К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Tinkoff

Пробить стену: что дает частному инвестору прямое общение с аналитиками

Пробить стену: что дает частному инвестору прямое общение с аналитиками
Весной «Тинькофф Инвестиции Премиум» внедрил новую схему для состоятельных клиентов: теперь они могут задавать вопросы инвестаналитикам напрямую по любым компаниям и активам. Брокер отказался и от узкой отраслевой специализации: аналитики изучают сразу все отрасли и сами формируют решения и прогнозы для инвесторов. Зачем это нужно и как работает новый подход, рассказывает руководитель отдела консультирования премиальных инвесторов «Тинькофф» Кирилл Комаров.

В традиционных инвестбанках клиенты обычно не могут общаться с аналитиками напрямую. Мы же этой весной решились на глобальный эксперимент: позволили состоятельным инвесторам получать консультации наших аналитиков без каких-либо посредников, прямо в мобильном приложении Тинькофф Инвестиции. Это позволяет экономить время клиента, учитывать его личные предпочтения при выборе инвестиционных инструментов и при этом сохранять диверсификацию портфеля.

Спрашивать аналитиков можно о чем угодно. Вопрос может касаться как наших рекомендаций, так и новых компаний и рынков. Мы можем оценить весь портфель клиента или отдельный актив, проанализировать одну отчетность или целую отрасль.

Первая статистика по запросам уже собрана. Кто-то спрашивает о простых вещах, о которых, кстати, может рассказать и персональный менеджер. Например, клиенты интересуются, когда выйдет отчетность компании или будет отсечка по дивидендам. Иногда эту информацию сложно найти, также бывает непонятно, каким источникам стоит доверять и какие наиболее релевантны — качество данных у бесплатных ресурсов может быть довольно плохим.

Но бывают и более сложные кейсы, которые стоит поручать именно аналитикам. Например, подборку из американских акций, которые бы соответствовали определенным критериям. Или поиск публичных компаний в какой-нибудь очень узкой зарождающейся индустрии. Также пользователи приложения делают запросы на обзоры по отдельным компаниям и рынкам. Если вы нашли какую-то интересную компанию у нас в каталоге, вы можете задать по ней вопрос прямо там — в описании есть кнопка «Задать вопрос аналитику». Если вопрос не особо времязатратный, ответ придет в течение часа. Если это просьба проанализировать целый сектор или портфель, то времени понадобится больше.

Такой способ коммуникации решает две клиентские проблемы. Начинающие инвесторы получают персональные рекомендации, которые подходят именно им, и это нивелирует риск получить неудачный опыт. Это своего рода инвестиционный консьерж-сервис. Плюс это не какая-то разовая акция — мы хотим привить привычку регулярно делать check-up портфеля, потому что конъюнктура рынков изменчива и свою стратегию надо постоянно корректировать.

Личные консультации с аналитиками не единственное нововведение. Мы также отказались от жесткой специализации самих аналитиков на отдельных отраслях, например на нефти, металлургии, розничной торговле или агропроме, как обычно это принято.

В обычном инвестбанке есть аналитики, которые следуют отраслевой специализации, и стратеги, которые аккумулируют информацию и формируют решения и прогнозы. Наша команда совмещает функционал аналитиков и стратегов. В «Тинькофф» это делают одни и те же люди. Мы одновременно и углубляемся в отчетность отдельных компаний, на микроуровне, и анализируем тенденции и динамику активов на рынке в целом.

Зачем это нужно? Дело в том, что сугубо отраслевые аналитики часто не понимают, как взаимодействуют между собой и влияют друг на друга разные секторы экономики. Они следят за одним сегментом, очень хорошо в нем разбираются, но не видят шире. Например, если ты следишь за IT-сектором и в нем началось падение, ты можешь не понять, куда именно уходят инвесторы и почему в качестве нового защитного актива они выбирают, например, медицину.

Жесткая специализация внутри команды осталась только по видам активов, то есть по акциям, облигациям, ETF, структурным нотам и так далее. Кроме того, у нас есть несколько аналитиков, которые заточены именно на внешнюю коммуникацию. На первом месте у них стоит работа с клиентом и подбор инвестиционных предложений.

При таком подходе подобрать команду было нетривиальной задачей. Нам нужны были специалисты с опытом, но при этом готовые развиваться в новых областях. В новом формате мы стартовали отделом из десяти человек, все — бывшие сотрудники брендовых инвестбанков. За три месяца открыли еще несколько вакансий — премиальный сегмент быстро расширяется.

Как появляются рекомендации? Какие-то приходят в голову аналитикам, какие-то — клиентам. Мы постоянно обновляем список идей и отчитываемся об их доходности перед клиентами. Прозрачность — на первом месте.

Например, с ноября 2018 по июль 2020 года наши аналитики представили 210 торговых идей по акциям, из них закрыли 99. Из закрытых рекомендаций на покупку было 59, положительную доходность из них принесли 75% инструментов, а 58% обогнали по доходности бенчмарк. Средняя доходность идеи при этом составила 17%. Самыми прибыльными оказались вложения в акции российской золотодобывающей компании «Полюс» (+184%), американского поставщика ТВ-приставок Roku (+104%) и американского производителя и продавца пищевой продукции Tyson Foods (+58%).

Как компании попадают в список рекомендаций? Озарения порой неожиданны. Однажды кто-то завел разговор об американском производителе экологически чистых кормов для домашних животных Freshpet. Компания продает его через специальные холодильники. Казалось бы, чем Freshpet отличается от обычного производителя корма для животных? Но разница оказалась значительной. Дело в том, что американцы, помешанные на здоровом питании, стали приучать к таковому и своих питомцев. Популярность ЗОЖ набирает обороты, что сказывается и на показателях Freshpet. В последние два года выручка компании растет примерно на 27% в год. Изучив рынок кормов для животных в США и проанализировав данные о компании, мы решили, что у Freshpet есть высокий потенциал для роста. Рассказали о ней клиентам и оказались правы: эта идея принесла за полгода доходность в 48%.

Мы ищем интересные идеи повсюду. Например, проверяем, что добавляют в листинг биржи. Так мы нашли через Санкт-Петербургскую биржу компанию персонального онлайн-шопинга Stitch Fix. У нее необычная бизнес-модель: клиент заполняет в интернете анкету, стилист подбирает по ней одежду, обувь и аксессуары, а затем товары приходят человеку по почте. Акции компании за 2019 год выросли на 80%.

Клиенты могут и сами предложить интересную идею, которую мы не заметили. Они очень активны, подписаны на профильные Telegram-каналы и сами много читают. Один из кейсов: клиент поинтересовался, что мы думаем о сингапурской компании Sea Limited, инвестор хотел понять, не перегреты ли они. Мы выяснили, что у Sea Limited три бизнеса: онлайн-игры, электронные финансы и коммерция. За 2019 год она укрепила финансовое положение, а во время коронавирусного коллапса увеличила выручку вдвое. Акции на этом сильно выросли. Риск перегретости присутствует, но мы учли и экономическую особенность региона. К 2025 году цифровая экономика Юго-Восточной Азии должна вырасти в три раза, карантин может ускорить развитие и внедрение технологий. В итоге мы порекомендовали акции Sea Limited клиентам, после этого акции компании за месяц выросли на 45%.

Похожий случай был с компанией John B. Sanfilippo & Son, которая производит орехи. Мы в целом следим за сектором по производству еды и всегда советуем держать здесь часть портфеля — это хорошая защита в условиях кризисов и коррекций. Но вот до этой компании руки не дошли, так что клиент подсказал нам идею. Компания неплохо пережила мартовскую коррекцию, одним из драйверов роста стал все тот же тренд на ЗОЖ: орехи улучшают иммунитет и снижают риск ожирения. Да и прибыль у компании растет очень резво.

У клиентов премиального обслуживания есть доступ к нескольким источникам качественной аналитики прямо в приложении, на основе которой они могут взвешенно и быстро принимать инвестиционные решения.

Первый — это Refinitiv, крупнейший в мире поставщик финансовых данных. Refinitiv собирает аналитику от 36 крупных инвестдомов, среди которых, например, Goldman Sachs и Bank of America. Мы дали клиентам доступ к консенсус-прогнозам Refinitiv, который нельзя найти в открытых источниках. Кроме того, Refinitiv позволяет посмотреть целевые цены по конкретным бумагам от отдельных инвестбанков.

Второй — это AI Research Engine, программа-скринер, которая анализирует информацию о тысячах ценных бумаг с учетом множества критериев. Это наша собственная технология, созданная на базе искусственного интеллекта. Скринер можно настраивать под разные инвестиционные цели. Клиент задает нужные параметры (потенциал роста акции, дивидендную доходность, риск-параметры), и программа составляет шорт-лист из бумаг, соответствующих запросу. Однажды настроив скринер, клиент может использовать его сколько угодно раз.

И третий источник — это обзоры и рекомендации от аналитиков «Тинькофф». В ленте приложения «Тинькофф Инвестиции» на премиальном тарифе каждый день публикуются обзоры и новости. Также у нас есть подкаст, где аналитики делятся свежими идеями. И персональный менеджер, который может подобрать подходящий инструмент в соответствии с риск-профилем и предпочтениями клиента. Всего клиентам «Премиум» на данный момент доступно более 10 000 инструментов.


* Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте.

** АО «Тинькофф Банк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости