К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От страха до любви: ученые объяснили, что влияет на поведение человека

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Российские и британские исследователи выяснили, от чего зависят поступки людей. Наиболее важными факторами оказались стремление к высокому статусу и склонность к игровому поведению

Почему мы любим кататься на каруселях, помогаем друзьям или ругаемся с соседями? Чтобы ответить на эти вопросы, специалисты из Высшей школы экономики и Лондонской школы гигиены и тропической медицины провели масштабное исследование мотивов человеческого поведения. Ученые рассмотрели эволюционные аспекты мотивации, а не социальные, как большинство других исследователей.

В онлайн-опросе, которые организовали авторы работы, приняли участие более 500 человек. Они оценивали точность 150 утверждений о своих предпочтениях, страхах и желаниях. Например, респонденты отмечали, насколько важна для них еда, как часто они общаются с друзьями и нравится ли им кататься на аттракционах.

Анализ ответов позволил выделить 15 ключевых мотивов и объединить их в пять групп:

  • связанные с окружающей средой: стремление к накоплению и созиданию;
  • физиологические: страх, отвращение, голод, потребность в комфорте;
  • репродуктивные: влечение, привлечение партнера, любовь, воспитание;
  • психологические: любопытство, игровое поведение;
  • социальные: желание принадлежать к группе, достичь высокого статуса, поступать справедливо.

К полученным результатам ученые применили метод сетевого анализа, позволяющий выявлять взаимосвязи разных характеристик и явлений. В итоге выяснилось, например, что любовь и забота тесно связаны между собой. Исследователи объяснили это необходимостью заботиться о потомстве, чтобы обеспечить его выживание.

Исследование показало также, что стремление к высокому статусу и склонность к игровому поведению (то есть к исследованию мира через развлечение, эксперименты и творческую деятельность) оказывают наибольшее влияние на другие мотивы. Статус важен, поскольку дает доступ к ресурсам и повышает шансы на успех в жизни. А игровое поведение помогает развивать навыки, которые требуются, чтобы удержать статус и приспособиться к новым условиям.

Специалисты также обнаружили различия между доминирующими мотивами представителей разных возрастных и гендерных групп. Выяснилось, что женщины более склонны заботиться о других и стремятся к комфорту, а мужчины — к достижению статуса. Молодые люди чаще ориентированы на статус и игровое поведение, тогда как пожилых в большей степени волнует безопасность и комфорт.

Результаты исследования можно применять в разных областях: от рекламы до психотерапии. Например, зная мотивы, определяющие поведение разных категорий людей, маркетологи могут точнее таргетировать рекламные сообщения, а разработчики программного обеспечения — создавать более удобные приложения. В психотерапии понимание эволюционных мотивов помогает эффективнее бороться с тревожностью, находя баланс между стремлением людей к безопасности и познанию нового.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+