К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Андрей Комаров — Forbes: «Школа должна быть обращена в будущее»

Андрей Комаров
Андрей Комаров
Миллиардер Андрей Комаров инвестировал $250 млн в российское образование. В интервью Forbes Education он рассказывает, почему решил вложиться в эту сферу и как представляет себе ее развитие

Предприниматель и частный инвестор, в прошлом владелец Группы ЧТПЗ Андрей Комаров начал инвестировать в сферу образования еще в 2011 году. Тогда он запустил программу «Будущее Белой металлургии», направленную на кардинальное изменение подхода к подготовке кадров в колледжах, расположенных в регионах присутствия предприятий ЧТПЗ. На основе этой программы по инициативе и при активной поддержке Комарова в 2022 году Министерство просвещения запустило федеральный проект модернизации системы среднего профессионального образования «Профессионалитет». За 14 лет Комаров вложил в развитие СПО около $100 млн.

В круге интересов предпринимателя оказалось также общее образование. В прошлом году в Москве открылась созданная в рамках государственно-частного партнерства школа «Сколка», основателем которой стал Комаров. Частные инвестиции в проект составили более 7 млрд рублей. В планах миллиардера — строительство отдельного корпуса для начальной школы рядом с действующим зданием «Сколки», а также организация загородных всесезонных образовательных резиденций в регионах.

С 2011 года общий объем инвестиций Андрея Комарова в сферу образования достиг $250 млн.

— Почему вы инвестируете в образование? Это филантропия или практическая необходимость?

— Я верю, что развитие общества невозможно без развития системы образования. Все вложения в нее — это прежде всего инвестиции в будущее.

В 2009–2010 годах, завершая большой этап реконструкции своих предприятий, мы столкнулись с дефицитом кадров. Оказалось, что работать некому. Мы проехались по колледжам, расположенным неподалеку от заводов, и поняли: созданные в советские годы, они в том времени и остались. Среднее профессиональное образование было, мягко говоря, сильно недоинвестировано. Конечно, специалистов для нас эти учебные заведения готовить не могли.

Тогда мы решили сами заняться образованием. Изучив мировой опыт СПО, мы пришли к выводу, что нам подходит немецкая модель дуального обучения: Россия похожа на Германию по структуре и разнообразию промышленности.


Дуальное обучение — модель образования, при которой 40% учебного времени посвящено теории, а 60% — практическим занятиям. Теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на производстве. Предприятия дают заказ колледжам на конкретное число специалистов, которых нужно подготовить, а также участвуют в разработке образовательной программы и организуют обязательную практику.


Мы запустили программу «Будущее Белой металлургии», в которой нам удалось адаптировать немецкий подход к СПО. Мы опробовали эту систему в Первоуральском металлургическом колледже, и она полностью решила проблему дефицита кадров на предприятиях Группы ЧТПЗ. Затем мы внедрили программу еще в трех учебных заведениях, а впоследствии она легла в основу федерального проекта «Профессионалитет».

Учебно-производственный участок Образовательного центра программы «Будущее Белой металлургии» (ББМ). Фото предоставлено пресс-службой ББМ.

В рамках проекта «Профессионалитет» выделяются так называемые кластеры — образовательно-производственные центры, объединяющие учебные организации и предприятия. Работодатели участвуют в управлении колледжами: регулируют разработку и реализацию образовательных программ, определяют, как должны быть оснащены зоны для практической части обучения, привлекают своих работников к наставничеству на производстве. Кроме того, индустриальные партнеры участвуют в принятии решения о численности приема на конкретные направления подготовки, исходя из запроса отрасли.


— Как главный идеолог «Профессионалитета» довольны ли вы его развитием?

— Проект быстро стал успешным — во многом благодаря тому, что бизнес остро ощутил нехватку кадров. Работодатели увидели, что система СПО больше не готовит людей для их отраслей и сотрудников приходится доучивать. Все поняли, например, что сварщика за два дня не подготовишь — его надо учить почти четыре года, причем по конкретной технологии, учитывающей требования будущего работодателя.

Я не помню более масштабных примеров взаимодействия государства и бизнеса. В проекте участвуют 24 отрасли — все основные индустрии и работодатели. Это колоссальный уровень вовлеченности. Сегодня среднее профессиональное образование получают 3,8 млн человек. Из них примерно 1,5 млн — по программе «Профессионалитет», и число таких людей растет.

Что нового в этом проекте? Во-первых, отраслевой подход. Никто лучше представителей бизнеса не знает, какие специалисты им нужны. Планирование и организация обучения с учетом потребностей индустрии помогают избежать бессмысленных конфликтов между колледжами и между предприятиями. Во-вторых, участие бизнеса в управлении образованием. Есть еще один важный момент: чтобы вовлечь предприятия в проект, государство одобрило участникам программы серьезный налоговый вычет, поддержав таким образом инициативу РСПП.


С 2022 года Андрей Комаров возглавляет комитет РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации.


В выигрыше оказываются и компании, которым этот проект позволяет бороться с кадровым голодом, и государство, которое видит, как быстро достигается результат. 

Согласно государственному прогнозу, в ближайшие пять лет стране понадобится 11 млн новых работников. Уже к 2030 году разрыв между количеством выпускников системы СПО и потребностью в них в экономике составит около 1,5 млн человек. Все это говорит о масштабе проблемы, которую необходимо решать.

— Число школьников, которые после 9-го класса уходят в колледж, растет с каждым годом. Означает ли это, что высшее образование утрачивает актуальность?

— Я считаю, что нет. Действительно, сегодня 62% девятиклассников поступают в колледж, и думаю, этот показатель увеличится до 70–75%. СПО становится все более востребованным потому, что для молодых людей это кратчайший путь к независимости. Они хотят быстрее получить профессию, начать трудовую деятельность и уже тогда решить, что делать дальше: идти в вуз или продолжить работать.

Ни для кого не секрет, что в сравнении с другими странами у нас в разы больше специалистов с высшим образованием. Если взять два аналогичных предприятия, например металлургических завода, в России и за рубежом, доля работников с дипломом вуза у нас будет на порядок больше.

— Полезен ли такой высокий уровень образования населения для экономики?

— Мне кажется, такого количества людей с вузовскими дипломами не требуется. Сколько их нужно и как должна измениться система высшего образования, мне судить трудно. Но в том, что эта система — как и подход к другим ступеням образования — нуждается в переосмыслении, модернизации, новых идеях, я не сомневаюсь.

— Последние несколько лет вы развиваете систему не только среднего профессионального, но и общего образования. Почему вы решили создать школу?

— Работая над программой «Будущее Белой металлургии», мы взаимодействовали с девятиклассниками и видели проблемы современной школы. Эти проблемы молодые люди приносили с собой и в колледж.

Мы понимаем, что школа должна быть обращена в будущее. Первоклассник, который приступит к учебе в сентябре, начнет взрослую жизнь примерно в 2040 году. А что на уроках рассказывают про 2040 год? Почти ничего. Так что мы создали школу, в которой разговариваем с детьми про будущее, помогаем им строить образовательные маршруты с учетом того, как изменится индустрия к моменту их выхода на рынок труда.

В «Сколке» мы выделили четыре ключевых направления: «Биотехнологии», «Креативные индустрии», «ИТ и искусственный интеллект», «Космическая индустрия». На наш взгляд, эти отрасли в большей степени, чем другие, влияют на будущее. По каждому из направлений мы нашли партнеров — ведущие компании, которые понимают, как их сфера преобразится через 10, 15, 20 лет. Эти организации вошли в индустриальный совет школы. Их представители знакомят детей с успешными людьми — лидерами отрасли, рассказывают о стратегии развития индустрии, об образовательных треках, которые могут привести к успеху в жизни. Мы договорились, что эти компании будут проводить с нашими ребятами совместные проекты.

Атриум школы «Сколка». Фото предоставлено пресс-службой школы «СКОЛКА».

— Считается, что, поскольку мы не знаем, каким будет мир даже в краткосрочной перспективе, самое главное, что нужно развивать в детях, — адаптивность и готовность часто менять род деятельности. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Мы постоянно слышим рассуждения о том, что придется учиться всю жизнь и сто раз менять профессию. А раньше говорили: «Забудьте все, чему вас учили». Это популизм, который требует расшифровки.

Я предприниматель, мне постоянно приходится учиться. Мой род деятельности предполагает создание чего-то нового, а для этого нужны определенные компетенции. Тот, у кого их нет, должен найти профессиональных людей, получить недостающие знания, вобрать их в себя. В этой задаче нет ничего необычного: многие профессии требуют саморазвития, получения дополнительного образования. Конечно, жизнь меняется, появляются новые технологии, области знаний — но основа остается прежней. Каждому необходим набор базовых компетенций, которые можно применять в разных областях. Так что мне кажется, хорошо подготовленный по нескольким направлениям специалист всегда найдет свое место в жизни.

Компании, которые выстраивают стратегию на многие годы вперед, уже сейчас понимают, какие изменения произойдут в их области и какие практические навыки будут востребованы.

— Вы знаете, какой будет металлургическая отрасль в 2040 году?

— Думаю, да. Новых физических и химических процессов, конечно, не появится. Но изменения в отрасли безусловно произойдут. Например, комплектовать газопровод при проектировании станет гораздо проще. Надо будет лишь отметить две точки на карте, и программа подберет необходимый набор оборудования. Отрасль пока не готова к тому, чтобы в один клик реализовать такой заказ, но мы к этому идем.

Мы также знаем, что разработка некоторых месторождений потребует новых материалов и технологий. И уже сейчас понимаем, какими потребительскими и физическими свойствами эти материалы должны обладать.

Ну и конечно, скоро мы увидим безлюдные металлургические производства. В технологической цепочке будут задействованы в первую очередь инжиниринговые ИТ-компании и подразделения, которые занимаются дизайном, качеством, рынками. При этом спрос на людей, способных ремонтировать и обслуживать все это, сохранится.

— Вы сказали, что видите цель школы в том, чтобы готовить детей к будущему. Что это означает и как измерить успех такой подготовки?

— Если вы попросите тех, кто работает по специальности, поднять руку, то в любой группе людей таких окажется меньше половины. Родители стараются подготовить ребенка к ЕГЭ, нанимают репетиторов. Потом помогают устроиться в хороший вуз. Потом — на хорошую работу. А лет в 35–40 человек говорит: «Спасибо большое, а теперь я буду заниматься тем, что мне нравится».

Наша задача познакомить ребенка с индустриями, чтобы он понял — не в 40, а в 16, 17, 18 лет, — чем хочет заниматься. Даже если он выберет что-то свое, а не одну из четырех отраслей, на которых мы фокусируемся, — это будет успех.

Сегодняшние дети взрослеют медленнее и профессию выбирают позже, чем представители предыдущих поколений. Но чем раньше они это сделают, тем лучше. Очень важно не упустить годы, когда ребенок способен учиться быстро, много и всему. После 23–25 лет у него уже не будет возможности потратить столько времени на образование.

— Современная молодежь не только позже взрослеет, но и, как принято считать, радикально отличается от людей предыдущих поколений. Вы согласны с такой оценкой?

— В нашу компанию приходят молодые люди 22–25 лет, у которых было уже по шесть-семь мест работы. Иногда возникает ощущение, что это не мы устанавливаем им испытательный срок, а они нам. Они иначе, чем мы, взаимодействуют с соцсетями, технологиями, миром в целом. Им нужны другие ориентиры, они плохо воспринимают долгосрочные планы, быстро переключают внимание, болезненно воспринимают критику. Мне кажется, мы отличались от родителей меньше, чем современные дети — от нас. Но это нормально: все меняется и эволюционирует. Важно учитывать эти особенности при обучении — и тогда все будет хорошо.

— В «Сколке» преимущественно молодые преподаватели: вы сказали, что средний возраст педагогов 33 года. Значит, у вас есть возможность оценить современный уровень подготовки педагогических кадров. Насколько он соответствует потребностям сегодняшней школы?

— Нашей целью было создать школу с принципиально новым подходом к образованию. Поэтому мы определенным образом спроектировали здание, выстроили инфраструктуру и обеспечили высокий уровень оснащенности лабораторий. И, что не менее важно, подобрали квалифицированные кадры — людей, которые способны реализовывать нашу идею. Поиск компетентных педагогов был очень серьезной и непростой задачей.

Учителя играют ключевую роль в образовательном процессе, но при этом люди, работающие в школах, зачастую не обладают необходимым уровнем профессиональной подготовки. Мы привыкли обвинять в этом кого угодно: вузы, министерства, руководителей. А ведь, если задуматься, претензии нужно предъявлять обществу. Мы терпимо относимся к тому, что специалисты, которые учат наших детей, то есть влияют на их будущее, недостаточно квалифицированны. Эту ситуацию необходимо срочно менять.

— Как это можно сделать?

— Есть стереотип, что расходы на образование — это затраты. На самом деле это инвестиции, которые дадут плоды через какое-то время. Если мы все вместе —общество, государство и бизнес — сможем уделить подготовке педагогических кадров должное внимание, привлечь в эту сферу ресурсы и технологии, перестроить процесс, то Россия станет страной с лучшими в мире учителями.

У нас труд преподавателя всегда был в почете: существовали известные педагогические династии, многие шли в школу не работать, а служить. Нужно поднять эту традицию на новый уровень. За пять лет все можно изменить до неузнаваемости.

— Как бы вы описали идеального учителя?

— Это профессионал, который способен показать детям дорогу в будущее. Он получил качественное образование и готов посвятить жизнь педагогическому труду. Он владеет современными образовательными технологиями и широким кругозором, понимает, где востребованы знания по его предмету и как их можно применить на практике.

— Как вы представляете себе образовательную траекторию, подходящую для ваших детей?

— Мой подход к образованию такой же, как в «Сколке»: нужно давать детям возможность попробовать себя в разных сферах, познакомиться с большим числом отраслей и вовлеченных в них людей. Я сторонник того, чтобы у детей была свобода выбора, и не считаю, что после школы нужно сразу идти в вуз. В некоторых случаях стоит сначала получить среднее профессиональное образование, потом осмотреться и идти дальше, то есть добрать знания в университете. Безусловно, я буду делиться с детьми своим мнением, говорить с ними об образовательном пути, но давить на них так, чтобы они только в 40 лет поняли, чего хотят на самом деле, я не собираюсь.

— Разве дети не должны стать преемниками вашего бизнеса?

— Нет. У каждого своя судьба и свой путь. Я не считаю, что все шестеро детей должны стать металлургами. Одного достаточно.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+