Стратегический ресурс для развития и защиты бизнеса

Принять челлендж: почему комплексный консалтинг помогает бизнесу трансформироваться

В современном мире бизнес-модели устаревают молниеносно, каждые несколько лет ландшафт рынков меняется до неузнаваемости. Еще пять лет назад ретейлеры строили масштабные сети по всей стране, состоящие из десятков гипермаркетов, а сегодня закрывают их, внедряют кассы самообслуживания и уходят в онлайн.

Вчера банки зарабатывали на ипотеке и других кредитных продуктах, а сегодня превращаются в витрины цифровых услуг, где можно как купить страховку, так и заказать продукты с доставкой до квартиры. Глобализация и рост конкуренции на всех рынках, новая структура потребления, которая во многом определяется бурным ростом электронной коммерции, политизация экономики, перманентное существование в кризисных условиях делают почву под ногами бизнеса довольно зыбкой. Рост проникновения государства в бизнес, появление новых норм регулирования рынков, требований к использованию цифровых сервисов для контроля и отчетности перед государством, с одной стороны, заставляют компании действовать более аккуратно, а с другой, под влиянием динамики рынков, — еще и быстро.

«На мой взгляд, самый сложный для бизнеса вызов современности — это цифровизация. Без нее трансформация будет неполной, — говорит Сергей Таболин, директор по маркетингу В2В ПАО «Ростелеком». — Корпоративная культура и стратегическое планирование — да! Но без технологий в 2020 году этого будет недостаточно. А перевести в цифровую среду устоявшиеся процессы даже крупному бизнесу непросто. Яркая иллюстрация — отсутствие в крупном бизнесе компетенций внедрения SaaS-решений в своей компании. И одновременно с этим тотальное желание создавать эти сервисы самим и продавать их рынку, пытаясь дифференцироваться в своей индустрии».

Сергей Таболин, директор по маркетингу В2В ПАО «Ростелеком»

Для большинства компаний поиск баланса между «быстро» и «аккуратно» становится настоящим вызовом. В режиме челленджа они выбирают разные стратегии. Кто-то не справляется с комплексной задачей, и такие игроки вымываются с рынка. Кто-то встает на путь недобросовестной конкуренции, но это всегда палка о двух концах. Наконец, зрелые бизнесы принимают вызовы трансформации. Через оптимизацию структуры, запуск клиентоориентированного маркетинга, развитие корпоративной культуры, переход от ситуативной стратегии к стратегическому планированию на годы вперед и повышение инвестиционной привлекательности они выходят на качественно новый уровень. Становятся более успешными, конкурентоспособными и прибыльными.

Возможно ли провести внутреннюю трансформацию самостоятельно? Да, но есть риск, что она получится неоптимальной. «Сегодня мы живем и работаем в экономике знаний и навыков, — напоминает Давид Тавадян, управляющий партнер группы компаний «Ташир». — Хорошие консультанты — это хранители четко структурированных знаний: содержать таких специалистов в штате бизнесу просто не по карману. Но даже если нанять таких специалистов, со временем они отстанут от коллег, которые работают в консалтинговых фирмах. Просто потому, что консультанты постоянно работают с несколькими бизнесами, помогают госорганам разрабатывать законы и т. д. Они сталкиваются с многогранными проблемами, и у них жесткая конкуренция. Они обязаны над собой работать, иначе вылетят с рынка как пробка из бутылки».

Давид Тавадян, управляющий партнер группы компаний «Ташир»

Если сравнивать бизнес с кухней дорогого ресторана, то роль консультанта — это роль шеф-повара, который помогает составить грамотное меню, внедрять новые блюда и вкусы, знает тренды, помогает понять потребности клиента и соответствовать им. По данным агентства «РА Эксперт», в 2018 году (прошлый год еще не подсчитан) российский рынок консалтинга вырос на 17%, а годом ранее — на 10%. То есть рынок стабильно растет, и в 2018 году крупнейшие консультанты заработали 107,1 млрд рублей.

Главными драйверами остаются ИТ-консалтинг и консалтинг в области финансов и налогов. Однако наметилась и еще одна важная тенденция: появляются такие консультанты, как RBS, которые предлагают комплексные консалтинговые услуги. Комплексный подход позволяет посмотреть на бизнес клиента, не разделяя его на отдельные дивизионы и подразделения. Ведь внутри компаний их работа тесно взаимосвязана: внедрение современной системы обслуживания клиентов, например, затронет не только менеджеров по работе с клиентами, но и отдел персонала, которому предстоит обучить этих менеджеров, и юридический отдел, которому нужно урегулировать вопрос с обработкой персональных данных, и многие другие службы. Если же речь идет не об отдельном консалтинговом проекте, а о «лечении» бизнеса целиком, то логично, что за разработку стратегии, ее реализацию и эффективность должна отвечать одна команда консультантов, состоящая из специалистов самого разного профиля.

«RBS пришла к комплексной модели несколько лет назад, и мы видим ее результативность. Системный подход к решению тактических бизнес-задач несет в себе множество преимуществ, — рассказывает Анатолий Шашкин, управляющий партнер RBS. — Мы начинаем с системного мониторинга и аналитики рынков, затем актуализируем существующие у клиента модели бизнеса и при необходимости строим новое». В ходе таких проектов могут быть созданы и новые финансовые модели, все изменения сопровождаются цифровизацией процессов, а коммуникация внутри компании и между компанией и ее контрагентами выстраивается на новом уровне и становится важной частью бизнеса. Взаимодействие консультантов и компании основывается на принципе win-win. «Клиент делится отраслевыми знаниями и тем самым углубляет нашу экспертизу, а мы, в свою очередь, проводим его через все необходимые и актуальные для бизнеса изменения, — поясняет Шашкин. — Вовлеченность в процесс изменений на всех этапах позволяет нам видеть плоды реализации тех стратегий, которые мы создаем, нести за них ответственность. Эта работа на принципиально новом уровне, и в случае достижения клиентом роста прибыли в выигрыше остаются все».

Анатолий Шашкин, управляющий партнер RBS

В портфолио команды RBS более 300 реализованных проектов, география которых охватывает не только Россию и страны СНГ, но и Великобританию, Швейцарию, Германию, Австрию, Кипр, Мальту, Сингапур, Турцию и Чехию. По отраслевой принадлежности это ТЭК, ВПК, металлургия, машиностроение, агропром, строительство, транспорт, связь, финансы и страхование. По структуре собственности — акционерные общества, частные компании, инвестиционные холдинги, государственные и некоммерческие организации.

По мнению управляющего партнера RBS Алексея Меркулова, консалтинг, который осуществляет поддержку бизнеса на 360 градусов, просто обязан каждодневно «оттачивать» инструменты, которые он предлагает. «Если вы не работаете руками, то не знаете множества нюансов, которые могут оказаться фатальными», — подчеркивает он. Следующим и не менее важным аспектом является ответственность консалтинга за обозначенные результаты. И это вопрос не про формальные показатели, а про реальную выгоду. «Наша задача — прожить этап трансформации вместе с каждым клиентом, — объясняет партнер RBS Виктория Арабина. — Вместе создать новую результативную систему работы бизнес-процессов, развития продуктовой линейки, часто нетрадиционной для компаний, но важной для конечного потребителя. Сегодня, понимая значимость комплексного и нестандартного подхода к консалтингу, с каждым нашим проектом-партнером мы начинаем полноценное развитие практики цифровой трансформации бизнеса — от внедрения сквозных технологий до архитектуры платформ и экосистемных решений. Такой подход в комбинации с правовым, финансовым, маркетинговым и коммуникационным сопровождением позволит обеспечить стратегический рост бизнеса на любой стадии его развития».

Алексей Меркулов, управляющий партнер RBS

Виктория Арабина, партнер RBS

Эффективный комплексный консалтинг предполагает максимально глубокое погружение в текущие бизнес-процессы. И компании, настроенные на полноценную трансформацию, понимают и принимают необходимость доверительных отношений. Управляющий партнер группы «Ташир» отмечает, что найти хорошо образованных и одновременно добросовестных и пунктуальных консультантов непросто. «К таким я отношусь как к своим близким друзьям и партнерам. Я готов с ними делиться успехом и знаниями, — говорит Давид Тавадян. — В то же время я считаю, что современная бизнес-модель консалтинга должна заключаться в разделении рисков и заработков бизнеса. С такими консультантами можно и нужно работать постоянно. При этом мне легче работать с комплексным консалтингом, так как это one stop shop. И финмодель, и юридические последствия, и налоговое планирование, и реклама — все эти вопросы я обсуждаю с RBS, и это логично и удобно. Любой физический актив стареет и изнашивается от использования. В этом самое важное различие между экономикой знаний и экономикой вещей».

Тел.: +7 (499) 408 54 41

www.rbs.partners