Как выйти на биржу: глава Arenadata Максим Пустовой выступил в Forbes Club

В октябре 2024 года компания Группа Arenadata вышла на Московскую биржу и привлекла 2,7 млрд рублей. По итогам IPO рыночная капитализация компании составила 19 млрд рублей. Зачем Arenadata вышла на биржу и как проходил этот процесс? На этот вопрос Дмитрия Озмана Максим Пустовой ответил, что у компании и акционеров было несколько мотивов: «Во-первых, мы планировали запустить программу долгосрочной мотивации, основанную на акциях. Во-вторых, акционеры хотели получить рыночную оценку бизнеса, а в-третьих — мы рассматриваем возможность использования акций для потенциальных сделок M&A. Наконец, нам важно было повысить узнаваемость бренда».
Основной темой встречи стало развенчание мифов, которые сложились вокруг темы выхода на биржу. «В бизнес- сообществах бытует много мифов об IPO (Initial Public Offering — первая публичная продажа акций акционерного общества. — Forbes), — считает Максим, — Мне приходилось слышать, что компании на пути на биржу перестраивали свою структуру, систему корпоративного управления. В нашем случае ничего этого не было. Мы ввели должность корпоративного секретаря создали подразделения, отвечающие за IR (Investor Relations, связи с инвесторами. — Forbes) и за внутренний аудит. В итоге штат компании увеличился на шесть человек».
Затраты на подготовку IPO и на поддержку публичного статуса в финансовом отношении невелики, считает Максим, но при этом выход на биржу поднимает на новый уровень взаимоотношения компании с рынком: «Публичный статус особенно актуален для B2B-разработчика, который ранее был известен только в узких кругах ИТ-сектора. Сейчас о нас знают как минимум 90 000 акционеров, но на самом деле — гораздо большее количество инвесторов. Среди них много сотрудников и руководителей ИТ-подразделений крупных компаний».
Работа с аналитиками, присутствие на инвестиционных площадках имеет большое значение для бизнеса компании — контакты с рынком после IPO стали интенсивнее, считает Максим Пустовой.
Другая группа мифов касается совета директоров. «Часто приходится слышать, что создание совета — очень дорогое удовольствие, что внутри этого органа происходят конфликты разных точек зрения, перерастающие в корпоративные войны. Примеры, когда советы директоров становятся площадкой для корпоративных войн действительно есть, однако в большинстве компаний совет является рабочим органом, успешно обеспечивающим баланс интересов между разными группами акционеров. Наш случай именно такой, — говорит Максим. — Что касается расходов на поддержание совета директоров — в общественном сознании они зачастую преувеличены. В случае с Arenadata они составляют сумму, вполне посильную для бизнеса».
Что касается мотивации сотрудников, Arenadata предложила опционы работникам компании, но оценивать эффективность этого инструмента еще рано: «Первые итоги по опционам мы подведем в 2026 году», — заявил Максим Пустовой.
В ходе бизнес-ужина Максим Пустовой ответил на вопросы модератора и резидентов клуба. Дискуссия касалась разных аспектов бизнеса — организационных и финансовых аспектов IPO, маркетинга, HR-менеджмента, перспектив развития ИТ-рынка России.