К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Частный сектор: от чего зависит заработок репетиторов в России

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Около трети российских репетиторов зарабатывают в месяц свыше 80 000 рублей. При этом две трети педагогов работают менее 20 часов в неделю. На доход специалистов их нагрузка влияет в меньшей степени, чем стоимость академического часа занятий

Если раньше индивидуальные уроки чаще были подработкой для школьных и вузовских преподавателей, а не основной формой занятости, то сейчас репетиторство нередко становится главным источником дохода педагогов. Его уровень позволяет говорить о том, что репетиторство в России становится полноценной профессией, а ее представителей смело можно отнести к среднему классу. К таким выводам пришли эксперты интернет-сервиса «Авито Услуги» и платформы для онлайн-преподавателей ProgressMe, которые в сентябре 2025 года провели совместное исследование рынка репетиторских услуг, охватившее 1717 педагогов и 10 000 заказчиков (есть в распоряжении Forbes Education).

Портрет репетитора

Около 95% педагогов, дающих частные уроки, — женщины. Самые многочисленная группа репетиторов — люди в возрасте 27–36 лет (38,3%). Второе место занимают специалисты 37–46 лет (23,7%), однако к ним вплотную подбирается молодежь 18–26 лет — на сегодняшний день ее доля составляет 23,6%. Возраст каждого десятого репетитора (9,9%) — от 47 до 56 лет. Частных преподавателей 57–66 лет оказалось 3,7%, а старше 66 лет — менее 1%.

Большая часть педагогов (34,1%) имеет стаж репетиторства от четырех до шести лет. 22,5% дают частные уроки от года до трех. Преподавателей со стажем 6–10 лет и 11–20 лет на рынке 21,3 и 14,4% соответственно, 4,3% работают свыше 20 лет. Начинающих специалистов с опытом менее года — 3,3%.

Уровень дохода репетиторов

Исследование показало, что размер месячного дохода репетиторов в меньшей степени зависит от нагрузки, чем от стоимости занятий. К примеру, в Московском регионе, где наиболее высока доля преподавателей, получающих за свои услуги в месяц от 100 000 до 200 000 рублей (18,5%), по 40 часов в неделю работают лишь 4,5% педагогов, а 70,2% трудятся меньше 20 часов. Санкт-Петербургский регион лидирует по числу репетиторов с доходом более 200 000 рублей (5,4%) и занимает второе место по количеству получающих от 100 000 до 200 000 рублей (15,5%). Однако учителей, занятых 40 часов в неделю, там еще меньше, чем в Москве, — всего 3,6%, а 66,7% работают 20 часов или меньше. В Сибири же, где больше всего репетиторов, имеющих нагрузку, равную стандартной продолжительности рабочей недели (8,1%), оказалась самая высокая доля специалистов, зарабатывающих до 30 000 рублей (30,7%). Доход от 80 000 до 100 000 рублей там имеют 13,7% преподавателей (в Москве — 16,9%, в Санкт-Петербурге — 14,3%), более 100 000 — лишь 12,9%.

Дело в том, что среди репетиторов, проживающих в Московском и Санкт-Петербургском регионах, обнаружились самые существенные доли тех, кто высоко (от 1001 до 2000 за академический час) оценивает свой труд: 53,1 и 54,8% соответственно. Более 2000 за урок берут 24,4 и 29,6% (для сравнения: в Сибирском федеральном округе — только 7,3%).

Рынок репетиторства в целом уходит от демпинга: работать за 500 и менее рублей в час готовы лишь 1,5% педагогов, за 500–700 рублей — 9,1%. Почти половина опрошенных (48,7%) оценивает час работы в 1001–2000 рублей, 17,9% — более чем в 2000 рублей.

Более трети специалистов получают в месяц более 80 000 рублей (17,1% — от 80 000 до 100 000 рублей, 13,1% — более 100 000 рублей, но менее 200 000 рублей, 3,3% — свыше 200 000 рублей). Доход 21,4% респондентов составляет 30 000 — 50 000 рублей, 20,1% — 50 000 — 70 000 рублей. Меньше 30 000 рублей в месяц зарабатывают 24,3%.

При этом две трети специалистов (67,4%) работают меньше 20 часов в неделю, 25,1% — около 30 часов и только 5,1% — 40 часов.

Результаты опроса потребителей услуг репетиторов вписываются в эту картину: более 60% семей готовы выделять на оплату уроков около 10 000 рублей в месяц. При этом жители страны чаще ищут специалиста не для разовой помощи, а для регулярной. Так, 30% нанимают преподавателя на несколько месяцев, 27% планируют заниматься с педагогом от полугода до года, а 19% — более чем год. Несколькими уроками ограничиваются лишь 17%, а одним занятием — 8%.

Онлайн или офлайн

Главным способом поиска клиентов для преподавателей остается так называемое сарафанное радио — таким образом находят учеников 49,5% педагогов. 23,6% размещают объявления на предназначенных для этого площадках, 16,1% — в социальных сетях, 5,4% — на образовательных платформах.

Абсолютное большинство репетиторов (97,2%) дают онлайн-уроки (67,8% работают только дистанционно, 29,4% — как онлайн, так и офлайн). Только 2,8% занимаются исключительно очно.

При этом 57% клиентов предпочитают уроки в офлайн-формате. Рассматривать удаленные занятия в качестве альтернативы очным согласны 43% опрошенных.

Запросы рынка

В 2025 году россияне чаще всего искали репетиторов по иностранным языкам (31%), математике (23%), программированию (16%) и русскому языку (15%). Главными факторами выбора преподавателя становились его опыт (54%) и возможность предложить удобный график и формат занятий (52%).

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+