К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Ozon стал институтом развития предпринимательства

Фото DR
Фото DR
Еще недавно малый бизнес приходил к своему покупателю при помощи социальных сетей и профильных ярмарок. Сегодня абсолютно любой предприниматель благодаря маркетплейсам может найти своего покупателя не только на всероссийском рынке, но и за рубежом. О том, как e-commerce помогает развивать малый и средний бизнес, рассказывает вице-президент по правовым вопросам и взаимоотношениям с органами государственной власти компании Ozon Артем Афанасьев.

2020 год для многих компаний малого и среднего бизнеса стал «пробным» в e-commerce. Во время пандемии в Ozon нередко предприниматели приходили за помощью, и мы как онлайн-площадка снимали для них барьеры развития торговли в их городе и регионе, а также давали возможность диверсифицировать бизнес — предлагали открывать пункты выдачи заказов или стать сервисным партнером. Маркетплейс позволил продавцам и покупателям быстрее находить друг друга и стал по сути институтом развития малого и среднего бизнеса.

Онлайн-площадки для предпринимателей оказались тем самым универсальным решением, в котором было все, что нужно: полная инфраструктура, необходимая для развития их бизнеса, начиная от бесконечной витрины для продажи товаров, заканчивая складом для хранения товаров, логистикой и аналитическими инструментами для оценки продаж.

Разве мог представить до выхода на Ozon, к примеру, предприниматель из Хабаровска, что он сможет продавать свои товары покупателям из Калининграда или из Ростова-на-Дону? Масштабирование его бизнеса состоялось без рекламы в социальных сетях, разработки и продвижения собственного сайта. Все эти инструменты он получил в Ozon, как и комплекс инструментов управления бизнесом, в том числе ценообразования. В условиях неограниченной конкуренции наши продавцы сами устанавливают привлекательные для потребителя цены.

 

Ozon открыт любым товарам, которые разрешено продавать законодательно. У нас нет классических барьеров, как у офлайн-площадок — физического ограничения полки или требования к объему поставки. Однако для Ozon как маркетплейса, который обслуживает миллионы покупателей, принципиально важно представлять товары высокого качества, поэтому мы требовательно относимся к документам безопасности и качества, таким как декларации и сертификаты соответствия.

Разобраться в условиях работы c Ozon просто. У нас предельно ясный и удобный личный кабинет, подробные инструкции и рекомендации, весь документооборот в электронном виде. Есть обучающие тренинги для начинающих продавцов, которые мы проводим регулярно. Учим регистрироваться на площадке и загружать необходимые разрешительные документы, рассчитывать экономику продаж, чтобы установить эффективную цену на товар, подготовить первую поставку, пользоваться наиболее удобными инструментами рекламы и продвижения.

 

Можно воспользоваться помощью наших технологических или сервисных партнеров, которые помогут выйти не только с первой продажей, но и эффективно продавать дальше. Все просто — бери и развивайся вместе с Ozon.

Скорость доставки – это то, что для любого бизнеса, и особенно для малого и среднего – крайне чувствительный фактор, влияющий на конверсию. Сегодня на Ozon 98 заказов из 100 доставляется вовремя. В 30 городах страны клиенты могут получить свой заказ день в день или на следующий день. Служба быстрой доставки Ozon Express доставит заказ в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, а также в Краснодаре и Ростов-на-Дону уже через час. До конца 2021 года в Москве компания сможет доставлять продукты, горячую еду и другие товары первой необходимости еще быстрее — за 15 минут.

Замечено: в регионе, где Ozon строит свой фулфилмент, на 50% увеличивается число предпринимателей, пришедших в e-commerce. Именно поэтому сейчас мы сосредоточены на реализации масштабной программы по созданию логистической инфраструктуры по всей стране. По итогам третьего квартала 2021 года у нас почти 770 тысяч квадратных метров общих складских помещений, из которых 420 тысяч квадратных метров приходится на фулфилмент-центры.

 

За год количество пунктов выдачи заказов увеличилось практически в два раза, а мощности логистических центров – более чем в четыре. Ozon первым среди федеральных торговых компаний вышел на Дальний Восток — в Хабаровск. Создавая инфраструктуру, мы привлекаем в регионы дополнительных инвесторов, помогаем смежным бизнесам, задаем тренд по уровню оплаты труда для сотрудников, тем самым привлекая в регионы и моногорода новых жителей.

Маркетплейс стал связующим звеном, своеобразным фасилитатором транзакций, между покупателем и продавцом. Широкий ассортимент товаров привлекает клиентов, а большое количество клиентов — продавцов. Обслуживать как можно больше финансовых потребностей продавцов и покупателей – в этом стратегическая задача стремительно развивающейся финтех-инфраструктуры компании.

Мы хорошо знаем своих клиентов и понимаем, какие услуги им нужны. Наиболее востребованы сейчас нативные, бесшовные платежные продукты, помогающие развивать бизнес. У Ozon уникальная экспертиза, которая помогает нашим продавцам улучшать условия при получении кредита у финансовых партнеров, объединенных нашей программой Ozon.Invest.

Еще один шаг навстречу предпринимателям — наша программа по автоматизации внутренних процессов Ozon. Логистическая инфраструктура компании имеет огромный потенциал для цифровизации на всех этапах – от фулфилмент-центров, сортировочных хабов, систем хранения до обработки и процесса выдачи заказов. Задача нашей лаборатории по робототехнике – снизить расходы на обработку каждого заказа, а также повысить производительность цепочки поставок. Предпринимателям все это должно принести сокращение скорости доставки и улучшение клиентского опыта.

Ozon – это технологическая платформа, соединяющая предпринимателей и покупателей. Мы – и для больших, и для маленьких компаний. Недавно мы начали сотрудничать с самозанятыми предпринимателями, они тоже могут торговать на нашей платформе своими товарами. Инициатива компании еще больше расширяет ассортимент для покупателей. Открытая платформа дает возможность небольшому бренду стоять на полке рядом с глобальными торговыми марками.

 

Мы минимизируем транзакционные издержки наших продавцов, даем им инструменты для создания контента и промо, даем поддержку, рекламные инструменты, а также гибкие решения в фулфилменте, логистике. Покупатели, со своей стороны, получают шире ассортимент, лучшие цены, быстрее доставку и выше качество. Для своих покупателей Ozon постоянно совершенствует поиск и навигацию, платежи и доставку, систему поддержки и алгоритмы возврата.

Все больше предпринимателей привлекает многомиллионная аудитория Ozon и возможности компании. Один из отличительных факторов платформы Ozon — разнообразие предлагаемых моделей маркетплейса: «Продажа со склада Ozon», «Продажа со склада продавца» или витрина — «Доставка силами продавца». Продавцов привлекает, что мы персонализируем решения по обработке и доставке заказов.

Ozon — открытая платформа. Принципы открытой платформы позволяют использовать и продавцам, и покупателям любые, наиболее удобные им, сервисы платформ добровольно. Мы поддерживаем принятие всеми онлайн-площадками прозрачных и понятных правил для партнеров. Именно саморегулирование, которое подразумевает ответственность всех онлайн-площадок, даст возможность достичь консенсуса не только в том, что является недобросовестной практикой, но и в том, как обеспечить соблюдение этих правил. При саморегулировании государственным органам не нужно будет прилагать усилий для формализации всех процессов и защиты покупателей и продавцов от площадок.

По последним данным, в третьем квартале 2021 года с Ozon работает более чем 60 тысяч продавцов, 90% из которых – это представители малого и среднего бизнеса. По сравнению с предыдущим годом – количество продавцов увеличилось в почти четыре раза. Благодаря предпринимателям вырос и ассортимент товаров — до 46 млн позиций, а количество активных покупателей превысило 21,3 млн человек. Мы продолжаем с успехом сокращать дистанцию между продавцом и покупателем и м привлечь на нашу площадку не менее 500 тысяч предпринимателей через пять лет.

 

Автор является резидентом Forbes Club. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+