Тинькофф Бизнес. Играем за бизнес

Сделай не сам: как упростить работу с самозанятыми

Расширяется бизнес, наступил сезонный спрос на рынке, наличных сил не хватает? Самозанятые в таком случае — оптимальное решение для компаний. Но в то же время непростое в реализации. Чтобы наем не превратился в источник проблем, в «Тинькофф Бизнесе» разработали сервис, ставящий оформление самозанятых на поток и позволяющий автоматизировать для них уплату налога.

Эксперимент с самозанятыми оказался намного успешнее ожиданий: по данным ФНС, в июне 2021 года число зарегистрировавшихся в данном статусе превысило 2,4 млн человек. В Минэкономразвития рассчитывали на такие результаты лишь к 2024 году. Совокупные доходы самозанятых с момента запуска нового налогового режима составили более 430 млрд рублей.

Точкой взрывного роста стал прошлый год. Каждый квартал количество самозанятых росло двузначными темпами. «Во-первых, сокращение административных и налоговых барьеров сделало самозанятость привлекательной для тех, кто решил легализовать свою деятельность, — объясняет руководитель проектов «Тинькофф Бизнеса» Евгений Наумов. — Во-вторых, переход на самозанятость стимулируется активным развитием платформ, которые объединяют клиентов и исполнителей разных профессий, агрегаторов такси и сервисов доставки. В-третьих, у бизнеса появилась более удобная, чем договор ГПХ, возможность получать услуги от физических лиц как исполнителей без заключения трудового соглашения». Однако новые перспективы создают и новые сложности, требующие экономичных и эффективных решений.

Контролируемый риск

Для исполнителей преимущества самозанятости очевидны. Визит в налоговую не нужен — статус оформляется в несколько кликов на сайте ФНС, портале госуслуг или через банк. Учет доходов и начисление налогов происходит автоматически. Компаниям тоже хорошо: закончились задачи, под которые нанимались люди, — договоры с ними можно спокойно расторгнуть.

Если соискатель уже получил статус, банковскую карту и понимает, какие обязательства предполагает режим самозанятых, оформление на работу занимает не более 10 минут. Но большинству требуется не только помощь с регистрацией, но и подробная информация, какие документы необходимо предоставлять заказчику, в какие сроки и по какой ставке выплачивать налог с полученных доходов. Когда поток таких соискателей велик, это превращается в проблему. Поэтому массовый спрос на самозанятых водителей, курьеров, ремонтников и рабочих разной квалификации формируют посредники — специализированные агентства, предоставляющие персонал для розничных сетей, сервисов доставки, логистических и клининговых компаний.

Получение банковской карты — одна из первых сложностей на пути самозанятости. В среднем банки выпускают именную карту за два-три дня. Если соискатель — нерезидент из Евразийского экономического союза, включающего Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, может потребоваться больше времени. Несколько дней на оформление сотрудника — непозволительная роскошь. Известная фраза «время — деньги» для агентств по подбору персонала имеет буквальное значение: выручка зависит исключительно от того, насколько быстро удалось сформировать бригаду и направить ее на объект заказчика. Ограничительные меры сделали ситуацию еще более напряженной. Прогнозируемый график работ остался в прошлом: запросы на персонал появляются спонтанно. Риски возникают и на других этапах. Несмотря на то что компании освобождены от уплаты взносов и НДФЛ — это забота самозанятых, — контролировать исполнение обязательств перед государством все равно надо. После получения денежных средств за оказанные услуги самозанятые должны сформировать чек и направить его заказчику, а в конце месяца заплатить налоги.

Группа компаний «Профрезерв» подбирает разнорабочих и курьеров для ретейла, общепита и других работодателей по всей стране. Как правило, самозанятые оформляются дистанционно через онлайн-сервисы группы и появляются в офисе один раз. К этому моменту у них уже должны быть реквизиты счета или карты, на которые в дальнейшем будет производиться оплата выполненных ими услуг. Но, как показывает опыт «Профрезерва», у соискателей зачастую нет банковской карты. Многие самозанятые боятся, что налог будет взиматься со всех денежных средств, которые поступят на карту, и не обладают достаточной грамотностью по части самостоятельной уплаты налогов. Среднестатистический гражданин привык, что налоги за него выплачивает работодатель в рамках трудовых отношений. Очень часто самозанятые нарушают сроки уплаты, что приводит к штрафам и в итоге вызывает негатив к такой форме взаимоотношений.

«Профрезерву» требовались две вещи: возможность оформлять банковские карты дистанционно и выдавать их непосредственно в офисе и автоматизация выплаты налогов для самозанятых. «Мы пробовали наладить процесс со многими банками из первой десятки, но наше взаимодействие заходило в тупик — банки не хотели менять свои сервисы под наши потребности. После начала сотрудничества с «Тинькофф Бизнесом» нас поразило то, что банк по своей инициативе взял часть нашей работы на себя», — говорят в «Профрезерве».

С новыми силами

Персональный менеджер «Тинькофф Бизнеса» предложил дополнительный сервис: специалист банка приехал в офис «Профрезерва» и занялся постановкой соискателей на учет. Помимо заполнения анкеты и инструктажа по работе в мобильном приложении он выдавал неименные дебетовые карты (причем со всеми базовыми преференциями — кешбэком, возможностью участвовать в акциях, покупать билеты и т. д.). Менеджерам «Профрезерва» оставалось подписать с самозанятым договор и направить его на подходящий объект. Оплату за свои услуги банк не попросил. Единственное условие: во время работы представителя в офисе должно быть не менее 10 человек, готовых получить карту «Тинькофф».

Разумеется, это не благотворительность. С помощью такой схемы банк расширяет клиентскую базу физлиц с условно постоянным и прогнозируемым доходом. Аналогичную модель сотрудничества «Тинькофф Бизнес» предложил и другим агентствам по подбору персонала. В офис московской аутсорсинговой компании, оформляющей в среднем 200–280 самозанятых в неделю, представитель «Тинькофф» приезжает три раза в неделю. Он знает, на какие позиции обычно приходят соискатели, какие вопросы задают и так далее, — все детали, нужные для максимально быстрого оформления. Если меняется график собеседований или поток соискателей вырастает, то «Тинькофф» оперативно подстраивается. Прежде у менеджеров компании могло уходить до получаса на оформление одного соискателя и несколько дней ожидания, пока банк выпустит карту. Теперь — меньше 20 минут с учетом выдачи карты. Как результат, заявки работодателей, нуждающихся в клинерах, курьерах, упаковщиках, грузчиках, официантах, горничных, выполняются гораздо быстрее.

Выплаты самозанятым автоматизированы: в систему достаточно загрузить реестр исполнителей. Чтобы заказчики были уверены, что получат закрывающие документы, а исполнители честно уплатят налоги, в IT-решение добавлен новый функционал — возможность формировать чеки и уплачивать налоги за самозанятых с их согласия. «Это удобно для всех: сотрудники полностью погружены в рабочие проекты. Для нас это гарантия того, что потом не возникнет каких-либо проблем», — поясняют в «Профрезерве».

Менеджеры агентств, использующих решение от «Тинькофф Бизнеса», считают имеющийся функционал достаточным для выполнения всех базовых задач. «И мы продолжим добавлять опции в наш сервис, — делится планами Евгений Наумов. — Компании получат возможность переводить деньги самозанятым по номеру телефона через систему быстрых платежей и по номеру карты. Это позволит исполнителям получать деньги мгновенно вне зависимости от того, в каком банке они обслуживаются. Для крупного бизнеса и IT-компаний мы развиваем API и интеграции с партнерами, которые помогут компаниям управлять расчетами с самозанятыми из привычных интерфейсов».