К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Карьерный снобизм


Стереотипы и предубеждения, которые мешают полноценной жизни

Один мой знакомый, фоторедактор популярного глянцевого журнала, признался однажды, что работа его мечты — это «крутить гайки», ремонтировать крутые, а лучше спортивные автомобили. В юности он недолго поработал в автомастерской и до сих пор с ностальгией вспоминает это время. Однако бросать журнал и уходить в гараж, пусть даже самый продвинутый, он не собирается, и его можно понять. Представьте, знакомится он с девушкой и на вопрос «Чем вы занимаетесь?» отвечает: «Работаю в автосервисе». «Фоторедактор известного журнала» звучит куда авторитетнее.

Швейцарский мыслитель Ален де Боттон считает, что в современном обществе восторжествовал новый вид снобизма — карьерный. В зависимости от того, насколько «хороша» профессия человека и каких высот он в ней достиг, общество вознаграждает его либо интересом и почитанием, либо пренебрежением, а то и презрением. По одной маленькой черте — карьерным достижениям — человеку выставляют оценку как личности в целом.

Люди слабы, их ранит пренебрежение, им хочется внимания и любви, и вот волей-неволей они начинают подстраиваться под ожидания окружающих. Они изо всех сил стараются выбрать «правильную» профессию, добиться в ней какого-никакого результата, зафиксировать его на визитной карточке и предъявить достижения обществу в виде, скажем, дорогих часов или спортивной машины. «В следующий раз, когда вы увидите на улице красный «феррари», не думайте о том, как жаден его владелец, подумайте, как он неуверен в себе и как сильно нуждается в любви», — иронизирует Ален де Боттон.

 

Другой стереотип, который мешает людям заняться любимой работой, звучит так: «Мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать». Под «жизнью» люди обычно понимают досуг, то есть посиделки с друзьями, просмотр телевизора, чтение книжки, поход в ресторан или в кино, шопинг и так далее.

В своей книжке Flow известный психолог-позитивист Михай Чиксентмихайи рассказывает о том, как он выяснял, когда на самом деле люди чувствуют себя лучше — во время работы или досуга. Участникам опроса на протяжении нескольких недель звонили в рабочее время и расспрашивали их о том, чем они заняты и как себя чувствуют. Увлеченные интересной работой люди чувствовали себя превосходно — «сильными», «собранными», «активными» и «креативными». Однако, отвечая на вопрос «Чем бы вы сейчас предпочли заняться?», многие из них говорили, что отдыхать все же лучше, чем работать.

 

В выходные им задавали те же вопросы. Состояние «увлеченности» и все сопутствующие ему приятные ощущения люди испытывали гораздо реже, чем в рабочее время. Это связано с тем, что на досуге мы нередко превращаемся в пассивных потребителей индустрии развлечения и услуг, мы не вовлечены в активную деятельность с ее провалами и достижениями, с тем эмоциональным напряжением, которое и дает ощущение полноты жизни. Так что утверждение, что досуг всегда лучше работы, — весьма сомнительно.

Третье предубеждение, которое закрывает дорогу к любимой работе, — это обывательское деление работы на хорошую и плохую. Скажем, работа юриста в глазах большинства хорошая, а зоотехника — не очень. Однако, такое деление слишком грубо, оно не учитывает особенностей характера отдельно взятого человека. Мне, к примеру, худшей из возможных всегда казалась работа менеджера по продажам: прежде чем кто-нибудь у тебя что-нибудь купит, два десятка дадут от ворот поворот. Эти постоянные отказы казались мне непереносимыми, и я поражалась людям, которые увлечены продажами.

Судя по всему, я просто не принадлежу к типу людей, из которых получаются идеальные продавцы. Автор книги «Культурный код» психолог Клотер Рапай называет их «счастливыми неудачниками». По его мнению, хорошие продавцы — это охотники; победа в конце пути сполна компенсирует им все негативные эмоции от множества неудач.

 

Стереотипы — это очень упрощенная и огрубленная истина, мнение большинства, и глупо идти у него на поводу, когда речь идет о собственной уникальной судьбе. Это так же глупо, как считать исключительными критериями личного успеха деньги, статус и карьерные достижения.

Автор — главный редактор Harvard Business Review — Россия и United Press

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+