Иллюзия инклюзии: зачем Германия строит новые спецшколы для детей с ОВЗ

Власти многих федеральных земель Германии заявили о планах увеличить количество школ для учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В одном только Северном Рейне — Вестфалии планируется построить не менее 30 учебных заведений, ориентированных исключительно на обучение детей с особыми потребностями. Так называемые фёрдершуле появятся в Эссене, Дортмунде, Кельне и т. д. Похожие проекты уже реализуются в других регионах: сразу в нескольких районах Берлина; в Сааре, где началось возведение кампуса школы имени Анны Франк стоимостью около €20 млн. В Нижней Саксонии в 2025 году открылись две подобные школы
Мнение общественников
Действия муниципальных властей вызывают резкую критику со стороны общественных организаций. По их мнению, расширение сети спецшкол лишает родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, свободы выбора между эксклюзивным и инклюзивным образованием ребенка.
Представители ассоциации Mittendrin eV, с 2006 года продвигающей инклюзивные проекты в Германии, расценивают строительство новых спецшкол прежде всего как шаг в сторону создания «цепочки пожизненной изоляции» людей с ОВЗ. Председатель ассоциации Ева-Мария Томс утверждает, что правительство намеренно пренебрегает своими обязанностями по реформированию образовательной системы: «Власти вот уже восемь лет бездействуют, прикрываясь мнимым правом родителей на выбор типа учебного заведения для ребенка. Прежде чем говорить о свободе выбора, необходимо создать достаточное количество инклюзивных школ приемлемого качества». Томс убеждена: из-за того, что правительство долгое время игнорирует развитие инклюзии, «многие средние школы утратили энтузиазм в отношении обучения детей с ограниченными возможностями».
Мнение ООН
Незрелость инклюзивного образования в Германии отмечают и международные организации. В 2023 году экспертная комиссия ООН, контролирующая соблюдение Конвенции о правах инвалидов в ратифицировавших ее странах, указала немецкой правительственной делегации на отсутствие прогресса по созданию инклюзивных школ и классов. Специалисты выразили обеспокоенность из-за препятствий, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ при попытке поступить в обычные школы и окончить их с аттестатом. Комиссия рекомендовала Германии разработать подробный план перехода от эксклюзивного образования к инклюзивному с четкими сроками, а также выделить на его реализацию достаточные ресурсы. Однако такой план до сих пор отсутствует.
Германия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2009 году, среди прочего взяв на себя обязанность внедрить принципы инклюзии в школах и обеспечить детям с особыми потребностями возможность получать инклюзивное образование по месту жительства.
По данным официальной статистики, в 2009/10 учебном году в ФРГ 388 000 детей с ОВЗ посещали специализированные учебные заведения. За десять лет число учеников спецшкол сократилось на 17% и в 2019/20 учебном году составило 325 000, а затем снова начало расти. В 2023/24 учебном году их было уже 344 000, то есть в сухом остатке всего на 11% меньше, чем в момент присоединения Германии к международной конвенции.
Коэффициент исключения (величина, которая рассчитывается как отношение числа детей с ОВЗ, посещающих специализированные учебные заведения, к общему количеству школьников в стране) в Германии — один из худших в Европе. В 2023 году он составлял 4,5%, в то время как в среднем по ЕС — 1,55%. Для сравнения: в Скандинавских странах коэффициент исключения колеблется в пределах 0,1–0,2%, а в Италии, где система среднего образования была реформирована еще в 1970-х годах, равен нулю.
Мнение Немецкого института по правам человека
Согласно отчету Немецкого института по правам человека (DIMR), который по поручению федерального парламента проводит мониторинги соблюдения Конвенции ООН о правах инвалидов в Германии, переход к инклюзивной школьной системе в стране застопорился. Более половины детей с ОВЗ (55%) продолжают учиться изолированно от сверстников, в то время как правительство оправдывает эти показатели решением родителей. Почти во всех регионах страны право семей на инклюзивное образование для детей не закреплено законодательно — исключениями стали лишь Гамбург и Бремен, города, имеющие статус федеральных земель.
Подавляющее большинство учащихся с особыми потребностями (72,7%) покидают школу, не получив аттестата. Их дальнейшие образовательные возможности ограничиваются специальными учебными программами и семинарами, что, по сути, лишает людей шанса получить нормальную работу и обрекает их на бедность.
Еще одна проблема заключается в подготовке учителей средних школ. В Германии они до сих пор не обязаны проходить дополнительное обучение и повышать квалификацию в области инклюзивного образования. А немецкие специалисты по коррекционной педагогике, по словам Бритты Шлегель, возглавляющей отдел по контролю за соблюдением Конвенции ООН о правах инвалидов DIMR, изначально нацеливаются на работу в спецшколах.
В заявлении, опубликованном в марте 2025 года, Немецкий институт по правам человека напомнил, что в спецшколах учится непропорционально много детей из социально уязвимых групп населения, в частности из малообеспеченных семей и семей мигрантов. Эксперты выразили мнение, что строительство новых школ для детей с особыми потребностями ведет к усилению сегрегации и социального неравенства. В условиях, когда новые инклюзивные учебные заведения появляются редко и спорадически, а спецшколы строятся масштабно и системно, право родителей решать, где учиться их ребенку, становится фиктивным. Реального выбора у семей нет — как и инклюзивных школ поблизости от дома.
Научный сотрудник отдела по мониторингу Конвенции ООН о правах инвалидов DIMR Катарина Хюбнер в беседе с изданием News4teacher отметила: «Сравнительно хорошо оснащенные учреждения с небольшим количеством учеников в классах кажутся родителям лучшим вариантом для их ребенка». Однако, подчеркивает Хюбнер, нельзя путать причину и следствие, оправдывая строительство новых спецшкол родительским выбором.
Мнение учителей
В июне частный институт социальных исследований и статистического анализа Forsa опубликовал результаты опроса, в котором приняли участие 2737 немецких учителей из всех регионов Германии. Согласно полученным данным, 62% педагогов положительно относятся к идее инклюзивного образования. Среди тех, кто имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, уровень поддержки оказался еще выше — 69%. Однако лишь 28% опрошенных считают, что инклюзивное образование возможно полноценно реализовать при текущем состоянии образовательной системы страны. Главными препятствиями учителя считают нехватку персонала, переполненность классов и отсутствие индивидуального подхода к учащимся. Этими факторами во многом обусловлена и коллективная позиция педагогов в отношении специализированных учебных заведений для детей с особыми потребностями. За сохранение большей части или всех таких школ выступают свыше 50 и 30% респондентов соответственно. Постепенную ликвидацию поддерживают лишь 20% учителей.
В школах, где работает большинство опрошенных, число учеников в классе не зависит от того, есть ли среди них дети с ОВЗ. Две трети педагогов рассказали, что тема инклюзивного образования не входила в план их профессиональной подготовки, более половины нигде не изучали принципы и методики работы с учениками, имеющими особые потребности. Только пятая часть учителей имеет доступ к системной поддержке со стороны школы при возникновении сложных ситуаций, остальным негде получить консультацию.
Политикой, которую проводят правительства регионов в отношении инклюзивного образования, не удовлетворены 77% педагогов. Доля тех, кто подвергает действия властей резкой критике, наиболее высока среди учителей, работающих с детьми с ОВЗ, — 44% (против 33% в целом по выборке).
Мнение независимых экспертов
Немецкий активист Рауль Краутхаузен считает, что нет необходимости массово готовить учителей к внедрению инклюзии в школах. По его мнению, утверждать, что к работе с детьми с особыми потребностями следует допускать только специально обученных педагогов — значит противоречить основополагающему принципу инклюзии. Родители детей с ОВЗ тоже, как правило, не проходят предварительного обучения, однако у них просто нет другого выхода, кроме как справляться со своей ролью.
Скептически Краутхаузен относится и к призывам усилить просветительскую работу: больше рассказывать обществу о правах людей с ограниченными возможностями, говорить на эту тему с детьми и подростками в школах. По мнению эксперта, встречи в реальной жизни гораздо эффективнее брошюр и обучающих фильмов. Бесполезно сообщать ученику начальной школы о существовании детей с ограниченными возможностями здоровья — нужно, чтобы он видел их в своем классе, а не изредка, во время экскурсии в спецшколу. А реальными эти ежедневные встречи могут стать, когда все школы будут выглядеть, как специализированные: оснащаться лифтами, раздвижными дверьми, в них появятся бассейны, рекреационные зоны и уголки для объятий. В этом случае от инклюзии выиграют все ученики — как имеющие ограничения здоровья, так и те, у кого их нет.
Иной точки зрения придерживается педагог и публицист Майкл Фельтен, автор книги Die Inklusionsfalle. Wie eine gut gemeinte Idee unser Bildungssystem ruiniert («Ловушка инклюзии: как благие намерения разрушают нашу систему образования»). Он уверен, что попытка «полной инклюзии» в Германии приведет к провалу. Фельтен утверждает, что на данный момент в большинстве инклюзивных немецких школ, за исключением небольшого количества флагманских образцово-показательных учебных заведений, царит хаос: перегруженные педагоги не уделяют достаточно внимания ни детям с ОВЗ, ни остальным ученикам.
Фельтен напоминает, что одной из главных целей присоединения Германии к Конвенции ООН о правах инвалидов было обеспечить всем равный доступ к образованию, потому что в 2009 году детей с ОВЗ зачастую просто исключали из государственных школ. И эта проблема была решена. Существование спецшкол, по мнению эксперта, никак не противоречит конвенции и не может считаться дискриминационным. В отдельных случаях они остаются единственным шансом для семей дать ребенку образование, для некоторых детей спецшкола становится промежуточным этапом, переходным к обучению в инклюзивном классе обычной школы.
Фельтен против инклюзии любой ценой. По его словам, стремиться к инклюзивному образованию следует только в том случае, если оно подходит конкретному ребенку. Он напоминает: «Детство — особый этап человеческой жизни. Его следует рассматривать не столько с точки зрения справедливости, сколько с точки зрения детской психологии».
