К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От рассвета до заката: взгляд педагогов на проблему домашних заданий

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Домашние задания составляют важную часть образовательного процесса. Однако то и дело поднимается вопрос об их полной или частичной отмене. Разбираемся, стоит ли это делать и зачем вообще нужны домашние задания в школах

Считается, что домашние задания в их нынешнем виде появились в XIX веке: их внедрил американский педагог Хорас Манн. С того времени не прекращались дискуссии о целесообразности учебной работы дома. Например, Лев Толстой в своей Яснополянской школе домашние задания не практиковал, так как считал, что они лишь портят ученикам вечер. А один из основоположников российской научной педагогики Константин Ушинский, наоборот, полагал, что работа дома — важная форма самостоятельной деятельности учеников.

Ушинскому вторят многие современные педагоги, называющие среди целей домашних заданий развитие навыков самодисциплины. Однако исследования показывают, что у учебной работы дома есть и негативные последствия. Большая нагрузка влечет за собой высокую утомляемость, нарушает режим сна и снижает физическую активность детей, из-за чего у них со временем развиваются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, органов зрения, а также нервной и психической сферы — вплоть до депрессии.

Психологи говорят, что отказ от домашних заданий может повысить интерес детей к учебе, освободить время для хобби и общения с семьей, а также снизить уровень стресса и утомляемости. Некоторые учителя также выступают за отмену домашних заданий хотя бы по отдельным предметам: лауреат конкурса «Учитель года России — 2022» Евгения Макарова, например, заявляла, что это поможет разгрузить старшеклассников. За отказ от домашних заданий ратуют и чиновники. Например, летом 2025 года спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал, что считает целесообразной отмену традиционных домашних заданий в школах, потому что в условиях развития технологий искусственного интеллекта домашняя работа зачастую «превращается в пустую трату времени».

Сейчас от домашних заданий в школах отказываются редко и, как правило, в форме эксперимента. Однако некоторые страны внедряют эту практику на государственном уровне. С апреля 2024 года обязательные домашние задания в польских школах отменили для учеников 1–8-х классов, а в будущем, возможно, отменят и для старшего звена. Мнения польской общественности, естественно, разделились: одни приветствуют решение правительства, считая, что оно позволит снизить нагрузку на детей, другие выступают против, опасаясь, что отмена домашнего задания ограничит свободу учителей в выборе методов преподавания и негативно скажется на самостоятельности и ответственности школьников.

В России споры о целесообразности домашних заданий и их объеме ведутся на разных уровнях. Однако последнее слово должно оставаться за представителями педагогического сообщества — их мнение и узнал Forbes Education.

Роль домашнего задания в образовательном процессе

По мнению экспертов, самостоятельная работа дома помогает ученикам запоминать информацию и получать новые знания, а также формирует привычку к самодисциплине.

Запоминание информации. Чтобы в памяти учащегося сохранилась полученная из какого-либо источника информация, ее необходимо активно воспринимать, повторять, контактировать с ней в разных ситуациях и время от времени пытаться вспомнить.

  • Повторение. За кратковременную память и передачу информации в кору больших полушарий, где формируется долговременная память, отвечает гиппокамп. Человек не может контролировать, какая именно информация откладывается в мозгу, но способен помочь ему зафиксировать то, что нужно. Для этого информацию нужно повторять. «За счет повторения, — объясняет нейрофизиолог, заместитель директора Центра развития карьеры и взаимодействия со студентами, специалист по проектированию образовательного опыта Анна Резникова, — формируются более устойчивые нейронные связи. Процесс можно сравнить с укатыванием проселочной дороги: если по ней часто ездят машины, она постепенно превращается в твердую трассу».
  • Вспоминание. Еще одним важным действием, влияющим на усвоение информации, считается вспоминание. Оно часто запускается при выполнении домашних заданий. «Ребенок в какой-то момент должен остаться с информацией один на один, чтобы активировать процесс вспоминания, — говорит заместитель директора Центра развития карьеры и взаимодействия со студентами, заслуженный работник образования Московской области, победитель конкурса «Учитель года России — 2015» Мария Ахапкина. — Затем ему нужно самостоятельно, без посторонней помощи поработать с темой, столкнуться с трудностями. А уже потом, с учетом этих трудностей, он может обсудить тему с учителем».
  • Активное восприятие. Информацию можно воспринимать пассивно (просто слушать) и активно — взаимодействовать с ней, выполняя разные упражнения. Активное взаимодействие ведет к интенсивной выработке дофамина, который способствует формированию нейронных связей. Пассивное восприятие, напротив, малоэффективно. «Оно вызывает меньший эмоциональный отклик у детей и, как следствие, меньшую вовлеченность в процесс обучения, — говорит Анна Резникова. — Особенно ярко это проявляется у неусидчивых детей, у которых не очень хорошо развит навык длительного удержания внимания». Выполняя домашние задания, школьники активно взаимодействуют с информацией и за счет этого лучше ее усваивают.
  • Контакт с информацией в разных средах. «Чтобы знание или навык автоматизировались, ребенку нужно сталкиваться с информацией в разных ситуациях: на уроке, дома, на любом образовательном мероприятии», — рассказывает Мария Ахапкина. Например, для практики иностранного языка необходимо постоянно пополнять лексический запас. А это происходит при взаимодействии с иностранными словами как в школе, так и дома.

Закрепление и углубление знаний. Многие виды письменных работ, заучивание правил, чтение художественной литературы нереально вместить в рамки урока. Выполняя домашние задания, школьники не только повторяют материал, но и учатся новому и при необходимости готовятся к поступлению в вуз. «Разрыв между уровнем знаний, который дает школьная программа, и уровнем, необходимым для поступления в университет, колоссальный. И отсутствие домашних заданий отнюдь не поможет его сократить», — объясняет учредитель и директор школы «Ступени» Марина Кононова.

Формирование привычки к самодисциплине. Необходимость выполнять домашние задания, самостоятельно и к определенному сроку, дисциплинирует и развивает навык саморегуляции и самоорганизации. Даже если на первых порах готовиться к урокам ребенку помогают родители, в какой-то момент распределение времени переходит под контроль школьника и он начинает работать сам. «Если не научиться самодисциплине в детстве, — убеждена Марина Ларюшкина, учитель истории высшей категории, победитель конкурса «Золотой фонд Российского образования», — потом этот навык обрести сложно».

Объем домашних заданий

Современная система образования не позволяет отработать весь материал без домашних заданий, считает психолог медиапроекта «ЧК Дети» Марианна Коротина. «Поэтому следует говорить не о том, нужны ли домашние задания, а о том, как и в каком объеме они выполняются», — утверждает она.

Многолетние дискуссии о необходимости домашних заданий привели к тому, что с сентября 2025 года начали действовать лимиты на их количество. Теперь оно измеряется временем, которое ученик должен на них тратить: час — в 1-м классе, 1,5 часа — во 2–3-х, два часа — в 4–5-х, 2,5 часа — в 6–8-х, 3,5 часа — в 9–11-х. Однако очевидно, что одну и ту же работу все выполняют с разной скоростью, поэтому введенные ограничения носят скорее номинальный характер и вопрос об объеме домашних заданий нельзя считать закрытым.

Многие эксперты убеждены, что регулировать количество домашней работы на федеральном уровне нужно минимально. «Верхняя планка должна быть для всех одинаковой, — говорит кандидат педагогических наук, председатель Совета школы «Сколка» Дмитрий Фишбейн. — Все остальное — преференция школы, которая опирается на такие критерии, как возраст учеников, комплектация класса, специфика учебного заведения».

Хотя нормы по объему домашних заданий установлены, за соответствием им никто не следит. По словам директора образовательного комплекса «Школа будущего» Алексея Голубицкого, каждый учитель считает, что задает не так много. «Есть грустная поговорка о том, что школа — это место, где выдают и проверяют домашнее задание. Это не очень хорошо», — утверждает он.

Сегодня учителя по-прежнему вольны задавать на дом больше или меньше, а также давать индивидуальные задания. «В современной России сложилось многообразие подходов, — рассказывает Марина Ларюшкина. — Если в СССР, например, учитель математики не мог задать больше трех задач, то сейчас объем домашних заданий де-факто не ограничен. Педагог всегда может сослаться, скажем, на то, что ученики должны набить руку или лучше подготовиться к ЕГЭ. И если показатели успеваемости в классе хорошие, администрация будет не против».

Объем домашней работы зачастую раздувается еще и потому, что у преподавателей разных дисциплин, работающих в одной школе, нет единого подхода к заданиям. «Один дает на дом проект, другой — десять задач вместо трех, — говорит Мария Ахапкина. — По отдельности это вроде бы и не плохо, но в совокупности домашних заданий становится слишком много, и ребенок захлебывается». Это отражается не только на состоянии ученика, но и на его подходе к учебе. «Есть такое понятие — академическая честность — рассуждает Алексей Голубицкий. — В частности, она проявляется в том, что ученик выполняет задания самостоятельно, а не скачивает решения из интернета и не списывает у одноклассников. Большие объемы заданий провоцируют на обман и развивают не академическую честность, а умение работать со смартфоном и интернетом».

Дифференцированный подход

Педагоги и руководители школ понимают, насколько остро стоит проблема домашних заданий, и ищут пути ее решения. Например, «Школа будущего» экспериментирует с подходами, регулирующими нагрузку на учеников. Во втором полугодии ученики 11-го класса не выполняют задания по предметам, по которым не планируют сдавать ЕГЭ, — при условии посещения всех уроков. На сокращение нагрузки направлено и облегчение творческих заданий: они не должны быть настолько сложными, чтобы их делали всей семьей.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что идеальный подход к составлению домашних заданий — индивидуальный. Обеспечить его сложно, поэтому имеет смысл дифференцировать задания по объему и характеру, чтобы подстроить их под особенности разных групп детей. Таким путем идут, например, в «Школе будущего». «Для отличников домашние задания у нас необязательны, — рассказывает директор школы Алексей Голубицкий. — Это не влияет на успеваемость: улучшений нет, но нет и ухудшений. Так что зачем задавать избыточное задание?» Но как только оценки ученика ухудшаются, ему вновь начинают что-то задавать.

Как показал опрос экспертов в сфере образования, дифференцированный подход определяется несколькими факторами.

Возраст учеников. В начальной школе домашних заданий должно быть мало, и они должны быть максимально простыми, рассчитанными на выполнение с родителями. В основной школе, где для детей важна коллективная самоидентификация, задания могут быть связаны с групповой работой, а в старшей — носить исследовательский характер.

Цель задания. Задания развивают разные навыки: жесткие — связанные со знаниями в конкретной предметной области, гибкие — связанные с умением решать разнообразные задачи (в число таких навыков входят, например, коммуникативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление и т. д.), навыки самоуправления и саморегуляции (умение ставить цели, определять приоритеты, планировать время). Давая задание для самостоятельной работы дома, необходимо понимать, какую цель оно преследует.

Амбиции учеников. Некоторые школьники стремятся к отличным оценкам, поэтому старательно выполняют все задания, в том числе самые сложные. А некоторые делают ровно столько, сколько нужно, чтобы не быть отчисленными. Этим категориям детей имеет смысл давать задания разного уровня. Тем, кто претендует на глубокое погружение в тему, — более сложные, тем, кто хочет ограничиться обязательным минимумом, — более простые.

Особенности и склонности учеников. Ученику, который плохо работает с текстами, но хорошо рисует, можно предложить сделать иллюстрацию. А ребенка, которому не даются монологи, попросить ответить на конкретные вопросы. Некоторые особенности учеников можно выявить с помощью психологов, поэтому в школе должна работать психологическая служба.

Взаимодействие и сотрудничество

Отдача от домашней работы могла бы существенно повыситься, если бы в разработку заданий были вовлечены все участники педагогического процесса.

Сейчас учителя почти не взаимодействуют друг с другом по вопросам домашних заданий. «Мы не знаем, что задают наши коллеги, — говорит Мария Ахапкина, — и из-за этого в школе в целом нет системы контроля количества домашних заданий». Совместная работа учителей не только исправила бы эту ситуацию, но и дала бы педагогам возможность создавать междисциплинарные задания. «Мне кажется, за ними будущее, — рассуждает Дмитрий Фишбейн. — Например, когда по одному заданию можно оценить знания по истории, географии, русскому языку и литературе, это снижает нагрузку на школьников. Кроме того, это позволяет учителям комплексно оценивать знания ребенка».

Не менее важна обратная связь от учеников и их родителей. Информация о том, как дети выполняют задания, сколько тратят на это времени, что вызывает у них сложности, а что, напротив, кажется простым, может быть невероятно ценной. В случае учеников младших классов такие сведения можно получить от родителей. «Учителя видят детей на уроках, а родители — дома, и они могут давать обратную связь, — считает психолог Марианна Коротина. — Чем младше ребенок, тем больше должно быть взаимодействия между всеми сторонами образовательного процесса».

***

Учитывая проблемы современной школы, следовать дифференцированному подходу к составлению домашних заданий непросто. Задачу усложняет и технический прогресс. «С домашними заданиями неплохо справляется искусственный интеллект, детям остается только переписать, — выводит дискуссию на новый уровень Алексей Голубицкий. — Так что по поводу домашних заданий у меня больше вопросов, чем ответов. Сложно сказать, какими они будут через год».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+