К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Модернизация по талонам

Модернизация по талонам
Что общего у российского энергетического рынка и гостиницы all inclusive

Средний постоялец гостиницы all inclusive за день съедает и выпивает больше, чем постоялец обычной гостиницы. Если бы кому-то в голову пришло назвать величину съеденного и выпитого им «пищеэффективностью», гостиница all inclusive оказалась бы весьма неэффективной, однако именно это делает ее привлекательной для постояльцев. Подобно пациенту из известного анекдота они не страдают от неэффективности, они наслаждаются ей, а вместе с ними — владельцы гостиниц и поставщики продовольствия.

В этой связи происходящее в России выглядит парадоксом. Государство является крупнейшим владельцем энергоресурсов в стране, а граждане — активно их потребляют. На каждую тысячу долларов ВВП России тратится в три раза больше энергии, чем в средней стране ОЭСР и не менее чем в два раза больше, чем в любой стране БРИК. Казалось бы, нет ничего лучше для государства. Тем не менее, в отличие от других продавцов, которые призывают покупать больше их товаров, оно настаивает, чтобы мы покупали меньше. Президент в 2008 году поставил задачу снизить энергоемкость экономики на 40% к 2020 году, а в последнем послании к Федеральному Собранию объявил «радикальное повышение энергоэффективности» одним из «приоритетов модернизации экономики и технологического развития». Принятый для реализации положений послания закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» ограничил строительство «энергонеэффективных зданий» и оборот «неэффективного» оборудования, в частности лампочек накаливания.

Происходящее объясняется внутрироссийскими ценами энергоресурсов. В прошлом году средняя цена на природный газ в России была в пять раз ниже, чем в Европе, в результате чего по расчетам «Тройки Диалога» газовая отрасль недополучила около $100 млрд, в т.ч. «Газпром» — 70 млрд. Далее заниженная цена на газ превращается в заниженную стоимость электричества, которое в России в среднем в три-четыре раза дешевле, чем в Европе.

 

Именно вследствие низкой цены потребление энергоресурсов в России так велико, и их потребители подобно постояльцам гостиниц all inclusive из года в год наслаждаются своей энергонеэффективностью. И по этой же причине государство смотрит на потребителей не как на желанных покупателей, а как на получателей социальной помощи, которым надо помешать приходить на раздачу энергетического супа со слишком большими тарелками.

Такой взгляд на проблему — «все дело в больших тарелках» — сводит модернизацию к внедрению талонной системы. Если раньше для покупки электроэнергии было достаточно заплатить назначенную государством цену, то в будущем наряду с деньгами нужно будет обладать энергоэффективным оборудованием — современным высокотехнологичным талоном на покупку электричества. Это сократит масштабы субсидий, но не искоренит основных пороков существующей системы. Основная часть социальной социальной помощи будет и впредь доставаться не тем, кому её граждане были бы готовы дать, а активным энергопотребителям — металлургам, хозяевам коттеджей и т.д. Субсидия и дальше будет предоставляется именно на энергоресурсы, а не в виде денег, что не позволяет потратить её на более настоятельные нужды. Наконец, масштабы социальной помощи, как и раньше, будут непопроционально велики по сравнению с её эффектом.

 

Опыт других секторов экономики подсказывает, что настоящим решением проблемы заниженных цен энергоносителей является не введение талонов или других способов рационирования, а либерализация цен. Если пойти по этому пути, не пройдет и года, как разговоры об энергоэффективности станут такой же экзотикой, как разговоры о пище-эффективности и одеждо-эффективности.

Автор – старший научный сотрудник Академии народного хозяйства

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости