Чего боятся современные подростки: признания детей и советы психолога

Подростковый возраст — важный этап в жизни человека. В этот период ребенок нарабатывает новые и совершенствует приобретенные ранее навыки, в том числе когнитивные, учится вести себя в социуме, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои действия. Критически важным становится общение со сверстниками, а отношения с родителями и учителями могут испортиться. Из-за чрезмерной учебной нагрузки психологическое состояние подростков нередко оказывается нестабильным: многие жалуются, например, на резкие перепады настроения и навязчивые мысли. Подростков также часто мучают страхи — если не справиться с ними в этом возрасте, они могут укорениться, перерасти в фобию и долгие годы мешать нормально жить.
Виды страхов
Большинство исследователей выделяет две категории детских страхов: биологические и социальные. Страхи, относящиеся к первой группе — боязнь смерти, глубокой воды, природных явлений, животных и др., — базируются на инстинкте самосохранения. Многие люди испытывают их с раннего детства. Полностью эти страхи не искоренить, но можно изучить их природу и морально подготовиться к их проявлению.
Страхи, которые входят во вторую категорию, возникают, как правило, в раннем подростковом возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя частью социума. В их основе — расхождение между навязанными обществом установками и внутренними убеждениями человека, а также неуверенность в собственных силах и переживания подростка, что его могут осудить и изгнать из привычного круга.
Страхи обоих типов способны вызывать сильную тревожность, что нередко приводит к фатальным последствиям: травмам, селфхарму, самоубийствам. При этом социальными страхами, несмотря на их разрушительную для психики силу, управлять легче, чем биологическими.
Роль родителей в борьбе со страхами
На помощь подросткам, испытывающим страхи, прежде всего могут прийти родители. Их задача — донести до ребенка, что страхи неизбежно возникают на разных этапах формирования личности и что со многими из них можно и нужно бороться.
Один из важных инструментов в этой борьбе — психологическое просвещение. Родителям стоит узнать и рассказать ребенку, как на страхи реагирует тело, нервная система и психика. Если человек еще в детстве научится распознавать эти реакции и справляться с ними (например, с помощью правильного дыхания, определенных движений), он поймет, что только от него самого зависит, сможет ли он преодолеть свои страхи. Он также осознает, что даже от панических атак умереть невозможно: организм просто не в состоянии выработать смертельную дозу адреналина.
Пять книг, которые помогут родителям изучить причины детских страхов:
- Тина Рэй «Я не ОК и это ОК. Гид по хорошему настроению, ментальному здоровью и заботе о себе»
- Анна Прихожан «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе»
- Хэррис Расс «Ловушка счастья. Как перестать переживать и начать жить»
- Лори Моррисон «Выныривай, колибри»
- Юлия Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей»
Полезно донести до ребенка, что человека зачастую мучает не конкретный страх, например одиночества, а боязнь потерять контроль над своими действиями и опасение, что это заметят и осудят окружающие. Когда подросток поймет это, борьба со страхами и тревожностью станет более осмысленной и направится в нужное русло.
Распространенные страхи и способы борьбы с ними
Помочь ребенку, которого одолевают страхи, могут далеко не все родители. Более того, многие из них не знают, что именно мучает подростка и чего он боится. Чтобы показать родителям, что происходит в душе взрослеющего человека, мы попросили подростков 14–18 лет поделиться своими страхами, а затем предложили педагогу-психологу Марии Челноковой прокомментировать слова опрошенных.
Страх перед будущим
«Меня безумно тревожит и пугает мое будущее: оно страшное, неизвестное и неоднозначное. Я боюсь сделать неправильный выбор, пойти не той дорогой и понять, что пути назад нет. Боюсь приложить много усилий и ничего не добиться».
Страх перед будущим у подростков очень распространен и обусловлен несколькими причинами. Одна из основных — вынужденная будущая сепарация от родителей. Это событие похоже на маленькую смерть: человек навсегда отказывается от прежнего уклада жизни. Подростков пугает неизбежность сепарации, они теряют чувство безопасности, потому что понимают: вскоре они окажутся один на один со страшным и неизвестным миром, без постоянной заботы и эмоциональной поддержки родителей.
Взрослые наперебой задают страшные вопросы, на которые ребенок не знает ответов: куда ты будешь поступать? что ты собираешься делать? какую профессию выберешь? В особое смятение приводят вопросы, заданные в отрицательной форме: ты что, еще ничего не выбрал? до сих пор не знаешь, чем будешь заниматься? Любой из этих вопросов может стать фатальным для подростка, потому что заставит его почувствовать себя уязвимым.
Как бороться. Главное в борьбе со страхом перед будущим — помочь человеку найти опору внутри себя. Хорошо действует следующий прием. Нужно нарисовать отрезок, первая точка которого — день рождения рисующего, вторая — день смерти. Между этими двумя точками необходимо поставить другие, отмечающие окончание важных этапов жизни. Эти этапы человек должен определить для себя сам в зависимости от того, что для него важнее: выпуск из детского сада и/или школы, поступление в университет, переезд в другой город или за границу, развод родителей и т. д. Рядом с каждым из фрагментов отрезка следует указать значимых людей, сопровождавших человека в этот период. Это могут быть родители, родственники, друзья, учителя, тренеры, наставники и др. Постепенно станет очевидно, что частей у отрезка было и будет много, «попутчики» приходят и уходят, кто-то задерживается надолго, а кто-то неожиданно исчезает. Но, сколько бы ни было людей и важных событий на пути, человек продолжает идти вперед. Он проходит свою дорогу сам до конечной точки, периодически встречая новых спутников, которые остаются с ним на протяжении определенной части пути.
Когда подросток визуализирует для себя жизнь таким образом, он поймет: единственный человек, который останется с ним навсегда, — это он сам. Если у него есть вера в собственные силы и опора, в будущем нет ничего страшного. Он справится со всем, так как для себя самого может стать кем угодно: родителем, ребенком, другом. Он сам для себя — целая вселенная.
Страх одиночества
«Я боюсь одиночества. Для меня это страх даже не остаться одной, а потерять прекрасных людей, которые меня окружают и которыми я очень сильно дорожу».
Самая важная для подростков деятельность — общение со сверстниками, поэтому даже малейшие подозрения, что окружающие не принимают или не понимают его, вызывают у ребенка сильнейшие переживания, в том числе страх одиночества. Форм подросткового одиночества множество, и некоторые из них особенно опасны: они способны довести человека до алкогольной, наркотической зависимости и даже суицида.
Как бороться. Первыми на помощь подростку, конечно, могут прийти члены семьи. Поддерживающая атмосфера в доме имеет колоссальное значение для ребенка. Важно также организовать встречу с психологом, чтобы специалист помог выявить причины страха и дал рекомендации, как с ним справиться. Психологические группы для подростков тоже могут оказаться полезными в борьбе с проблемой одиночества. И все же эффективнее всего, на мой взгляд, — помочь ребенку понять, что интересует его в данный период, и найти единомышленников.
Страх не оправдать ожиданий
«Порой меня преследуют мысли: «Мои близкие тратят на меня так много ресурсов — что будет, если я не сумею оправдать их ожиданий? Если я не смогу поступить в вуз, тем самым не окуплю колоссальные затраты родителей на репетиторов, курсы для подготовки к экзаменам?» Тяжело брать на себя ответственность не только за собственные действия, желания, поступки и мысли, но еще и за ожидания других людей».
Причина этого страха в огромной внутренней неуверенности: подростки часто мало о себе знают, не понимают, что их радует и воодушевляет. Их можно сравнить с пустым сосудом, который окружающие пытаются наполнить своим содержимым. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать, а как нет, но эти идеи зачастую оказываются чуждыми подросткам и вызывают у них тревогу и даже панику. В результате возникает страх не оправдать ожиданий значимых людей.
Стремление во что бы то ни стало заслужить одобрение близких, соответствуя их ожиданиям, травматично для психики. Действуя, как хотят взрослые, дети играют не по своему сценарию и фактически проживают чужую жизнь. От подростков, оканчивающих музыкальную школу, например, нередко можно услышать, что они чувствуют себя полностью опустошенными. Они долгие годы пытаются оправдать надежды родителей и учителей, посещая уроки и сдавая экзамены, но не испытывают от этого радости.
Как бороться. Хорошо работает такой прием: ребенок четко, по пунктам, не боясь осуждения или оценки, должен описать другу, родителю, значимому взрослому или психологу, что ему действительно нравится делать и чем он хотел бы заниматься. Например, он может признаться, что больше всего любит не играть на фортепиано, а ездить на велосипеде и, когда вырастет, на первую зарплату купит себе велосипед, будет кататься дни напролет и слушать музыку. Основная задача подхода: сделать так, чтобы ребенок полюбил себя и понял: то, что ему нравится, имеет ценность. (Если ребенок ответит, что ему нравится смотреть рилсы в телефоне, это не должно смущать родителей. Просмотр видео — отдых, а не занятие, которое отражает истинные интересы подростка.)
Зачастую взрослым трудно смириться с увлечениями собственных детей. Родители испытывают внутреннее сопротивление, когда понимают, что между тем, чего хотят они, и тем, что близко и интересно детям, лежит пропасть. Поэтому задача родителей — постараться встать на сторону ребенка. Если они будут наделять его большей свободой и с понимаем относиться к его выбору, они дадут ему шанс прожить собственную жизнь без оглядки на мнение других. Напоминая детям, что даже в юном возрасте они имеют право самостоятельно решать, чем заниматься, родители смогут оградить их от страха не оправдать ожиданий близких.
Страх перед незнакомцами
«Я боюсь показаться глупой, опозориться на глазах у всех. Боюсь, что все надо мной будут смеяться. Перед сном, если я ничего не смотрю в Сети, я подолгу не могу уснуть, потому что прокручиваю в голове события дня и испытываю чувство неловкости буквально за все, что сказала. В новых компаниях я постоянно молчу, потому что боюсь, что все подумают, что я не умею формулировать мысли, мало знаю, плохо соображаю».
Страх перед незнакомцами заложен в нас генетически. В нашей памяти хранится информация о том, что чужак — это угроза: он может убить, взять в плен. К этому добавляется навязанный социальный страх: нас все время пугают, рассказывая об опасности социума. Кроме того, дети слишком рано получают доступ к информации, к которой еще не готовы, — например, о преступлениях против детей и подростков. Когда психика сталкивается с тем, что неспособна обработать, человеку начинает казаться: то страшное, о чем он узнал, обязательно случится и с ним.
Среди наиболее значимых факторов, оказавших влияние на людей в последнее время, — изоляция во время пандемии коронавируса и глобальная гаджетизация. Людям стало труднее общаться и знакомиться вживую, а также выступать публично и высказывать вслух свою точку зрения. Теперь многие предпочитают написать сообщение в мессенджере и выразить эмоции с помощью смайлика.
Утрата навыка живого общения и способности считывать невербальные сигналы с одной стороны и огромное количество негативной информации с другой вызывают сильный страх перед общением с людьми.
Как бороться. Как бы это ни было неприятно, детям иногда нужно запрещать пользоваться интернетом и отбирать у них телефоны. Предварительно необходимо объяснить, для чего это делается, и договориться, на какой срок. Хороший терапевтический эффект оказывают детские лагеря, в которых подростки откладывают в сторону гаджеты и взаимодействуют друг с другом, пытаются считывать эмоции собеседников и открыто выражать свои мысли. Также приносят пользу занятия в психотерапевтических группах, в которых работают с негативными мыслительными установками, в частности с убеждением, что незнакомые люди опасны.
Страх упустить возможности
«Я не понимаю, как люди успевают так много: путешествовать, заниматься серфингом, встречаться с друзьями. Я только и делаю, что все время учусь и сплю. Ни на что больше сил не хватает».
Часто в подростковом возрасте происходит замена реальной жизни на виртуальную. Дети ощущают себя живыми, только когда выкладывают фотографии своей жизни в Сеть. Такие фотографии, как правило идеальные, видят другие подростки — и это вызывает у них тревогу.
Подростку может казаться: сверстники зарабатывают деньги, путешествуют, встречаются с друзьями. При этом он сам не в состоянии выучить параграф по географии или выйти на пробежку. На него накатывает ужас: он ничего не успевает, он неудачник, его жизнь не складывается так успешно, как у других. Он чувствует беспокойство, которое перерастает в навязчивое состояние, опасное высоким риском развития депрессии.
Это состояние называется FOMO (fear of missing out) — страх упустить что-либо важное или интересное. FOMO нередко приводит к невротическому желанию всегда быть в курсе событий, в центре коммуникации и, как следствие, к боязни впустую потратить время.
Как бороться. Полностью оградить детей от влияния интернета невозможно: они должны идти в ногу со временем и понимать, что происходит вокруг. Но можно объяснить им, что виртуальная жизнь зачастую не имеет ничего общего с реальной. Родителям также стоит попытаться разобраться, кто и почему в интернете вызывает восхищение у ребенка. Поняв это, можно поговорить с ребенком о том, нужно ли ему быть похожим на этих людей, и, если да, что для этого необходимо сделать. Но главное — нужно как можно чаще напоминать подростку о его личных успехах, за которые он может себя любить и которыми вправе гордиться.
Справиться с FOMO помогает также целеполагание. Ребенку стоит определить свои глобальные долгосрочные цели: какую профессию он хочет получить, какого статуса достичь и т. д., а затем наметить промежуточные цели на пути к глобальным и подумать, какие ресурсы — время, знания и др. — необходимы для их достижения. Родителям имеет смысл рассмотреть с ребенком один день из его жизни и вместе выделить пусть небольшие, но важные действия, которые уже приблизили его к глобальной цели.
Это очень кропотливая работа, но она приносит плоды. Подросткам не нравится быть неэффективными. Когда они понимают, что в их силах ежедневно совершать действия, которые приближают к достижению большой цели, они осознают, что время — невосполнимый ресурс, и замечают, как много минут и часов утекает впустую, когда они следят за чужой жизнью в интернете.
***
Помимо конкретных страхов, подростков нередко одолевает общая тревожность, переходящая в панику. Она может быть вызвана разными факторами, в частности переутомлением. Многие подростки, особенно отличники и перфекционисты, которые пытаются все и везде успевать, не умеют отдыхать. Между тем умение лениться — ключевой навык, который помогает сохранить психику здоровой. Переутомление часто оканчивается тяжелыми неврозами, требующими длительного лечения. Тревожности добавляют учителя и родители, которые все время чего-то требуют, ругают за несделанное, а хвалят только за достижения. В итоге ребенок старается сделать максимум, даже когда его ресурсы на нуле.
Как бороться. Для начала нужно понять, не страдает ли подросток от навязчивой тревожности, которая требует медикаментозного лечения и поддержки специалистов. Если тревожность возникает без адекватных причин, длится очень долго, не поддается контролю, если у ребенка появляются следы селфхарма, суицидальные мысли и он замыкается в себе, нужно обратиться за помощью не только к психологу, но и к психиатру и неврологу. Большого количества самоубийств можно было бы избежать, если бы родители не боялись показывать детей специалистам.
Если с психическим здоровьем у ребенка все в порядке и тревожность накрывает его эпизодически, когда он не справляется с объемом навалившихся проблем, стоит научить его выстраивать систему приоритетов. Подросток должен уметь отделять важное от неважного и понимать, какие дела он может, не дожидаясь одобрения родителей, отложить или не делать вовсе. И, конечно, нужно позволить ребенку отдыхать, реализовывать свои мечты и жить своей жизнью.
Многие социальные страхи подростка базируются на незнании себя, нелюбви к себе, выученных паттернах подчинения взрослым. Как только ребенок поймет, что страх преодолим и излечим, он начинает ощущать себя хозяином собственной жизни. Страх всегда отступает перед тем, кто перестает ему подчиняться.
