От страха до любви: ученые объяснили, что влияет на поведение человека

Почему мы любим кататься на каруселях, помогаем друзьям или ругаемся с соседями? Чтобы ответить на эти вопросы, специалисты из Высшей школы экономики и Лондонской школы гигиены и тропической медицины провели масштабное исследование мотивов человеческого поведения. Ученые рассмотрели эволюционные аспекты мотивации, а не социальные, как большинство других исследователей.
В онлайн-опросе, которые организовали авторы работы, приняли участие более 500 человек. Они оценивали точность 150 утверждений о своих предпочтениях, страхах и желаниях. Например, респонденты отмечали, насколько важна для них еда, как часто они общаются с друзьями и нравится ли им кататься на аттракционах.
Анализ ответов позволил выделить 15 ключевых мотивов и объединить их в пять групп:
- связанные с окружающей средой: стремление к накоплению и созиданию;
- физиологические: страх, отвращение, голод, потребность в комфорте;
- репродуктивные: влечение, привлечение партнера, любовь, воспитание;
- психологические: любопытство, игровое поведение;
- социальные: желание принадлежать к группе, достичь высокого статуса, поступать справедливо.
К полученным результатам ученые применили метод сетевого анализа, позволяющий выявлять взаимосвязи разных характеристик и явлений. В итоге выяснилось, например, что любовь и забота тесно связаны между собой. Исследователи объяснили это необходимостью заботиться о потомстве, чтобы обеспечить его выживание.
Исследование показало также, что стремление к высокому статусу и склонность к игровому поведению (то есть к исследованию мира через развлечение, эксперименты и творческую деятельность) оказывают наибольшее влияние на другие мотивы. Статус важен, поскольку дает доступ к ресурсам и повышает шансы на успех в жизни. А игровое поведение помогает развивать навыки, которые требуются, чтобы удержать статус и приспособиться к новым условиям.
Специалисты также обнаружили различия между доминирующими мотивами представителей разных возрастных и гендерных групп. Выяснилось, что женщины более склонны заботиться о других и стремятся к комфорту, а мужчины — к достижению статуса. Молодые люди чаще ориентированы на статус и игровое поведение, тогда как пожилых в большей степени волнует безопасность и комфорт.
Результаты исследования можно применять в разных областях: от рекламы до психотерапии. Например, зная мотивы, определяющие поведение разных категорий людей, маркетологи могут точнее таргетировать рекламные сообщения, а разработчики программного обеспечения — создавать более удобные приложения. В психотерапии понимание эволюционных мотивов помогает эффективнее бороться с тревожностью, находя баланс между стремлением людей к безопасности и познанию нового.
