Владимир Воейков: «За счет масштаба мы охватываем все ключевые отрасли экономики»

— Что волнует крупный и средний бизнес сегодня — в период непростых экономических условий, высоких ставок и переориентации международных потоков? Каковы потребности компаний?
— У компаний есть три ключевых запроса — практически независимо от того, в какой отрасли они работают.
Во-первых, адаптация к высоким процентным ставкам, причем, в отличие от прошлых подобных ситуаций, — к длительному периоду высоких ставок. Для бизнеса с существенной кредитной нагрузкой финансовые издержки растут, поэтому ключевая задача — оптимизировать процессы и потребность в оборотном капитале, чтобы пройти этот период с минимальными потерями.
Во-вторых, новые механизмы и пути расчетов. Сложившаяся международная обстановка создала трудности с платежами для большинства российских компаний: классические каналы либо не работают, либо работают с ограничениями. Клиенты вынуждены искать новые маршруты для расчетов за экспорт и импорт, при этом поступление выручки и проведение закупок должны идти бесперебойно. Ландшафт платежных решений быстро меняется, поэтому компаниям, которые заботятся об устойчивости международной деятельности, нужно держать открытыми несколько опций — это позволяет гарантировать непрерывность расчетов и контролировать их стоимость. Она тоже заметно выросла, но наличие разных вариантов и понимание подходов разных партнеров и стран позволяет минимизировать эти издержки.
Третье — корректировка инвестиционных планов. Из-за высоких ставок доступ к финансированию по приемлемым условиям у предприятий, мягко говоря, ограничен. Поэтому часть компаний предпочитает отложить запуск новых проектов до нормализации денежно-кредитной политики. Мы видим, что этот процесс уже начался, но, судя по сигналам Банка России, займет определенное время. Новые инвестиции сегодня в значительной степени поддерживаются государственными льготными программами, как, например, в сельском хозяйстве. В то же время существующие проекты в основном не сворачиваются, а доводятся до конца.
— Клиенты из каких отраслей у вас в приоритете? Кому банк предоставляет кредиты и другие возможности?
— Наш портфель в сегменте крупных и средних компаний уже превышает 7 трлн рублей — это делает нас одним из крупнейших игроков на рынке корпоративного кредитования в России. За счет масштаба мы неизбежно охватываем все ключевые отрасли российской экономики, понимаем, в каком положении они находятся и куда движутся. В каждой есть свои лидеры с сильной бизнес-моделью. И с этими лидерами можно и нужно работать.
В приоритете у нас сектора, в которых мы видим потенциал долгосрочного роста. Например, компании новой экономики, e-comm, золотодобывающие предприятия. По-прежнему важны компании из стратегически важных для российской экономики отраслей: из нефтяной, газовой промышленности, металлургии (прежде всего цветной), энергетики, АПК, строительства. С одной стороны, в моменте они могут быть подвержены конъюнктурным рискам, в первую очередь из-за колебаний цен на товары. Но долгосрочные перспективы гораздо важнее и играют для банка ключевую роль.
— Каковы особенности вашего кредитного портфеля? В каких формах банк предоставляет кредиты крупному и среднему бизнесу?
— Нам важно, чтобы портфель был диверсифицирован — по отраслям, клиентам, продуктам. У нас разработаны и применяются лимиты концентрации на отрасли, на одного заемщика. Это позволяет сохранять кредитную модель устойчивой, снизить риски для нас и тем самым для клиентов.
Что касается кредитных продуктов, то мы работаем со всей линейкой: для каждой компании подбираем опции по ее потребностям. Если мы финансируем оборотный капитал, то это кредиты, факторинг, банковские гарантии платежа для хеджирования расчетов с контрагентами. Если речь об инвестициях, то это долгосрочные кредиты, лизинг, размещение облигаций.
Важно, что мы аккредитованы во всех государственных программах поддержки, которые позволяют компаниям снизить стоимость финансирования по долгосрочным инвестиционным кредитам. Эти программы в принципе являются основой для запуска многих проектов в текущих условиях. Например, Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ, кластерная инвестиционная платформа Минпромторга, льготные программы Минсельхоза, Минэкономразвития и программы других профильных министерств.
— Как вы оцениваете и как хеджируете риски? Стало ли это сложнее?
— Я бы сказал, что стало легче. С каждым годом бизнес внимательнее относится к хеджированию рисков, а банк уже умеет делать это для себя и знает, как адаптировать лучшие практики для клиентов.
Во-первых, это тщательная оценка заемщиков на входе, постоянная адаптация критериев отбора в зависимости от ситуации на рынке. Во-вторых, выстроенная система мониторинга, которая позволяет своевременно выявить проблемы у заемщика и при необходимости помочь ему скорректировать стратегию работы.
Мы прекрасно понимаем, что компании испытывают трудности в условиях высокой процентной ставки и падающего спроса, поэтому если мы уверены в устойчивости бизнес-модели, то готовы предложить варианты реструктуризации обязательств. Форматы могут быть разными: частичная капитализация процентов или пересмотр финансовых ковенантов, чтобы не допустить дефолта и вместе с компанией пережить это сложное время. Качество портфеля всегда было и остается приоритетом нашего банка. По стоимости риска и по объему проблемных активов мы традиционно лучше своих конкурентов.
— На фоне геополитических вызовов драйвером международной торговли стал «разворот на Восток» и развитие торговли с Азией. Мы видим, что со стороны бизнеса растет спрос на кредитование в юанях, но при получении таких займов возникают трудности. В чем причины и как решить эту проблему?
— Российская экономика исторически экспортно ориентирована, и крупнейшие компании получают выручку в твердых валютах или с привязкой к ним. Раньше эти компании привлекали финансирование в долларах и евро для натурального хеджирования. Сегодня основной операционной валютой для международных расчетов стал юань, и спрос на кредиты в нем очень высок, особенно на фоне текущей стоимости рублевого фондирования.
Наша банковская система удовлетворяет этот спрос в целом успешно. Основная проблема не в доступности, а в срочности. Ресурсная база в юанях пока формируется на короткие сроки, до 12–18 месяцев. Это связано с тем, что население, в отличие от «прошлой жизни» с долларами и евро, не хранит значительные сбережения в юанях. Банки вынуждены кредитовать одних крупных клиентов за счет средств других, что ограничивает сроки займов.
Решение — в развитии альтернативных инструментов фондирования. Например, компании-экспортеры уже размещают облигации в юанях со сроками три-четыре года, что позволяет привлекать более «длинные» деньги.
— Какова динамика кредитования российских компаний в юанях? Насколько они мотивированны брать такие кредиты и будет ли спрос на них расти?
— В последние годы мы видим рост объемов кредитования в юанях. Мотив очевиден — это снижение уровня процентной ставки, так как ставка по юаням в среднем вдвое ниже ставки по рублевым кредитам. Еще одна причина — натуральное хеджирование: кредит в валюте выручки позволяет минимизировать валютные риски.
Публичная статистика по кредитованию в юанях ограничена. Однако мы видим, что долларизация корпоративного портфеля банковского сектора сегодня составляет 12–13%. Спрос экспортеров на юань еще не полностью удовлетворен. У многих клиентов остались кредиты в долларах и евро, и по мере погашения этих кредитов экспортеры будут стараться рефинансировать их в единственную альтернативу — юань. Это будет стимулировать дополнительный спрос.
В целом прогноз на будущее зависит от двух факторов: дальнейшего увеличения роли юаня во внешнеторговом обороте и развития рынка долгосрочного юаневого фондирования. Мы ожидаем, что основой роста рынка корпоративного кредитования останутся рублевые продукты, а доля юаня будет планомерно увеличиваться за счет спроса экспортеров.
Бизнесу стоит помнить, что кредитование в валюте экономически оправданно только для компаний, имеющих валютную выручку, то есть экспортеров. Или для тех, чье ценообразование на готовую продукцию привязано к валюте. Не нужно брать на себя значительный валютный риск ради экономии. Это может привести к тяжелым последствиям в случае волатильности рубля.
— Российский бизнес все более технологичен, но зачастую ему все равно приходится решать срочные вопросы в ручном режиме. Как перейти на новый этап развития и какие именно технологии на самом деле помогают отвечать на вызовы, с которыми компании сталкиваются ежедневно?
— Технологии сегодня — это не просто инструмент для бизнеса, а его неотъемлемая часть, которая помогает решать ключевые вопросы. Технологии нужны компаниям и их руководителям, чтобы как минимум выживать, а желательно еще и расти в конкурентной среде. Процессы можно выстроить в ручном режиме, но без технологий по-настоящему масштабировать бизнес не получится.
Мы давно это поняли. Сейчас в фокусе нашего внимания решения, позволяющие эффективно работать с искусственным интеллектом: нужно взять от него все лучшее. В 2026 году мы запустим «Альфа-Инсайт» — сервис, который позволяет компаниям работать с большими данными и видеть себя в сравнении с конкурентами, делает глубокие выводы и выявляет взаимосвязи на основе генеративного ИИ.
С помощью приложения «Альфа-Босс» мы помогаем принимать лучшие управленческие решения. Повышаем операционную эффективность и снижаем издержки с помощью онлайн-инкассации, которая позволяет бизнесу не подстраивать операционку под сроки приезда инкассаторов. Кроме того, внедряем решения для кибербезопасности, максимально актуальные для бизнеса в последние годы, — в частности, продукт «Альфа-Сканер», который позволяет защищать контур компании.
— Насколько предметно вы видите и изучаете бизнес клиентов, с которыми работаете?
— По клиентам, которые привлекают финансирование, мы проводим глубокий анализ отчетности и бизнес-планов. Мы постоянно мониторим их финансовое состояние и проводим стресс-тестирование, чтобы оценить устойчивость к потенциальным внешним шокам.
С одной стороны, такой детальный анализ позволяет нам сохранять высокое качество кредитного портфеля даже в сложных рыночных условиях. Но главное другое — он дает возможность вести постоянный диалог с клиентом. Мы понимаем, каково его текущее положение, и видим стратегические цели. В результате можем предлагать вместо стандартных продуктов кастомизированные решения, которые помогают решить большую часть актуальных задач.
— Денежно-кредитная политика постепенно смягчается, и вместе с этим может поменяться инвестиционный ландшафт российского рынка. Что нужно учитывать компаниям и как подготовиться к изменениям? Банк может в этом помочь?
— Это наша основная работа. Корпоративно-инвестиционный блок — это единая платформа для создания инвестиционных решений любой сложности для клиентов из всех отраслей. В условиях ухода западных фондов Альфа-банк стал ключевым источником капитала во всех его формах. Мы предлагаем как классическое долговое финансирование, так и доступ к рынкам капитала через облигационные займы, структурное финансирование, займы в золоте для недропользователей, конвертируемые облигации, синдицированное и мезоничное кредитование. За последний год кратно вырос интерес к секьюритизации, происходит расширение пула активов: потребительские кредиты, кредитные карты, автокредиты.
В периоды высоких ставок особенно востребован доступ к акционерному капиталу. Спрос на IPO и SPO со стороны компаний остается высоким (IPO — Initial Public Offering, англ. «первое публичное размещение акций частной компании на бирже»; SPO — Secondary Public Offering, англ. «вторичное публичное размещение акций». — Forbes Club).
В 2025 году было закрыто меньше сделок, чем годом ранее, но мы видим, что рынок готовится к росту. Верим, что в 2026 году на IPO выйдет целый ряд интересных эмитентов: многие компании или не хотят привлекать дорогой долг, или уже не могут позволить себе дополнительную долговую нагрузку. При этом инвестиционные программы зачастую нельзя сворачивать, а изменяющиеся цепочки поставок необходимо финансировать.
Альфа-банк традиционно является ведущим банком «первой линии» на сделках IPO. Мы выполняем проект, что называется, «под ключ» — от подготовки компании к сделке до привлечения институциональных и розничных инвесторов. Мы были одним из организаторов IPO ДОМ.РФ, которое стало крупнейшим событием на российском рынке с 2021 года. Чуть раньше мы успешно разместили девелопера GloraX с уникальной для рынка структурой сделки, где эмитент впервые дал инвесторам гарантию: если акции не вырастут через год после размещения, инвесторы смогут продать их компании обратно с доходностью.
Для розничных инвесторов корпоративно-инвестиционный блок работает в формате фабрики инновационных продуктов. Например, мы предлагаем доступ к рынкам капитала: IPO, облигационные займы, структурированные продукты, цифровые финансовые активы, инвестиции в драгметаллы (физическое золото, обезличивание металлических счетов). Мы позволяем людям дотянуться до самых разных инструментов и помогаем инвестировать с правильным соотношением риска и доходности.
— Осенью банк провел необычную рекламную кампанию. Какие смыслы вы в нее вкладываете?
— Альфа-банк известен яркими коллаборациями в сегменте продуктов для физических лиц. Теперь мы запустили кампанию для крупного и среднего бизнеса, потому что рассчитываем усилить образ банка как надежного партнера для долгосрочных деловых отношений. Нам важно было сохранить наш голос и одновременно напомнить, что существенную долю портфеля банка составляют активы корпоративного бизнеса, с которым мы работаем с момента основания. Мы готовы быть частью инфраструктурных проектов, которые вносят значимый вклад в развитие страны.
В основу видеороликов для этой кампании легли реальные сделки и проекты с нашими партнерами. Это клиенты, которые глубоко вникают в суть наших продуктов. Продукты банка должны быть одновременно гибкими и надежными. Руководители компаний каждый день принимают сложные решения и несут ответственность не только за себя, но и за тысячи сотрудников. Нам важно им в этом помочь.
