаря новейшим технологиям распознавания лиц. Но не так важны технические возможности ближайшего будущего, как методы преподавания. Контент в обучающих программах чем дальше, тем больше уступает в значении методологии.

    Гибкая траектория

    Опыт некоторых участников рынка EdTech показывает, что наибольший КПД в обучении достигается в процессе командного творчества. Управляющий партнер компании «Смыслотека» Сергей Гевлич поделился кейсом. В Санкт-Петербурге в одной из самых обычных школ, но с преподавателями-энтузиастами, уроки были сдвоены так, чтобы на первом дети писали сценарий будущего видеоролика, а на втором воплощали задумку, работая в команде. Эффект, по словам Гевлича, потрясающий: дети забывали о переменах, в работу включались ученики из других классов. При этом навыки, которые за столь короткий период времени осваивают школьники, одни из самых нужных: анализ информации, выделение главной проблемы, построение композиции. Формат сотворчества, по словам Гевлича, работает и на более взрослых аудиториях — ведь в онлайне, в том же Zoom, можно «расходиться» по «комнатам».

    Сергей Гевлич
    Сергей Гевлич·Фото IPchain

    «Это один из новых трендов — спрос на гибкую образовательную траекторию, — убежден Роман Рабинович, эксперт программы «Бизнес-мышление в цифровой действительности» НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга, основатель Neuromap.tech и платформы Teal.One. —  Я надеюсь, что на стыке образования и технологий появится некая новая методология, что-то наподобие того, что делают «Шанинка» или Британская высшая школа дизайна. Пора поменять ставку — с контента на методологию преподавания». Teal.One, по его словам, успешно практикует blended learning (смешанный формат обучения) — онлайн и офлайн единовременно. Например, в «СИБУРЕ» обучение в онлайн-формате проходит в специальной аудитории, куда сотрудники приходят смотреть ролики и читать тексты. При этом они легко могли бы сделать это и на экране своего смартфона или компьютера, но предпочитают находиться в коллективе с тьютором. Рабинович не скрывает: он верит в то, «что онлайн спасет офлайн, и мы должны разменять новые технологии на что-то большее, чем просто деньги, но при этом важно не потерять старый педагогический метод».

    Роман Рабинович
    Роман Рабинович·Фото IPchain

    Требования реальности

    Локомотивом для нового образования могут стать корпорации. Хотя бы потому, что они как никто заинтересованы в конечном продукте — в приобретении компетентного специалиста. Между тем большинство образовательных программ на рынке ориентируются на вкусы потребителя, который не всегда четко осознает, что ему потребуется в ближайшем будущем. Но корпорации готовы рискнуть и инвестировать в еще несуществующие профессии. И могут себе это позволить. Именно корпорации порождают сегодня спрос на новые специальности, на новые инструменты и методы обучения.

    «Корпорации действительно готовят грамотных «ремесленников» в самом хорошем смысле слова, но это не про высшее образование, не про «подумать», не про смыслы или исследования. Но в том и заслуга EdTech, что они позволяют уменьшить число университетов, увеличив число колледжей», — комментирует директор образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селикова. Она призналась, что считает прошлогодний тотальный уход образования в онлайн благом: «Многие с такой оценкой не согласились бы, но Россия, если хочет сохранить всеобщее бесплатное образование, вынуждена будет рано или поздно перейти на китайскую модель, когда есть «базовая» школа с преподавателями самой высокой категории, а в регионах обучение идет онлайн и тьюторы помогают разбираться с вопросами». По ее мнению, китайская модель неизбежна хотя бы потому, что образование уже сейчас — дорогое удовольствие, а всеобщее образование — очень дорогая история для любого государства. Только онлайн позволит сохранить доступ максимальному числу людей к образованию, хотя, конечно, качество последнего не будет высоким — как и все, что в этом мире массовое. Зато онлайн позволит сделать образовательный процесс доступнее и сэкономить время, например на дороге к месту учебы.

    Юлия Селикова
    Юлия Селикова·Фото IPChain

    Единственное, что, по мнению Селиковой, онлайн-формат не в состоянии решить, — это проблему мотивации. Уже очевидно, что интернет-формат обучения развивается по иной модели, нежели традиционная, твердящая, что учиться надо, «потому что надо». Между тем образование смещается в сторону осознанного принятия человеком необходимости обучения на протяжении всей жизни. Правда, смещение это происходит медленно, но в любом случае даже новейшие технологии не способствуют пока появлению новой мотивации. Есть исследования, что VR/AR стимулируют к образованию, что дети и взрослые, будучи погруженными в виртуальную среду, лучше мотивированы, лучше усваивают материал, но это явление пока не носит массового характера, и явно не стоит преувеличивать эффективность новых методов и инструментов. В образовании без офлайна не обойтись: многие специальности требуют отработок знаний и навыков, полученных в онлайн-формате, в реальной жизни.


    * VR (англ. virtual reality) — виртуальная реальность
    * AR (англ. augmented reality) — дополненная реальность

    * Возрастное ограничение 16+

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2022
    16+