К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Алексей Комиссаров, ректор РАНХИГС: «Важно ловить волну, а не захлебываться в ней»

Алексей Комиссаров (Фото Ивана Куринного)
Алексей Комиссаров (Фото Ивана Куринного)
Как сотрудничество Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с Альфа-банком помогает сформировать новую управленческую элиту страны, Forbes Club рассказывает ректор Президентской академии Алексей Комиссаров

Алексей Комиссаров — ректор Президентской академии. Кандидат экономических наук. Специализируется на экономике, менеджменте и государственной службе. Имеет значительный опыт в разработке образовательных программ и стратегий развития государственного сектора. Научные интересы — теория управления, инновации, цифровизация экономики.

— Какие мотивы были у Президентской академии для того, чтобы начать сотрудничество с банком?

— Президент поставил перед академией непростую задачу: готовить новую элиту страны. Для этого мало иметь сильную научную базу и хорошие образовательные программы. Важно, чтобы лучших готовили лучшие, в том числе преподаватели-практики. Поэтому наша стратегическая задача — развивать сотрудничество с государственными организациями, крупнейшими корпорациями и успешными компаниями.

 

И мы это делаем в самых разных форматах: базовые кафедры, корпоративный бакалавриат и магистратура, целевое обучение. Конечно, в числе приоритетных партнеров для нас был Альфа-банк. Наше взаимодействие дает студентам академии доступ к сильнейшим специалистам в области управления. Спрос на совместную программу показывает, что студенты очень ценят такой подход. Для них это возможность получить уникальные знания, связи и опыт. Подобные кафедры открывают более ясные карьерные траектории.

— В планах банка строительство коворкинга до конца 2025 года в основном корпусе академии. Для чего нужен коворкинг в современном вузе? Кто будет в нем работать?

 

— Главный человек в вузе — студент. Все, что мы делаем, мы делаем для него. Наша команда не прячется от студентов за дверьми кабинетов. Мы всегда открыты к общению. Многие из ребят в любое время дня и ночи пишут мне напрямую в моем телеграм-канале. Часто предлагают конкретные инициативы. Так у нас появились новые столовые, комнаты тишины, детская комната, многофункциональный студенческий центр и многое другое.

Новые пространства для учебы и работы — это один из самых популярных запросов. Современные студенты очень ценят удобные и креативные пространства. И еще им важно, чтобы между пар, после занятий или перед ними они могли бы с комфортом заниматься именно в стенах академии. Это важно и для нас. Мы понимаем: современный коворкинг в вузе — это больше чем просто рабочее место. Он нужен, чтобы создавать гибкую образовательную среду, поддерживать учебный процесс и научную деятельность. И конечно, мы хотим, чтобы новыми пространствами пользовались все, в том числе наши преподаватели и сотрудники. Стремимся сделать так, чтобы в академии двери были открыты, а возможности доступны.

— В рамках совместной работы на кафедре банка для всех студентов проходят лекции, курсы и мастер-классы по банковским практикам, продуктовому и риск-менеджменту. Каково место этой кафедры в системе вуза? На какие факультеты она работает?

 

— Базовая кафедра Альфа-банка работает в Институте управления Президентской академии. Пока по четырем направлениям: продуктовый менеджмент, комплаенс, риск-менеджмент и EdTech (от англ. education technology — «образовательные технологии»; термин объединяет сферы образования и ИТ, включая создание, применение и распространение технологических решений для процесса обучения. — Forbes Club). Первый набор на магистерскую программу «Управление рисками и комплаенс» уже прошел. Конкурс серьезный. Отбор проводят специалисты Альфа-банка вместе с преподавателями академии. Важно, что кафедра будет работать не только в московском кампусе, но и по всей нашей сети.

— Почему были выбраны именно эти направления для сотрудничества?

— У Альфа-банка много сильных сторон. На встречах с коллегами мы обсуждали разные профессиональные сферы и задачи. Программы в итоге должны быть интересны студентам, важными и перспективными для работодателей. Специалисты по риск-менеджменту и комплаенсу очень востребованы на рынке. Продуктовый менеджмент — относительно новый, но уже популярный подход в системе управления. Его активно используют в бизнесе, внедряют в академии. При этом идет процесс становления теоретико-методологической базы, терминов, инструментов. Все это происходит на основе практики и экспериментов. Поэтому направление стало одним из основных в нашей совместной работе на базовой кафедре.

Сейчас мы обсуждаем запуск совместных программ бакалавриата и магистратуры. У нас с коллегами есть амбиции сделать лучшую в стране кафедру по продуктовому управлению, которая станет лидером с точки зрения научных и методических разработок. Кафедру, которая будет готовить лучших продакт-менеджеров. Верю, что получится.

Еще одним важным направлением является развитие индустрии EdTech. И здесь есть 100%-ное совпадение интересов: Альфа-банк и Академия ищут и тестируют новые формы образования. Стремятся ответить на вопросы, как лучше и эффективнее строить образовательный процесс, как использовать при этом технологии ИИ. Это огромный пласт интересных для исследования задач. Мы обсуждаем запуск совместной лаборатории EdTech по созданию новых решений и сервисов.

 

— В рамках кафедры прошло два курса: продуктовые исследования и финансовый менеджмент. Кому были адресованы эти курсы? Каков их образовательный результат?

— Еще до создания кафедры мы активно сотрудничали с Альфа-банком не только в Москве, но и в регионах. Это были мастер-классы, лекции, совместные мероприятия, стажировки и трудоустройство наших студентов. И конечно, новые курсы. Курс «Продуктовые исследования» в прошлом учебном году для магистрантов Института управления провел лидер продуктового направления Альфа-банка Денис Ким. Отзывы студентов отличные. Курс основан на реальной продуктовой практике. А выпускная практическая работа была связана с проведением полноценного исследования. Результат закономерный. Альфа-банк сразу пригласил к себе на работу одного из лучших студентов на позицию Junior Project Manager (англ. «младший менеджер по проектам» или «младший руководитель проектов»; начинающий специалист с небольшим опытом в управлении проектами. — Forbes Club). Знаю, что он активно подключился к разработке концепции кафедры. Мы уже видим его в качестве преподавателя.

— Каков аватар выпускника магистратуры «Управление рисками и комплаенс»? Кто выходит из стен вуза с дипломом магистра и какова траектория выпускника на рынке труда?

— Эта магистратура направлена на подготовку двух типов профессионалов с общей базой. Для этого со второго курса начинается разделение на два трека. Первый — управление рисками. Здесь глубокая математика и аналитика. В итоге мы получаем магистра по менеджменту, готового рассчитывать и принимать решения по широкому спектру вопросов управления рисками. Такой специалист понимает, как устроен бизнес и какие юридические и нормативные аспекты нужно учитывать при принятии решений. Второй трек — специалист по комплаенсу. Это магистр с системной организационно-юридической базой. Он готов принимать решения на различных уровнях управления с учетом правовых норм.

 

Все выпускники будут использовать технологические и цифровые сервисы в работе. Уверен, они станут надежными экспертами в принятии сложных управленческих решений.

В этом году мы набираем 25 человек на бюджетные места и десять человек получат гранты от Альфа-банка. Летом 2027 года из стен академии уже выйдут первые выпускники по специальностям, которые мы обсудили выше.

— Программа сложная, но интересная. Надеемся, что все поступившие справятся и успешно ее завершат. По самым первым отзывам мы уже этой осенью обсудим с коллегами, какие цифры планировать на следующую приемную кампанию. Кто получает гранты на обучение? Какие специальности и программы поддерживает грантовая программа? Каков аватар студента?

— В этом году Альфа-банк выделил лучшим абитуриентам, поступающим на совместную программу магистратуры «Управление рисками и комплаенс», десять грантов на оплату 100% обучения в течение двух лет. Банк предложил взять за основу для конкурсного отбора результаты вступительных испытаний. Мы согласились. 

 

Аватары студентов очень разнообразны. Но всех объединяет огромная мотивация к обучению, стремление развиваться в профессиональной среде, нацеленность на результат, готовность много трудиться и постоянно развиваться.

— В условиях быстрого развития технологий перед вузами стоит проблема: знания, которые студенты получают на младших курсах, устаревают к моменту окончания. Помогает ли сотрудничество с банком решать эту проблему? Как?

— Действительно, сегодня актуальные в начале года знания и решения могут устареть к его концу. Кроме того, мы живем в режиме бесконечных новых санкций, которые вынуждают искать нестандартные решения возникающих проблем. Поэтому мы учим студентов не только пользоваться самыми современными программами и владеть передовыми знаниями, но и уметь адаптироваться, следить за изменениями. Важно ловить волну, а не захлебываться в ней.

Сегодня мы говорим о формировании современной российской школы управления. В том числе она включает в себя такого рода специальную подготовку. Это и особые знания, и особый образ мышления. И конечно, определенные черты характера современных и будущих лидеров.

 

Во время общения с экспертами Альфа-банка наши студенты, безусловно, учатся всему этому и перенимают опыт. Было бы здорово, если бы умение жить в условиях жесточайших санкций им не пригодилось. Но, без сомнения, такие компетенции выгодно отличают их от тех, кто прошел чисто теоретическую подготовку.

— Как вы полагаете, как инструменты искусственного интеллекта повлияют на учебный процесс в вузе? 

— ИИ не остановить. Он активно внедряется в нашу жизнь и учебу. В разговорах про ИИ мы обсуждаем в первую очередь нормы и правила его использования в учебной деятельности. В академии утверждена политика академической честности. Мы стремимся к поддержанию высоких стандартов академической этики, сохранению и развитию качества образования. При этом готовим выпускников, умеющих эффективно работать в условиях нового технологического уклада.

Конечно, ИИ уже глубоко внедрился в учебный процесс. Специально перед этой публикацией я спросил в своем телеграм-канале, сколько студентов используют ИИ в учебе. 55% признались, что делают это регулярно, 21% — редко. Каждый третий студент использует ИИ для написания курсовых и выпускных работ. Наша задача сегодня — обучить их использовать технологии грамотно, не во вред знаниям и учебному процессу.

 

— А как повлияет быстрое развитие инструментов искусственного интеллекта на содержание модели выпускника?

— Снижается ли уровень образования выпускников из-за использования ИИ? И да, и нет. Вызовы ИИ для всей системы образования очень серьезны. Но мы в Президентской академии делаем все для того, чтобы уровень образования рос. Для нас важно, чтобы студенты получили максимум пользы от ИИ. И чтобы к нам приходили учиться лучшие, самые мотивированные абитуриенты. Кстати, согласно мониторингу, Академия вошла в топ-5 в России по бюджетному поступлению и показала значительную динамику по коммерческому приему. К нам стали приходить более подготовленные студенты. Мы по-прежнему остаемся востребованным вузом страны. ИИ в этой работе нам не враг, а скорее союзник. Я не считаю, что нужно жестко ограничивать использование технологий в учебе. Наоборот, если студент научился грамотно пользоваться ИИ, он получает преимущество в дальнейшей работе. Как сейчас говорят: «Заменят ли нейросети людей? Нет, но они заменят тех, кто их не использует». Но вопрос этики, о котором я говорил выше, сохраняется.

— Планируете ли вы расширять сотрудничество?

— Уверен, что с учетом нашей глубокой интеграции и системной работы это неизбежно произойдет. К совместным проектам коллеги из Альфа-банка подходят со всей душой, с энтузиазмом и большой ответственностью. Это очень важно, потому что любой студент чувствует, когда с ним работают искренне, и очень ценит открытость и прозрачную коммуникацию.

 

Президентская академия готовит кадры в области экономики, менедж­мента, государственного и муниципального управления, юриспруденции, информационных технологий и социальных наук. Дата основа­ния академии — 1921 год, когда был создан Ин­ститут красной профессуры. Ныне в академии действует система непрерывного обучения: от лицея и программ высшего образования до повышения квалификации, профессио­нальной переподготовки и MBA. В академии обучаются более 30 тыс. студентов. Академия занимает лидирующие места в рейтингах RAEX по формированию элит и числу выпускников на руководящих должностях в федеральных и региональных органах исполнительной вла­сти. Региональная сеть академии насчитывает 59 филиалов и представительств.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+