Лоция для директора: чем опасен конфликт акционеров и топ-менеджера

Мне хотелось бы поделиться чем-то уникальным из адвокатской практики, заинтриговать и удивить. Сделаю иное — расскажу о ситуации, которая не претендует на уникальность, наоборот, встречается очень часто, причем в самых разных отраслях бизнеса.
Сюжет переходит из одной компании в другую: генеральный директор, он же миноритарный акционер, вступает в конфликт с мажоритарными акционерами. Не перестаю удивляться тому, насколько плохо умные и сильные руководители заботятся о своем благополучии, как легкомысленно пренебрегают элементарными правилами ведения хозяйственных дел и как легко в результате попадают в сложнейшие перипетии.
Образцовый директор
Егор пришел в бизнес, когда дела шли из рук вон плохо: компания накопила убытки и вот-вот могла скатиться в банкротство. Егор оптимизировал расходы и увеличил объем продаж. Такой подход принес плоды: с 2018 по 2020 год под его руководством компания стала получать прибыль, обрела надежных заказчиков с перспективой успешного сотрудничества на несколько лет вперед.
Егор с уверенностью смотрел в будущее. Он был генеральным директором и миноритарным акционером строительной компании, которая благодаря его стараниям и эффективным управленческим решениям работала с госконтрактами и финансовые показатели которой из года в год становились все лучше.
И здесь началось самое интересное…
Акционеры проснулись
Обычный сценарий развития таких ситуаций — очнувшиеся акционеры. Они не проявляли интереса к убыточной компании, а после того, как та показала прибыль, заинтересовались положением дел.
Акционеры присмотрелись к Егору и решили, что он им не очень симпатичен. Большинством голосов они уволили его с должности директора. На самом деле главным мотивом акционеров было то, что вместо невзгод на горизонте замелькали перспективы распределения доходов. А делиться деньгами с миноритарием не хотелось.
Мажоритарии обвинили Егора в завышении цен по заключенным субподрядным контрактам и предложили ему компенсировать это якобы имевшее место завышение. Альтернативой разрешения претензий мог стать выход Егора из состава акционеров, причем без компенсации за долю в капитале.
Акционеры назначили нового генерального директора. Одним из первых действий этого нового руководителя было заявление в правоохранительные органы. В отношении Егора было возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ:
- 159, часть 4 — мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере;
- 165, часть 2 — причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;
- 201, часть 2 — злоупотребление полномочиями.
Успешная защита
Егор обратился в нашу коллегию с просьбой защищать его в уголовном интересов в уже инициированных следственных действиях. Адвокаты коллегии принимали активное участие в обысках, выемках и допросах.
По инициативе адвокатов в ходе следствия на допрос были приглашены свидетели; направлены запросы на документы и эти бумаги привлечены к делу, проведена финансово-экономическая экспертиза, которая показала прибыльность компании в период работы Егора.
Адвокаты помогли. В результате их работы уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. До суда дело не дошло.
Егор переходит в наступление
Прекращение уголовного дела — это был успех. Однако Егору было обидно, что усилия, время и деньги, которые он вложил в компанию, были потрачены зря.
Мы посовещались с Егором и решили взыскать с компании задолженность по предоставленным в период имущественного кризиса займам в размере 9 млн рублей и по недополученной компенсации за участие в корпоративном
В ходе реализации этой стратегии нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы получить доступ к корпоративным документам компании, к информации о заключенных сделках и условиях, на которых они заключались.
Компания скатывается в банкротство
Компания в ответ приняла меры, к которым обычно прибегают акционеры, когда не хотят выплачивать деньги по обязательствам и не хотят допускать посторонних к корпоративной информации: перевела бизнес на другое юридическое лицо, а предприятие-должника объявила банкротом.
В 2021 году акционеры решили банкротить фирму. Тем самым они нарушили Уголовный кодекс и совершили противоправные действия, предусмотренные статьей 196 УК РФ — «Преднамеренное банкротство». Несмотря на то что действия акционеров были противоправными, Егору было страшно, неприятно и обидно.
Адвокаты коллегии приняли активное участие в процессе банкротства, защищая интересы Егора. Нам удалось добиться позитивного исхода — судебные решения по взысканию убытков с виновных лиц теперь получены и у Егора на руках. А следствие в рамках возбужденного уголовного дела по факту преднамеренного банкротства продолжается.
На момент публикации этой статьи процесс банкротства не завершен. Возможно, и здесь нас ждут неожиданности, однако у меня есть профессиональное чутье, что самое страшное для доверителя уже позади.
Семья не выдержала стресса
Для семьи Егора эти судебные процессы стали серьезным испытанием: жена не выдержала стресса. Дело дошло до развода, раздела имущества и определения места жительства детей.
Брачный контракт у Егора с супругой был заключен на таких условиях, что в случае развода он остался бы буквально ни с чем.
Наши адвокаты по семейному праву провели немало часов в переговорах с адвокатами со стороны жены и с самими супругами, чтобы донести мысль: любой из вариантов судебного разрешения семейного конфликта будет невыгодным для каждой из сторон.
В процессе медиации был найден вариант, который позволил сохранить добрые отношения Егора с женой и максимально соблюсти интересы обеих сторон семейного конфликта. Наш доверитель в диалоге с супругой обсудил финансовые аспекты и договорился о формате общения с детьми. В итоге обе стороны остались довольны.
Практические советы
Ситуацию, в которой оказался Егор, несколько рекомендаций.
1. Контакт с адвокатом нужно устанавливать заранее. Егор был лично знаком с сотрудниками нашей коллегии, и это как раз редкий случай. Чаще в конфликтных ситуациях доверителям приходится сталкиваться с малознакомыми адвокатами и юридическими фирмами. Чтобы избежать знакомства в условиях стресса, позаботьтесь о том, чтобы заблаговременно выстроить коммуникацию со специалистами, которым вы в случае опасности доверите защиту.
2. Прежде чем занять должность генерального директора, внимательно изучите ситуацию, состояние дел на предприятии. Необходимо составить психологические портреты акционеров — собрать информацию о том, как они взаимодействовали с предыдущим директором, с контрагентами, иными лицами, — обратив внимание на негативный опыт корпоративных конфликтов. Этими наблюдениями нужно заранее поделиться с адвокатами, чего не сделал Егор. Риски нужно оценить «на берегу», а не тогда, когда конфликт уже начался.
3. Составляя управленческий контракт уделите особое внимание «процедуре прощания», сосредоточьтесь на деталях, обсудите их со специалистами, и вы сможете избежать ситуации, в которую попал Егор.
4. Выбирая адвокатскую коллегию, оцените ее профиль. В истории с Егором участвовали специалисты по уголовным, арбитражным делам и по семейному праву. В подобном случае адвокатские коллегии, имеющие широкую специализацию, оказываются в выигрышной позиции по отношению к коллегам, которые специализируются только на одной отрасли права.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
