Российские студенты рассказали о целях и критериях выбора дополнительного образования

Аналитики VK Education изучили взгляды молодежи на дополнительное образование: узнали, какие его направления пользуются наибольшим спросом, какие обучающие подходы и форматы наиболее популярны и насколько тяжело справляться с двойной нагрузкой студентам, которые посещают курсы и факультативы параллельно с основной учебой. Исследование (есть в распоряжении Forbes Education) проводилось среди 1200 студентов и выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений.
Большинство опрошенных молодых людей (60%) в данный момент проходят дополнительные курсы: 21% — на факультативах в своем вузе или колледже, 39% — за его пределами. 36% пока не решили, требуется ли им допобразование в 2025 году.
Цели обучения и критерии выбора программ
Главной целью, с которой респонденты записываются на какие-либо курсы, стало желание устроиться после обучения на работу или стажировку — об этом сообщили 39% респондентов. Среди тех, кто собирается после получения диплома сменить специальность, доля преследующих эту цель оказалась выше — 58% (против 35% планирующих работать по профессии и 31% неопределившихся). 33% опрошенных учатся, чтобы углубить знания, полученные в вузе или колледже, 22% хотят освоить новые навыки и расширить компетенции.
При выборе программы большинство респондентов (71%) отталкивается от карьерных перспектив, которые она перед ними открывает. Также для многих (70%) важно, включает ли в себя курс практические задания. 67% оценивают актуальность и новизну учебного материала, 65% — востребованность направления, 59% — возможность пополнить профессиональное или творческое портфолио по итогам обучения. 56% обращают внимание на удобство графика занятий, 39% — на присутствие в числе преподавателей практикующих экспертов.
Направления и форматы обучения
Наиболее перспективными направлениями дополнительного обучения респонденты считают: анализ данных (62%), искусственный интеллект (61%), разработку программного обеспечения и приложений (53%), машинное обучение (50%), управление продуктом или проектом в сфере ИТ (37%), кибербезопасность (36%). Развивать гибкие навыки хотели бы 32% всех опрошенных, причем больше всего отметивших этот вариант (75%) обнаружилось среди тех, чьи специальности связаны с культурой, искусством и творчеством, меньше всего — среди получающих образование в области технических (27%), а также точных и естественных (23%) наук.
Опрос показал, что молодым людям нравятся современные обучающие форматы и новые подходы к процессу преподавания. Образовательные программы с элементами геймификации привлекают 55% респондентов, хакатоны и интенсивы — 52%, симуляции реальных задач — 50%. По 45% считают достойными внимания образовательные квесты и сюжетные игры, а также микрокурсы продолжительностью до 10 минут. 34% готовы попробовать свои силы в интерактивных кейс-чемпионатах. Многих интересует обучение в метавселенной (24%) и виртуальной/дополненной реальности (20%).
Сложности с дополнительным образованием
Почти каждый третий респондент (29%) признается, что ему непросто совмещать дополнительные занятия с основной учебой — тяжелее всего эта задача дается аспирантам (67%).
Каждому четвертому участнику исследования (21%) не хватает мотивации — чаще всего на ее недостаток жалуются студенты средних специальных учебных заведений (35%). 13% сообщают, что им сложно самостоятельно выбрать подходящую образовательную программу.
Только 17% респондентов не испытывают никаких трудностей с прохождением дополнительного обучения параллельно с основным.
