ВТБ. Помогаем делом

На стыке бизнеса и науки: зачем ВТБ открывает лабораторию на базе МФТИ

ВТБ и МФТИ подписали соглашение о создании лаборатории «Машинное обучение в банковских технологиях». Технологии искусственного интеллекта в банке уже активно используются — на них приходится до 70% задач аналитики и автоматического принятия решений. Чего ждет ВТБ от сотрудничества с вузом?

Коллаборации между бизнесом и высшими учебными заведениями становятся трендом. Одна из причин — стремительное развитие технологий, которое приводит к росту конкуренции. Чтобы победить в конкурентной гонке, компаниям необходимо постоянно создавать передовые продукты и сервисы, а для этого нужны серьезные исследования и решения неочевидных задач. Именно ученые умеют работать с неочевидными задачами. «Мы начали использовать математическое моделирование и другие преимущества математики еще 30 лет назад, когда работали с первыми скорингами, — отмечает заместитель президента-председателя правления ВТБ Вадим Кулик. — Пять лет назад библиотеки моделей банка начали достигать сотен единиц. Появились возможности по распознаванию речи, лиц, анализу видеопотоков. Все это привело к усложнению математических задач. Новый этап развития технологий связан с использованием кроссиндустриальных данных».

ВТБ уже использует концепцию Data Fusion, предлагающую объединение массивов обезличенных данных и синергию в процессе машинного обучения моделей, для создания открытой экосистемы. Она позволяет игрокам из разных сфер обогащать свои данные информацией из других источников и улучшать клиентский опыт. По словам Вадима Кулика, концепция Data Fusion ставит перед бизнесом новые, в том числе научные вызовы и требует вовлечения научной среды.

Кроме того, бизнесу как никогда необходимы IT-специалисты с высокими компетенциями и неординарным подходом к решению задач. «Теперь ВТБ для МФТИ является основным приоритетом, — говорит Николай Кудрявцев, ректор МФТИ. — Но смело могу сказать: талантливых ребят хватит на всех. Мы видим, что в стране появляются практические задачи. Люди, которые занимаются прикладным научным трудом, видят точки применения. Физтех жалеть не надо — ставьте нам сложные задачи».

Планы новой лаборатории «Машинное обучение в банковских технологиях» на ближайшее время уже расписаны. Вскоре здесь стартуют несколько проектов. Два из них касаются распознавания речи: по первому будет проведена работа над ответами ботов по открытым базам знаний, а второй связан с тематической кластеризацией текстов. В рамках третьего проекта будет производиться оценка психофизического состояния человека, в том числе по его видеоизображению, чтобы понимать, как он себя чувствует, как настроен. Четвертый проект — анализ графов.

О том, какие перспективы для бизнеса открывают прикладные разработки лабораторий МФТИ, можно было составить представление, походив по демостендам.

Экскурсия по вселенной

Диалоговые системы — одно из наиболее востребованных направлений физтеха, чат-боты сильно разгружают персонал от рутины и ускоряют часть операций для пользователей. Чат-бот на демостенде развлекал участников познаниями о вселенной «Звездных войн»: мог переводить, рассказывать про этикет разных планет или давать рекомендации по барам — куда лучше не ходить. Словом, был способен поддержать диалог с фанатами творения Джорджа Лукаса.

Ответы он черпает из открытых баз вроде вики-системы, автоматически обнаруживая предикаты, которые могли бы являться вопросами. У корпоративных клиентов есть собственные базы знаний. Чат-боту все равно, что изучать. «Нет никакой сложности в том, чтобы разработать подобный чат-бот с иными задачами», — уверяет представитель МФТИ. Лаборатория МФТИ нейронных систем глубокого обучения уже несколько лет участвует в международном конкурсе Alexa Prize и занимает шестое место, надеясь в ближайшем будущем выйти вперед. Одно из условий конкурса: боты должны 20 минут беседовать с человеком на естественном языке на любую тему. Затем проводится оценка качества состоявшегося диалога. Пока еще ни одна компания в мире не достигла максимального результата в этом соревновании, но все стараются это сделать.

Следим за глазами

На стенде демонстрировались возможности новой интерактивной биометрии. Она используется для идентификации клиентов на устройствах, к которым может получить доступ злоумышленник. Банку важно знать, что к серверу пытается подключиться именно его клиент, а не робот, записавший пароль. Для этого необходима обратная связь — здесь она реализована при помощи визуальных стимулов. Задания похожи на те, что дает офтальмолог при осмотре. Например, нужно проследить глазами за движущейся на экране точкой или прочитать сложный текст. Камера отслеживает движение зрачков и определяет, что перед ней действительно живой человек, при этом с определенной точностью происходит верификация клиента.

В лаборатории планируется вести проекты и в области определения психоэмоционального состояния персонала банка с помощью нейросетей. Часто под новостями на эту тему можно увидеть, как читатели в комментариях пишут: зачем банкам распознавать эмоции должников — они и так очевидны. «Просто распознать, в каком настроении человек звонит в банк, и правда бессмысленно. Смысл появляется лишь тогда, когда есть возможность не только распознать эмоцию, но и заменить под нее оператора. Каждый сотрудник справляется с непростыми ситуациями по-разному, и мы знаем, насколько успешно тот или иной человек сможет погасить конфликт в зародыше», — объясняет Вадим Кулик.

По его словам, и тут есть подводные камни: лучший оператор начнет испытывать давление на собственную психику, так как все время будет оказываться в потоке со сложными клиентами. «В этом случае нужно сделать другие нормативы конкретно под этого сотрудника, изменить способ его работы, предъявить к нему иные требования и создать индивидуальные условия, — предлагает решение Вадим Кулик. — Только так банк будет получать дополнительную ценность — при конвертации недовольных клиентов в довольных. Как только бизнес научится управлять этим потоком, распознавать недовольство и отправлять клиента к подходящему оператору, уровень подобной конвертации возрастет. Я рад, что МФТИ — наш партнер в этом движении. Мы считаем их самой сильной командой. Надеемся, что и мы сможем обогатить нового партнера прикладными задачами, сделать образование приближенным к реальности».

И ректор, и студенты были единодушны: все хотят решать сложные задачи. «Настоящие ученые всегда рады, когда их знания находят прикладное применение, когда они полезны миру. Хочется верить, что у нас будут сложные задачи с неочевидным решением», — говорит студент магистратуры МФТИ Денис Айвазов.