Forbes Club встретился с основателем компаний Ozon и «Рексофт» Александром Егоровым

«В России 1990-х не было ни развитых платежных систем, ни инфраструктуры, а компьютер дома стоял у пары процентов семей. Интернета в квартирах тоже не было. Как в голову пришла идея создать Ozon?» — открыл встречу директор по развитию Forbes, президент Forbes Club Дмитрий Озман.
«От голода. Я ушел в армию в одной стране, вернулся — в другую. Раньше стипендии хватало на неплохую жизнь, а после дембеля покупательская способность тех же выплат упала раз в 10, — вспоминает Александр Егоров. — Надо было крутиться. Я умел программировать. Мы с коллегами попробовали зарабатывать разработкой и продажами программ, и у нас получилось. Мы начали вести дело в 1990 году, а в 1991 году зарегистрировали компанию «Рексофт». Со временем росло число заказчиков, к нам пришли два крупных западных клиента. За первые четыре года штат компании вырос с шести до 50 человек.
«Надо что-то делать в интернете», — посоветовал тогда Егорову бизнес-партнер Дмитрий Рудаков. Предприниматели искали идею, и она сама попала им в руки. Мысль о создании именно книжного онлайн-магазина исходила от партнера — петербургского издательства. Однако через несколько месяцев после запуска, в результате дефолта августа 1998 года, партнер не смог продолжить финансирование проекта и в уплату долга передал свою долю компании «Рексофт». Прототипом для развития Ozon был американский Amazon, который тоже начинал именно с продажи книг в интернете.
Егоров признался, что единственный раз в жизни видел, как продажи ежедневно удваивались: 10 заказов, 20, 40… «Впечатление на всю жизнь!» Компания росла с безумной скоростью, но оборотный капитал быстро закончился. Ozon выделили в отдельное юридическое лицо ООО «Интернет-решения», установили ежемесячный лимит финансирования проекта в $50 000, и стали искать деньги на развитие.
«Мы пришли в банки с запросом: для интернет-проекта нужен кредит, залога нет. В банках нам улыбались, и даже не понимали бизнес-модели. В марте 1999 года с нами связались инвестконсультанты из питерского офиса финского инвестбанка Trigon Capital. После кризиса в страну как раз хлынули инвесторы. И мы подписали мандат на поиск инвестиций. За шесть месяцев у меня было больше 80 встреч с желающими вложиться в Ozon. Я аж английский выучил», — пошутил Егоров. В итоге на рубеже веков предприниматель с партнером продали контрольный пакет акций инвесторам из ru-Net Holdings (среди них — один из ранних инвесторов «Яндекса» Леонид Богуславский), а спустя два года полностью вышли из бизнеса.
Инвесторов Ozon Егоров назвал «очень smart-money» — они привнесли не только капитал, но и экспертизу, выстроили бизнес-процессы. «В итоге мы все сделали правильно. Проект жив, все получилось», — закончил историю Егоров и сравнил уход из компании с проводами ребенка в самостоятельную жизнь.
После в жизни предпринимателя наступила новая глава. Вместе с «Рексофт» он сосредоточился на освоении внутреннего рынка. Компания помогла реализовать несколько крупных федеральных проектов. К примеру, Егоров с партнерами «приложили руку» к цифровизации миграционного учета. Компания перешла от офшорного программирования (модель работы, когда разработку ПО выполняет сторонняя компания, как правило, иностранная. — Forbes Club) к роли ИТ-консультанта. «Рексофт» перестал быть просто исполнителем и начал еще активнее помогать клиентам на этапах разработки и доработки идеи.
В 2022 году в бизнесе компании произошли системные перемены. «У меня сложился образ Александра Егорова-спасителя российской отрасли ИТ после начала событий 2022 года. Иностранные компании уходили из страны, а вы собирали под своим крылом команды и совершали одну M&A-сделку за другой, — поделился впечатлениями Дмитрий Озман. — Как именно вы действовали?»
До 2022 года «Рексофт» несколько лет пытался переманивать сотрудников из крупнейших консалтинговых компаний, но это не удавалось. Люди не хотели оставлять работу у западных гигантов. После ухода «большой четверки» и «большой тройки» с российского рынка все изменилось. Примерно половина тех, кого приглашал на работу «Рексофт» остались без работы. «Мы как коршуны налетели», — шутит Егоров.
Предприниматель рассказал о серии сделок, в результате которых компания приобрела экспертизу в новых для нее отраслях. В итоге на рынке появился игрок нового типа, равнозначно сильными сторонами которого стали и техническая, и консалтинговая экспертизы.
В завершение вечера Александр Егоров ответил на вопросы резидентов Forbes Club. В частности собравшихся интересовали такие темы как выход компании на зарубежные рынки и масштабирование бизнеса.
Предприниматель рассказал о «стеклянном потолке»: «Что бы мы ни делали на западном рынке, мы всегда останемся производственным подразделением. В product management (управление продуктом. — Forbes Club) не войти». Из-за этого компания в первой половине 2000-х сосредоточила свои силы именно на российском рынке. «Либо ты там, либо здесь». Сейчас «Рексофт» открывает для себя новые страны, но в каждой есть свои особенности. В одних странах, например, в Кении продаж нет. В Омане проще, там нет предрассудков касательно страны-происхождения компании. В Нигерии есть продажи, но трудно вывести деньги в Россию. «Я думаю, что степень созревания займет столько же времени, сколько и выход на западные рынки в 1990-е годы — порядка 10 лет», — резюмировал Александр Егоров.
В топе дискуссии был также вопрос об искусственном интеллекте. Удивительно, но предприниматель «крайне осторожно» внедряет ИИ в бизнес-процессы. Он назвал технологию «революцией». Считает, что массовое внедрение ИИ в бизнес-процессы обязательно произойдет, но позже.
