К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Винзавод»: ценность номер один — сообщество

Винзавод (Фото DR)
Винзавод (Фото DR)
Для поддержки художников, галеристов, кураторов у «Винзавода» есть действенные инструменты, опробованные во время пандемии. Об этом рассказывает в своей колонке основатель Центра современного искусства «Винзавод», эксперт Forbes Club Софья Троценко

Не успела креативная индустрия выйти из кризиса, вызванного пандемией коронавируса, как на нее обрушился новый. Два года назад, чтобы выстоять, нам пришлось научиться очень прогрессивным вещам. Эти навыки помогают нам сегодня.

Вирус рушит связи

В 2020-м мы решили, что главная ценность «Винзавода» — сообщество: сложившиеся связи между художниками, зрителями, кураторами, экспертами, журналистами. Поэтому первостепенная цель состояла в том, чтобы сохранить эту коалицию.

Как вы помните, весной 2020 года из-за санитарных ограничений собрания сначала запретили вовсе, потом разрешили встречаться в масках, небольшими группами. Эти ограничения нарушили уклад Винзавода: наши резиденты работали преимущественно в офлайн-формате.

 

Конечно, мы понимали, что от цифровизации никуда не деться. Но не были готовы к тому, что будущее наступит так скоро. Художникам, кураторам, экспертам пришлось срочно «оцифровать» все коммуникации.

Для общения и работы над проектами в виртуальной среде требовались специальные навыки, поэтому «Винзавод» запустил онлайн-программы, которые помогли участникам арт-рынка выстроить общение друг с другом. Это был наш первый шаг.

 

Лидеры в прямом эфире

Кризис вызвал много сомнений в умах. Стоит ли продолжать работу или взять паузу? Кому и как продавать, если спрос упал? Какие продукты создавать, когда рушится привычная картина мира? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы запустили прямые эфиры «Арт-стрим».

Героями выпусков становились художники, кураторы, галеристы, критики и коллекционеры: Евгений Антуфьев, Иван Горшков, Максим Боксер, Татьяна Пинчук, Антонио Джеуза, Марина Гисич, Виктор Мизиано, Елена Селина, Айдан Салахова.

Опытные участники сообщества консультировали тех, кто обращался за советом, кому не хватало знаний и уверенности в себе. Мы получили массу замечательных отзывов об этом проекте. Эксперты успокаивали и вдохновляли друг друга и слушателей. Они объясняли, как работать дальше, давали множество практических советов и, тем самым, помогали адаптироваться.

 

Партнеры последовали нашему примеру и запустили похожие проекты на своих площадках.

Лаборатории открывают окна

В период пандемии, когда горожане оказались заперты в квартирах, образовательные программы стали для них психологической отдушиной, окнами в иное измерение. Продолжили работать «Лаборатория художественной критики», «Лаборатория журналистики», «Лаборатория новых медиа». В рамках этих инициатив мы изучаем проблемы российского искусства и осмысливаем его развитие.

Онлайн-платформа «Новые имена» — еще один просветительский формат, запущенный в тот период для начинающих художников. Академическое художественное образование не дает ответы на актуальные вопросы: с чего начать карьеру, как продвигать личный бренд, как выстраивать отношения с галереями. В рамках проекта «Новые имена» лидеры арт-рынка отвечают молодым художникам на эти вопросы.

Благодаря этой платформе появились сервисы, которые стали частью инфраструктуры нашего проекта: доска объявлений, тематическая рассылка с вакансиями и советами психолога. Молодой художник, которому сложно и в спокойное время, не говоря уже о кризисном, найдет в этих информационных каналах много полезного.

Между первой и второй волнами коронавируса «Винзавод» запустил маркет современного искусства Win-Win. С этой инициативой пришел создатель принт-маркетов «Вкус Бумаги» Эльчин Али-заде и куратор направления Urban Art Сабина Чагина. Проект помогает молодым художникам из регионов.

 

В зоне доступа

Другая проблема периода пандемии была следствием первой. В результате сокращения потока посетителей в галереи, на арт-рынке упали продажи.

Галереям-резидентам мы дали скидки на аренду. Это решение также оказалось верным: за два последних года ни одна галерея не закрылась и не покинула «Винзавод». Из пандемии мы вышли без потерь. При этом наше доверие друг к другу выросло, сообщество стало сильнее.

Наконец, пандемия подтолкнула нас к тому, к чему мы стремились десять лет, но все время откладывали. Мы создали Ассоциацию галерей. Нам удалось объединить усилия и начать диалог друг с другом и с государством о проблемах арт-рынка.

Таких например, как налоги, таможенные сборы, льготы, субсидии, гранты, доступ к государственным информационным ресурсам и многое другое. Ассоциация объединила участников арт-рынка в едином смысловом поле. Мы приняли Кодекс этики — компактный документ, в котором определены главные принципы взаимодействия внутри арт-рынка, единые для всех его игроков.

 

Новый поворот

Сегодня, в отличие от ситуации двухлетней давности у нас есть несколько антикризисных инструментов, которые доказали свою работоспособность.

Мы воспользуемся опытом и добавим персонализированные форматы поддержки. Для художников — это пространства мастерских, возможность получения субсидий на участие в маркете Win-Win. Для начинающих исследователей — грантовая программа. Для кураторов и всех участников – шанс реализовать выставочные и другие инициативы. Таким образом, «Винзавод» станет спасительной гаванью для искусства — настоящего и будущего.

Автор является экспертом Forbes Club. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+