
Английский язык крайне необходим для путешествий, работы, учебы и развлечений. По сути, человек, смотрящий в будущее, без английского себя не мыслит. Но как освоить язык? Система обучения превратилась в огромную индустрию с сотнями различных подходов и методик. Разобраться в том, что предлагает рынок, совсем непросто.
В серии статей Forbes Education и Женя Бакин отвечают на самые распространенные вопросы про изучение английского языка.
Свод советов
- Определите, зачем вам или вашим детям нужен английский язык. Попробуйте поставить четкую цель. Например, так: «Хочу, чтобы Аделя в возрасте 12 лет заказала мне манго-маракуйевый сок. Расплатилась и уточнила, во сколько закрывается кафе». Другой понятный пример учебной цели: через год сдать экзамен Cambridge First, а еще через полтора — Advanced. Или можно так: Даня в старшую школу будет поступать в Барселоне. К 15 годам у него должен быть уровень B2.
- Выясните, как вам (или вашим детям) нравится учиться. Возможно, вы любите читать. А может быть — смотреть ролики TED. Так или иначе, делайте, что любите на английском. Читать и слушать можно и нужно адаптированные книжки, начиная с самых низких уровней.
- Включите занятия английским в свое еженедельное расписание. Если есть сложности с самоорганизацией, идите на курсы или к репетитору.
- Окружите себя английским: переключите смартфон на английский, разговаривайте на языке дома (и это не прикол, многие англоманы так и делают). Осваивайте новое на английском. Например, если устанавливаете фитнес-помощника, то англоязычного. Сделайте себе английскую версию резюме. Пройдите курс на Coursera (это бесплатно, кстати). В конце концов, перенастройте навигатор. Два раза приедете не туда, зато потом научитесь.
Совет № 1
Когда начинать учить?
Коротко: в детстве, лет с 10.
Многие считают, чем раньше начать учить язык, тем лучше. Здесь все неоднозначно. С одной стороны, здравый смысл говорит, что если заниматься с четырех лет, то значимого результата можно достичь быстрее. С другой стороны, исследования показывают, что десятилетки быстро догоняют тех, кто начал в шесть. Очень серьезным фактором является общее интеллектуальное развитие ученика. Например, будучи когнитивно зрелыми людьми, взрослые гораздо лучше структурируют информацию. У них развиты индивидуальные стратегии обучения, скажем, обращение к аналогиям из других языков. Тем не менее, есть пара доводов в пользу раннего обучения:
- тем, кто начал заниматься до начала пубертатного периода, будет проще добиться естественного произношения;
- если ребенок занимается английским с малолетства, то, скорее всего, у него сложится положительное отношение к культуре и языку, что, в свою очередь, повлияет на мотивацию и дальнейшее успешное изучение языка.
Еще одним крайне важным фактором в освоении иностранного языка является время, выделяемое на учебу. Два часа занятий в неделю, еще и без домашнего задания, вряд ли приведут к лингвистическому прорыву. Поэтому если в детском саду был английский, а в школе его стало гораздо меньше, особенно учитывая перерыв на трехмесячные летние каникулы, скорее всего, значимого развития не будет.
Совет № 2
Как определить уровень знаний иностранного языка?
Коротко: сдайте популярный международный экзамен
Для удобства оценки знаний по всему миру применяется общеевропейская система уровней владения иностранным языком (CEFR). Система состоит из шести уровней: A1, A2, B1, B2, C1 и С2. Именно эти обозначения можно увидеть на учебных пособиях или адаптированной художественной литературе. CEFR устроена таким образом, что описывает компетенции изучающего язык простыми словами на уровне «могу-не могу». Например, общее описание самого низкого уровня A1 выглядит так: «Могу представиться и представить других, задавать вопросы и отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно, отчетливо и готов оказать помощь». На самом высоком уровне С2 стоит ожидать следующего: «Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях».
Важно отметить, что каждый из навыков — говорение, слушание, письмо и чтение — в случае формального тестирования оценивается отдельно. Кроме того, CEFR учитывает и коммуникативные навыки, то есть вашу способность эффективно общаться, а не только читать или произносить монологи. Для того, чтобы определить свой уровень, стоит сдать один из популярных международных экзаменов. На начальном этапе можно потренироваться на материалах прошлых лет. Они дают общее представление о том, чего стоит ожидать. Обратите внимание, что оценивание устной и письменной частей происходит по четким критериям. Это делают специалисты, прошедшие обучение, поэтому если ваша соседка, взглянув на обрывок эссе, небрежно говорит «примерно С1+», то ее оценку стоит воспринимать с осторожностью. Вообще, уровень — понятие очень общее, и многое зависит от непредсказуемых факторов. Например, если вы на экзамене разволновались и что-то забыли, то результат может выйти хуже вашего «среднего». В этом случае ваши знания выше того, что будет написано в сертификате. Обратная ситуация тоже возможна. Допустим, на тесте вы получили высокий балл, поскольку писали эссе по хорошо знакомой вам теме. Что ж, значит повезло!
Наконец, важно понимать, что не все экзамены определяют уровень владения языком. Например, вступительные испытания в МГИМО по умолчанию ставят высокую планку, в том числе по освоению грамматики. Если такой экзамен абитуриент проваливает, это не значит, что уровень у него низкий. Возможно, просто нет понимания формата теста. Примерно так же нужно относиться к результатам ЕГЭ. Поскольку эта система тестирования снимает баллы за ошибки, ничего не стоит «пролететь», попросту допустив несколько опечаток. В международных системах ошибки не играют такой роли; скорее, там дают дополнительные очки за использование сложной лексики и грамматики. При этом, несомненно, средний уровень «девяностобальника» выше уровня тех, кто набрал 60 баллов. Все это говорит о том, что уровень владения языком определить сложно, и результаты тестирования, скорее, стоит воспринимать как ориентир для развития.
Совет № 3
Сколько времени уйдет на то, чтобы выучить язык?
Коротко: месяцы или даже годы
Сначала стоит разобраться, что значит выучить язык. В современной парадигме не принято сравнивать учащегося с гипотетическим носителем языка. Стандартов английского много, и стремиться говорить «как королева», пожалуй, не стоит. В современном мире важно быть опытным пользователем (competent user). Ценится, прежде всего, утилитарность знаний. Отсюда опять-таки следует, что выучить язык — понятие растяжимое. Для того, чтобы сдать международный экзамен IELTS на 4.0 и подать документы на заключение брака в Великобритании, усилий потребуется относительно немного. А вот получить 9.0, то есть максимальный балл по тому жe IELTS — задача нетривиальная даже для тех, у кого английский родной.
Как правило, освоение начальных уровней по CEFR происходит быстрее. На прохождение A1 или А2 потребуется около года. Многое зависит от способностей ученика, вовлеченности в процесс и контакта с языком. Если студент живет в США, много общается на английском и ходит на занятия, то дело пойдет явно быстрее, чем в ситуации, если он изучает язык в России по четыре часа в неделю. На средних уровнях скорость освоения материала несколько снижается. В специализированной литературе эту ситуацию описывают как плато. Ученик может базово общаться, но круг неизученных вопросов, тем и ситуаций так разнообразен, что глаза разбегаются. Чтобы пройти этот путь, может потребоваться год или два.
В прошлом уровня C2 достигали редкие студенты языковых ВУЗов, филологи и сотрудники МИДа. Сейчас ситуация изменилась, при этом для большинства высокая планка не является самоцелью. Чаще уверенных B1 и B2 хватает для путешествий и решения рабочих задач. В случае, когда требования возрастают (как, например, в международных компаниях), люди берутся за учебники, идут на курсы, нанимают преподавателей. То есть делают все возможное, чтобы развить языковые навыки.
Совет № 4
Какой метод самый эффективный?
Коротко: тот, который подходит вам
По сравнению с 1990-ми или даже 2000-ми средний уровень владения иностранным языком в России сильно вырос, особенно в больших городах. Во многом такому скачку способствовали новые возможности: интернет, курсы, поездки за рубеж. В 2000-х индустрия преподавания пережила бум (в московских школах учителя английского даже получали стимулирующие надбавки). Сейчас в стране работают тысячи организаций и десятки тысяч преподавателей, которые, так или иначе, предлагают улучшить языковые навыки. При этом методы обучения — как на словах, так и на деле — сильно варьируются. Вот, на что следует обратить внимание.
В международном профессиональном сообществе считается, что принципиально важным в обучении является возможность незамедлительно применить знания на практике, то есть в коммуникации. Это значит, что ученик не столько исследует абстрактное правило (время, выражение, серию фраз), сколько изучает способы донести то, что хочет сказать новыми средствами языка. Например, если вы хотите поделиться с соседом по парте своими планами на выходные, хорошо бы разобраться с будущим временем или фразой «я собираюсь...». И несомненно, эта грамматика должна сразу быть использована учениками для рассказа о себе. Иначе зачем огород городить?
Современные подходы к обучению не поддерживают переводные методики. Те, кто учил язык в советских и постсоветских школах, помнят, как они заучивали правила, бессмысленно спрягали глаголы, и зубрили топики. Такие методы больше не считаются эффективными. Дело в том, что они ведут к знаниям о языке, но не формируют навык применения этих знаний на практике. Несомненно, есть преподаватели и даже школы, которые пропагандируют «серьезный подход» с зазубриванием правил и пересказом текстов. Они говорят об эффективности методики, ссылаясь на прогресс учеников. Как обстоят дела на самом деле, сказать сложно. Во-первых, не для всех изучающих иностранный язык подходит такая интенсивная система. Во-вторых, в хороших школах существует отбор, то есть, принимают заведомо интеллектуально развитых учеников — тех, кто сможет показать результат. Надо сказать, что до финиша доходят не все. Например, в одной известной московской школе иностранных языков, которая обучает детей английскому с первого по 10-й класс, до последнего года обучения доходит лишь треть. И, наконец, не совсем понятно, что играет первостепенную роль: методика или объем нагрузки. В той же школе (по сути, это курсы дополнительного образования) некоторые слушатели нанимают репетиторов. Странно было бы при таком объеме занятий (гораздо больше 10 часов в неделю на протяжении 10 лет) не добиться результата.
Совет № 5
Насколько важно знать грамматику?
Коротко: важнее уметь применить правило, нежели знать его наизусть
В традиционной системе обучения много времени уделяется работе с грамматикой. Эта образовательная привычка сохранилась с тех времен, когда контактов с иностранцами было мало, языки учили по книгам, а носителем знаний был преподаватель. Теперь ситуация изменилась. У всех, кто выходит в интернет, есть бесконечные возможности для самостоятельного изучения языка. А, к примеру, в скандинавских странах уже давно многие телевизионные программы и фильмы показывают без дубляжа. В результате население с младенчества слушает английскую речь без перевода и, соответственно, развивает языковые навыки.
Любовь к урокам по грамматике также обуславливается тем, что грамматические тесты и задания проще проверить. Здесь, с одной стороны, учитель знает (или может подсмотреть) правильный ответ. С другой — педагог сохраняет свой статус носителя знаний. Такой подход ведет к значительному перекосу в картине мира ученика. Вполне возможно, что обучаемый будет слишком много внимания уделять форме, нежели содержанию. Это может повлечь страх совершить ошибку и привести к языковому барьеру.
Несмотря на то, что пару десятилетий назад некоторые исследователи предлагали свести объяснение правил к минимуму, уделять время грамматике все же стоит. При этом, как и в любой другой части языка, важно, чтобы новые знания носили не справочный, а прикладной характер, чтобы ученик незамедлительно применял правила в речи.
Совет № 6
Как выбрать преподавателя?
Коротко: пробовать и сравнивать, пока не найдете «своего»
Выбор преподавателя, как и выбор психотерапевта — дело очень личное. Многое зависит от стоимости услуг, расписания, местоположения и личных симпатий. И, разумеется, ваших целей.
Если у вас есть четкая цель (сдать экзамен, подготовиться к поступлению, отработать презентацию), ищите узкого специалиста и записывайтесь на первое пробное занятие. Хорошим признаком того, что преподаватель разбирается в предмете, являются не столько отзывы, сколько четкий план действий уже во время первого урока — когда педагог сначала подробно выясняет запрос, ваши ожидания и манеру обучения, а не предлагает «просто поболтать». Если вам нужно подтянуть английский без конкретных целей, то скорее всего, вам подойдут групповые занятия. Это будет дешевле и веселее. Обратите внимание на то, с чем вы уходите с урока. Душевный подъем и желание продолжать — важные маркеры успешного занятия. Если же учитель «грузил» вас правилами или вы считали от 1 до 100 вместе вслух, то скорее всего, этот человек не очень понимает, что делает.
Поскольку важным фактором в изучении иностранных языков является время, добейтесь того, чтобы в неделю вы занимались максимально возможное для себя количество часов. Помогает найти курсы рядом с домом или работой (соблазнов пропустить урок будет меньше). В случае с онлайн обучением, платите вперед и не прогуливайте. Крайне желательно, чтобы между преподавателем и учеником был эмоциональный контакт. Без этого обучение будет не столь эффективным. Тем не менее, избегайте болтливых учителей, если хотите добиться результата. Все же ваша цель — осваивать новое, пробовать, а не слушать истории из жизни учителя.
Часто преподаватели в доказательство профессионализма демонстрируют свои регалии: сертификаты и дипломы. Обратите внимание вот на что:
- факт, что человек является кандидатом наук свидетельствует лишь о том, что он провел и защитил исследование, но ничего не говорит об уровне знания языка (кандидатские пишутся на русском!) или умении применять методику на практике;
- должность в высшем учебном заведении (доцент или профессор) также мало соотносится с навыком применять методы обучения. Возможно, этот человек — яркий лектор или прозорливый ученый, но является ли он толковым преподавателем — сказать наверняка нельзя;
- статус «эксперт ГИА/ЕГЭ» говорит о том, что преподаватель прошел тренинг и получил сертификат. О навыке преподавания, опять-таки, судить сложно. Поскольку данные по этим экзаменам открытые, всю информацию может получить любой любознательный учитель.
Как видите, единого признака, сертификата или диплома, позволяющего выделить знающего преподавателя среди всех, нет. Система внешней независимой оценки в России не развита, учителя редко записывают на видео свои уроки. Наверняка, если педагог много учится, то это свидетельствует, по крайней мере, об увлеченности профессией (и здесь я не учитываю тех, кто ходит на курсы за сертификатом). Как правило, педагоги начальной школы легко справляются с обучением подростков и взрослых. А вот наоборот — далеко не всегда. Независимым и более-менее объективным международным свидетельством о повышении квалификации является сертификат Cambridge CELTA. За время обучения слушатели ведут уроки, а тренеры курса их детально комментируют. На этот результат уже можно полагаться. Знание же языка подтверждается международными экзаменами или хотя бы ЕГЭ до уровня B2.
Совет № 7
Стоит ли родителям контролировать процесс обучения детей иностранному языку?
Коротко: да, но избегайте стереотипов (смотрите на мир шире)
Одной из зон напряжения могут стать ожидания обучаемых. Часто родители обращаются к своему опыту изучения иностранных языков, чтобы свериться с тем, как их детей учат в школе. Кто-то вспоминает про транскрипцию. Другие — про слова столбиком с переводом. Третьи — про словарные диктанты на каждом уроке в спецшколе. Если действия учителя не совпадают с вашими ожиданиями, стоит поговорить с педагогом. Задайте вопрос о том, какими методами планируется закреплять лексику, или какие у учителя взгляды на систему оценивания. Если получите уверенный ответ, пусть и не совпадающий с вашими ожиданиями — значит вы имеете дело с профессионалом.
Система оценивания в школе также вызывает много споров. Пятибалльная система, де-факто сведенная к трехбалльной (поскольку колы и двойки никому взаправду не ставят), является крайне непрозрачной. Далеко не всегда понятно, в каком случае ученик получает какой балл. Объяснения типа «хорошо рассказал, но не идеально» очень субъективны. Чтобы избежать недопонимания, попросите учителя озвучить четкие критерии. С одной стороны это поможет быстрее добиться результата, с другой — сделает обратную связь более информативной.
Изучение иностранного языка — сложный многофакторный процесс. Каждый проходит этот путь по своей личной траектории. При этом есть и общие для всех черты. Например, освоение английского неизбежно связано с выходом за рамки привычного. С точки зрения современной методологии ученику важно экспериментировать с языком, пробовать новое и совершать ошибки. Иными словами, маловероятно, что успешный слушатель сначала запомнит правило, а потом начнет его применять. Скорее всего, процессы освоения и употребления материала будут идти параллельно.