К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рукотворный кризис: одиннадцать демонов руководителя

Елена Демьянишникова (Фото DR)
Елена Демьянишникова (Фото DR)
Как деструктивное поведение собственника создает проблемы для компании? Как вовремя обнаружить проблему и как ее можно решить? Эти вопросы члены Forbes Club 13 сентября обсудили с партнером компании Kontakt InterSearch, бизнес-коучем Еленой Демьянишниковой

Собственник оказывает сильнейшее воздействие на стратегию компании и ее менеджмент. Даже если он не участвует в оперативном управлении, то ставит цели, определяет стратегию бизнеса, нанимает ключевых топ-менеджеров и тем самым задает тон в компании. Поскольку он находится на вершине иерархии, его влияние на корпоративную культуру сильнее, чем влияние любого другого сотрудника.

Очень часто из кабинета собственника транслируются качества, которые сам он не вполне осознает – атмосфера всеобщей подозрительности в одних компаниях или прожектерство и маниловщина в других — ничто иное как проекция личных качеств владельца на практику бизнеса. Тема деструкторов обсуждалась с членами Forbes Club на вебинаре «Рукотворный кризис: как собственники разрушают свои компании». В ходе вебинара были проанализированы деструкторы руководителей и драматическое влияние этих деструкторов на организации.

Сам себе враг

Деструкторы – это привычные, но бесконтрольные модели поведения, которые создают проблемы в жизни и работе. Иногда влияние деструкторов оказывается настолько разрушительным, что приводит к краху успешного бизнеса.

 

Деструкторы есть у всех. Их природа бессознательна — во время взросления мы формировали определенный тип поведения, защитные механизмы, которые позволяли нам справляться с тревогой и стрессом. Мы освоили эти модели и теперь следуем им. Главная опасность деструкторов в том, что проявляясь в критические моменты, они управляют нами, а не мы ими.

Американский психолог Роберт Хоган называет 11 деструкторов:

 

1. Самонадеянность

2. Стремление быть в центре внимания

3. Эмоциональная волатильность

 

4. Сверхосторожность

5. Подозрительность

6. Отчужденность

7. Стремление к риску

8. Эксцентричность

 

9. Скрытность

10. Перфекционизм

11. Стремление угодить

Обычно у человека можно обнаружить три-четыре деструктора. Если их значительно больше, скорее всего человек испытывает сильный стресс. Впрочем, важно не количество деструкторов, а умение их осознавать и контролировать. Для этого нужно научиться замечать деструкторы в своем поведении.

 

Скептически настроенные мужчины и самоуверенные женщины

Деструкторы, выделенные Хоганом, распределяются на три категории по типу реакции:

● Дистанцирование. Стремление свести к минимуму количество коммуникаций. Часто мы не хотим дистанцироваться на сознательном уровне, но наши действия приводят именно к этому. Такое поведение характерно для людей, которым свойственны такие деструкторы как эмоциональная волатильность, скрытность, подозрительность, сверхосторожность и отчужденность.

● Противопоставление себя людям. В этом случае человек стремится увеличить количество коммуникаций и доминировать в них. Этот стиль поведения свойственен людям с такими деструктивными чертами как самонадеянность, стремление быть в центре внимания, эксцентричность, стремление к риску.

● Движение к людям или приспособление. В этом случае человеком движут такие черты, как перфекционизм и стремление угодить, чтобы получить одобрение.

 

Иногда негативные проявления являются сочетанием нескольких деструкторов. Например, если руководитель постоянно обесценивает работу членов команды, это может быть проявлением деструкторов самоуверенности и скрытности.

Нет прямой зависимости между деструкторами и возрастом или гендером. Решающую роль в формировании деструкторов играет среда, в которой мы росли. Однако в ходе исследования, проведенного в 2022 году на основе профилей более 900 руководителей российских компаний, обнаружились несколько деструкторов, которые в большей степени характерны для женщин или мужчин.

Например, деструктор скептичности среди российской аудитории более характерен для мужчин. А самоуверенность оказалась более характерной для женщин, возможно, в ответ на требования среды, которая в российских компаниях преимущественно маскулинна, агрессивна.

Изнанка успеха

Деструкторы всегда проявляют себя в ситуации стресса. Но масштабы рисков, которые они несут, зависят от контекста. Критичен не сам деструктор, а контекст, в котором он проявляется.

 

Если основатель – визионер, способный выходить за рамки, придумывать новые ниши, скорее всего, культура компании будет подчинена созданию инноваций, поиску идей и так далее. При этом, если основателю свойственно деструктивное стремление к риску и эксцентричность, мы увидим, что идей генерируется много, но не все они жизнеспособны. Или же компания летит вперед на такой скорости, что упускает контроль за реализацией важных инициатив. Такая политика может завести в тупик.

Если в компании все продумано до мелочей и доведено до совершенства, вполне возможно, у лидера есть такой деструктор, как перфекционизм. Требование совершенства от сотрудников приводит к тому, что презентации готовят по полгода. Рано или поздно такая компания будет вытеснена с рынка более расторопными конкурентами.

Если у помощника руководителя спрашивают, в каком он сегодня настроении, это яркий индикатор эмоциональной волатильности. Сегодня лидер верит в проект, а завтра разочарован. К нему боятся приходить с плохими новостями, опасаясь непредсказуемой реакции. Такой деструктор в состоянии разрушить любые планы.

Деструкторы – это риски, являющиеся продолжением достоинств. Примеров, когда лидер благодаря рискованному поведению добился успеха или благодаря самоуверенности смог вывести компанию из кризиса, много. Но у деструктора есть важное отличие – это качество, которое всегда проявляется чрезмерно.

 

Посмотрите в зеркало

Деструкторы руководителя похожи на лампочки на приборной доске, которые загораются в ответ на тревожную ситуацию. Проблема в том, что их видят все, кроме самой приборной доски. К сожалению, спасти компанию от деструкторов лидера может только он сам. Первое и самое главное: нужно понять, что именно для вас характерно. Есть несколько способов сделать это.

● Саморефлексия. Способность оценивать самого себя — одна из ключевых функций руководителя. Взгляните на список деструкторов и спросите: какие из них присущи вам?

● Диагностика. Выявить деструкторы можно с помощью психометрического тестирования. Оно покажет, какие качества способны вам помочь, а какие могут обернуться против

● Разговор с доверенными лицами. Беседа с другим человеком — пространство для рефлексии. Поговорите с другом или с членами семьи о том, что происходит с вами, когда вы испытываете стресс. Это хороший способ посмотреть на ситуацию со стороны

 

● Разговор с коллегами. Спросите участников команды, как меняется ваше поведение в стрессе. Вы можете получить интересную информацию, но только в том случае, если сотрудники доверяют вам. Если подобный вопрос задает замкнутый и авторитарный руководитель, он рискует получить искаженную картину — люди просто побоятся сказать правду.

Ищите источники обратной связи, которые считаете корректными, ценными и безопасными. Если вы получили обратную связь – принимайте меры. Самое худшее что может быть в этой ситуации – получить сигналы от других людей, но оставить ситуацию без изменения.


Елена Демьянишникова — партнер компании Kontakt InterSearch Russia. Коуч. Руководила российскими и международными проектами в области управления талантами и кросс-групповыми программами развития руководителей. Возглавляла проекты, которые включали оценку персонала и управление преемственностью.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+