Как перевести образовательную программу корпоративного университета в онлайн

Внедрение онлайн-форматов выгодно корпоративным университетам: оно позволяет снизить финансовые затраты за счет экономии на логистике и многократного использования подготовленных курсов; создать удобную среду для сотрудников, которые могут учиться в любое время из любой точки мира, не отвлекаясь надолго от рабочего процесса; обеспечить персональный подход к обучению и быстрое обновление образовательного контента; сформировать культуру непрерывного образования, позитивно влияющую на мотивацию и лояльность персонала.
Между тем перевод образовательных программ в цифровой формат требует решения нескольких фундаментальных вопросов. Как использовать в онлайне материалы очного обучения, чтобы они не утратили релевантность и полезность? Как сохранить атмосферу очного занятия? Как удержать внимание слушателей? Рассказываем, каких принципов необходимо придерживаться, чтобы обеспечить высокое качество онлайн-образования в корпоративных университетах.
Цель — удержать внимание слушателей
Микрообучение. Люди все чаще испытывают трудности с концентрацией внимания. Более того, как показывают многочисленные исследования, при обучении онлайн сложно долго фокусироваться на одном предмете или одной теме. Поэтому при переводе образовательных программ в цифровую среду имеет смысл создавать небольшие видео, содержащие ключевые фрагменты очных занятий: они позволят студенту не упустить главное, а преподавателю — акцентировать внимание на необходимых деталях.
Поскольку в среднем человек способен концентрироваться на одной задаче около 20 минут, по прошествии этого времени стоит делать перерывы. На таком принципе основывается, например, так называемый метод помидора: работа разбивается на 25-минутные интервалы с пятиминутными промежутками между ними. После двух часов работы делается более длительный перерыв — от 15 до 30 минут.
Разнообразие. Для удержания внимания студентов полезно поочередно использовать доступные форматы: видео, синхронизированные с презентациями, лонгриды, чек-листы и т. д. Во время занятия стоит чередовать разные виды деятельности: сначала читать, потом обсуждать, затем действовать. Информацию лучше преподносить небольшими блоками и контролировать усвоение материала после каждого из них.
Разнообразие форматов дает слушателям возможность выбрать наиболее подходящий вариант обучения. Например, некоторые много времени проводят в разъездах — для них лучшим решением будет аудиоформат и адаптация курсов для мобильного приложения.
Цель — обеспечить качество образовательного процесса
Дедлайны. Перед стартом курса важно максимально подробно описать учебную нагрузку сотрудников и график обучения. Это поможет слушателям избежать стресса от надвигающихся дедлайнов и составить собственный план работы. Для прохождения тем и выполнения заданий важно устанавливать реалистичные сроки с учетом загруженности сотрудников, чтобы предотвращать выгорание от перенапряжения. Слишком длинные сроки устанавливать не стоит: они создают иллюзию большого количества свободного времени, что зачастую приводит к сдаче домашних заданий в последний момент или просрочке дедлайнов.
Контроль усвоения знаний. После прохождения каждой темы необходимо проводить тестирование, чтобы убедиться, что слушатели все поняли. Это дает учащимся ощущение взаимодействия с университетом, помогает им лучше усваивать информацию, а также самостоятельно проверять себя и закреплять пройденный материал, не дожидаясь обратной связи от преподавателя. Авторам учебной программы, в свою очередь, это дает возможность принимать оперативные решения по улучшению контента.
Обратная связь. Создать атмосферу очного обучения можно, позволив слушателям вести диалог с представителями университета. Анализ мнений учащихся, прошедших определенные темы и модули, ответы преподавателей и рекомендации, выданные студентам по результатам выполненных тестов и заданий, помогают скорректировать образовательный процесс и повысить его эффективность. Онлайн-формат дает возможность оперативно отвечать на запросы слушателей и быстро тестировать нововведения. А асинхронная коммуникация позволяет учащимся обдумывать свои вопросы и в некоторых случаях самостоятельно находить ответы. Это способствует развитию навыков самообучения у сотрудников и снимает дополнительную нагрузку с преподавателей.
Статистика. Будет полезно, если после каждого занятия сотрудники смогут заполнять на онлайн-платформе анкеты и оценивать пользу изученных материалов. Каждый модуль может завершаться тестированием с выставлением итогового балла. Регулярно отслеживая статистику и показатели эффективности обучения, а также анализируя собранные данные, можно понять, отстают ли онлайн-слушатели от очных, и при необходимости корректировать подачу материала.
Цель — обеспечить удобство образовательного процесса
Дизайн. Визуальное оформление курсов — один из самых важных элементов подготовки материалов. Дизайн должен быть максимально функциональным и единообразным, не отвлекающим от содержания. Это означает, что курс лучше оформить в едином стиле, навигацию сделать простой и понятной, а выводы — четкими и акцентированными.
В некоторых случаях можно использовать элементы игрового обучения — но делать это нужно осторожно. С одной стороны, геймификация способствует погружению учащихся в образовательный процесс, с другой — может отвлечь от ключевой информации, особенно в объемных программах. Обилие персонажей и усложненная игровая механика перегружают слушателей, и они ждут продолжения «сериала», а не учатся новому.
Онлайн-база знаний. Исследование СберУниверситета показывает, что один из главных факторов сохранения мотивации участников корпоративного обучения — поддержка с помощью полезных материалов и рекомендаций. Важность сохранения доступа к контенту после завершения обучения отметили 86% респондентов. Спрос на дистанционное обучение обусловлен прежде всего тем, что при необходимости можно возвращаться к материалам, перечитывать их и использовать в работе. В онлайн-формате они уже обработаны и структурированы, что позволяет быстро искать ответы на возникающие вопросы.
Платформы и инструменты. Сервис для публикации курсов должен быть функциональным и удобным как для студентов, так и для организаторов обучения. Не стоит использовать большое количество площадок. Слушатели должны фокусироваться на контенте, а не на поиске ресурсов, на которых он содержится.
Хорошая образовательная платформа сочетает в себе базу материалов, инструменты для создания курсов и образовательных траекторий, календарь мероприятий, чат со студентами, всесторонние отчеты для детального анализа процесса обучения. Кроме того, платформа должна предоставлять технические возможности для формирования интерактивного контента, а также интегрироваться с другими сервисами, например вебинарными площадками, системами прокторинга, и за счет этого объединять все инструменты в одном месте.