К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В рейтинг университетов с лучшей репутацией по версии THE вошло два российских вуза

Фото: rimufilms, Freepik
Фото: rimufilms, Freepik
В топ вузов с лучшей академической репутацией вошли Гарвардский, Оксфордский, Стэнфордский и Кембриджский университеты, а также Массачусетский технологический институт. Из российских высших учебных заведений в список попали только МГУ имени М. В. Ломоносова и МГТУ имени Н. Э. Баумана

Издание Times Higher Education опубликовало очередной рейтинг университетов с лучшей академической репутацией — в него попали 300 вузов из 38 стран. В этом году составители применили усовершенствованную методологию оценки учебных заведений, что позволило получить более объективное представление о степени их престижности.

Значение репутации вуза

Репутация университета сказывается не только на его научном статусе и влиянии на академическое сообщество, но и на финансовом благополучии. Вузы с высоким рейтингом привлекают больше иностранных студентов, готовых платить за обучение значительные суммы, получают больше грантов, спонсорских средств и денег от государства. «Репутация приносит университетам большой доход, а для отдельных британских вузов становится вопросом жизни и смерти, так как буквально определяет, выживут они или обанкротятся», — объясняет Роберт Инсалл, преподаватель компьютерного моделирования клеточных процессов из Университетского колледжа Лондона. 

Тания Родес-Тейлор, директор по коммуникациям и внешним связям Королевского колледжа Лондона, подтверждает, что место в топ-200, а тем более в топ-100 рейтинга имеет огромное значение для набора иностранных учащихся на программы бакалавриата и аспирантуры. «В некоторых странах правительство оплачивает обучение студентов за рубежом, но только при условии, что те поступают в лучшие вузы. Если университет не входит в топ-100 международных рейтингов, желающие учиться в нем не могут рассчитывать на помощь своего государства», — отмечает она.

Репутация вуза важна и для молодых ученых — аспирантов, постдоков, младших научных сотрудников. Пока они приобретают влияние в научной среде, на их профессиональные перспективы влияют два фактора: престиж университета, в котором они трудятся, и авторитет научного руководителя.

Высшие учебные заведения тратят много сил и средств на создание и поддержание академической репутации. По словам Тимоти Девинни, профессора международного бизнеса Манчестерской бизнес-школы, руководство топовых университетов предпочитает увольнять ученых, которым не удается достичь существенных высот. «Это своего рода естественный отбор. Многим он кажется несправедливым, но именно благодаря ему наука развивается, а не деградирует», — объясняет Девинни.

Методология рейтинга

Данные, необходимые для оценки вузов, собирались в ходе крупнейшего в мире опроса представителей академического сообщества. Исследование проводилось на 13 языках, к участию были приглашены 55 000 ученых, ведущих научную и исследовательскую деятельность и имеющих публикации.

В этом году рейтинг составлялся по обновленной методологии. Если раньше для ранжирования университетов использовался один критерий — доля голосов, отданных за вуз, от общего количества проголосовавших — то сейчас к нему прибавились еще два: результаты парного сравнения и разнообразие голосующих.

  • Количество голосов (вес 60%). Респондентов просили назвать до 15 университетов, которые, по их мнению, сильны в исследованиях (30%) и до 15 вузов, которые ведут выдающуюся образовательную работу (30%). Система подсчета голосов была изменена на кумулятивную, чтобы сделать сравнение университетов более наглядным. Кроме того, был введен лимит на голосование за свой вуз — не более 10% от общего числа голосов для каждого университета.
  • Результаты парного сравнения (вес 20%). Участникам опроса высылали список из пяти связанных с их деятельностью вузов и просили ранжировать эти учебные заведения по качеству научной (10%) и образовательной (10%) работы. Полученные ответы позволили аналитикам узнать мнение представителей научного сообщества не только о ведущих университетах с мировым именем, но и о других, менее известных.
  • Разнообразие голосующих (вес 20%). В ходе исследования ученые заполняли анкеты, в которых указывали область своих научных интересов и страну, где они работают. Собранная информация учитывалась при подсчете баллов. Университетам, получившим голоса — как за научную деятельность (10%), так и за учебную (10%) — представителей большего количества стран и предметных областей, присваивалось большее количество баллов.

Итоги рейтинга

Вузом с наилучшей репутацией в мире вновь оказался Гарвардский университет — он сохраняет лидирующую позицию уже 14 лет подряд. Гарвард получил максимальное количество баллов по критериям «результаты парного сравнивания» и «разнообразие голосующих».

Второе место разделили Массачусетский технологический институт и Оксфордский университет. Оксфорд, последние девять лет возглавляющий глобальный рейтинг вузов Times Higher Education, впервые за 10 лет так высоко поднялся в списке университетов с лучшей академической репутацией: в прошлом рейтинге, который вышел в 2023 году, вуз был четвертым.

Следующее место вновь заняли два вуза — Стэнфордский и Кембриджский университеты. За ними следуют Калифорнийский университет в Беркли, Принстонский университет, китайский Университет Цинхуа, Йельский и Токийский университеты. Примечательно, что Токийский университет, замыкающий топ-10, в глобальном рейтинге лучших университетов мира находится лишь на 28-й позиции.

В этом году в топ-50 впервые пробились Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана (Германия, 41-е место), Левенский католический университет (Бельгия, 45-е место), Сорбоннский университет (Франция, 46-е место), Мельбурнский университет (Австралия, 47-е место), Гонконгский университет (Гонконг, 49-е место) и Манчестерский университет (Великобритания, 50-е место).

В топ-100 первый раз попали Университет Хельсинки (Финляндия, 81-е место) и Университет Нового Южного Уэльса (Австралия, 97-е место). Свою репутацию улучшили также Йоркский (Великобритания), Стокгольмский (Швеция) и Амстердамский свободный (Нидерланды) университеты: они переместились из категории 176–200 в группу 101–150.

В списке представлены вузы четырех новых для рейтинга стран: Чили (Папский католический университет Чили, 201–300-е место), Малайзии (Малайский университет, 201–300-е), Польши (Варшавский и Ягеллонский университеты, 201–300-е) и Португалии (Лиссабонский университет и Университет Порту, 151–200-е).

Количество российских вузов в списке в этом году сократилось: если в прошлом рейтинге их было шесть, то в этом — всего два. Из перечня пропали Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт (МФТИ), Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Два оставшихся вуза сдали позиции: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова опустился с 34-го места на 83-е, а Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана сместился из группы 61–70 в 201–300.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+