По собственному желанию: что заставляет увольняться российских учителей

Текучка кадров — проблема для многих отраслей, но в сфере образования ее цена слишком высока. Частая смена педагогов существенно влияет на качество образования, особенно в начальной школе, где психологическая связь учеников и преподавателя очень сильна. Учителю необходимо время, чтобы узнать класс, а детям — чтобы привыкнуть к требованиям педагога. Если за год это приходится делать несколько раз, результат обучения оказывается хуже ожидаемого, а обстановка в классе становится нестабильной и тревожной.
Чтобы понять, что стоит за решением преподавателя уволиться, почему из школ уходят как опытные учителя, стаж которых исчисляется десятилетиями, так и молодые специалисты, приступившие к работе буквально несколько лет назад, профсоюз «Учитель» провел исследование (результаты есть в распоряжении Forbes Education), опросив в конце 2024/25 учебного года педагогов, уже написавших заявление об уходе или собиравшихся сделать это в ближайшее время.
Структура выборки
В опросе приняли участие 1348 человек. Чтобы получить результаты, максимально полно отражающие актуальную ситуацию, исследователи исключили из выборки тех, кто уволился ранее 2020 года, а также преподавателей колледжей, работников дошкольного и дополнительного образования.
В получившемся массиве данных остались анкеты 1050 респондентов, 100% которых в последние пять лет работали в учреждениях общего образования или приравненных к ним коррекционных школах и кадетских классах. 47% участников опроса уволились в 2020–2024 годах, 46% ушли или собирались уйти в 2025 году (большинство педагогов прекращают трудовые отношения в июле или августе, а опрос завершился 15 июня), 1% — в 2026 году, 6% планировали написать заявление об уходе, но не знали точно, когда именно.
Большинство опрошенных (96%) работали в государственных школах, 4% — в частных. 90% занимали преподавательские должности, 4% — руководящие (директора, замдиректора, заведующего филиалом), остальные — позиции педагога-психолога, социального педагога, тьютора и т. д.
Шире всего в выборке представлена группа респондентов в возрасте 40–49 лет (28%). Педагогов 30–39 лет и 50–59 лет среди участников опроса оказалось 25,3 и 22,8% соответственно, специалистов старшего возраста (60 лет и больше) — 16,1%, молодежи до 30 лет — 7,8%.
Мотивы увольнения
Как показало исследование, главной причиной увольнения педагогов становится низкая заработная плата — ее отметили 69,6% участников опроса. Уровень дохода чаще влияет на решение об уходе наиболее опытных учителей (79,3% респондентов старше 60 лет).
Необходимость имитировать работу («рисовать» отчеты, оставлять сообщения в «Сферуме», проходить фиктивные курсы) заставляет задуматься об увольнении 61,2% педагогов, причем людей старшего возраста реже, чем остальных (соответственно 59,6 и 53,7% учителей 50–59 лет и старше 60 лет против 61,5–64,3% других групп респондентов).
Высокая нагрузка и дополнительные обязанности побуждают уйти из школы 58,2% работников. Этот фактор наиболее существен для молодых (63,4 и 60,1% респондентов 30–39 лет и до 30 лет соответственно) и не столь важен для опытных педагогов (37,8% учителей старше 60 лет).
От бесконечных нововведений и бессмысленных требований устали 56% опрошенных, но молодежь — в меньшей степени (фактор оказался значимым для 45% респондентов до 30 лет).
Неуважение со стороны непосредственного руководства чаще беспокоит начинающих сотрудников (54,4%), чем самых опытных (30,5%). В целом по выборке этот вариант ответа отметили 48%. Непочтительное отношение к профессии учителя в обществе, наоборот, больше волнует представителей старшего поколения (57,3% респондентов от 60 лет против 45,3% в среднем).
Среди других причин увольнения популярны: выгорание и отсутствие мотивации (38,8%), отсутствие защиты в конфликтах с учениками и их родителями (24,4%). 14,4% сообщили, что уход с работы связан с ухудшением здоровья, 7,5% считают, что преподавание их предмета сопряжено со слишком большим количеством ограничений, у 5,5% изменились семейные обстоятельства.
Мотивы увольнения участников исследования
Мотивы увольнения в разных возрастных группах
Причины текучки
Участники исследования также имели возможность развернуто ответить на вопрос о том, почему, по их мнению, из школ уходят учителя. Здесь также с большим отрывом лидировали жалобы на низкую оплату труда и высокую нагрузку, но высказывались и другие претензии.
Многие опрошенные утверждают, что в педагогической среде процветает психологическое насилие («Натравливание одних учителей на других», «Буллинг со стороны администрации», «Тяжелая психологическая атмосфера», «Травля со стороны директора, его замов и приближенных», «Постоянный прессинг», «Моббинг», «Токсичный коллектив») и нет достойных условий труда («Плохое оснащение учебного кабинета», «Нет компьютеров, а электронный журнал надо заполнять», «Кабинеты не оборудованы, приходится печатать дома», «Отсутствие места для приема пищи», «Нет материалов и среды для обучения»).
Значительная часть педагогов считает, что школы теряют кадры из-за постоянных реформ, необходимость которых сомнительна («Отсутствие объективного анализа состояния системы образования, на основании которого необходимо проводить изменения», «Ежегодное переписывание рабочих программ», «Бессмысленные нововведения», «Бесконечные новые стандарты», «Каждый год новые предметы, новое расписание, новые указания», «Реформы только снижают реальное качество образования»).
Еще один остро стоящий вопрос — необходимость работать с детьми с ОВЗ без поддержки профильных специалистов («В классе из 30 человек до 10 с особенностями развития, а учитель один», «Инклюзия: по закону декларируется многое, по факту обеспечить такие возможности нереально в условиях массовой школы», «Отсутствие адекватной продуманной модели психологической помощи и реальной методической помощи», «За детей с ОВЗ нет доплаты»).
Встречались жалобы на «фиктивную цифровизацию», коррупцию («Кумовство», «Родственники или приближенные к директору не просто учителя, а занимают еще какую-либо должность», «Директорам школ дали слишком много полномочий, они распределяют стимулирующие выплаты, исходя из своих симпатий и антипатий»), а также необходимость постоянно выполнять поручения, не связанные с педагогической работой: от перестановки парт и уборки после капитального ремонта до принудительной регистрации на сторонних сайтах и публикации постановочных фото.
Как отмечает Ольга Мирясова, социолог, оргсекретарь профсоюза «Учитель», результаты исследования обнажают ключевую системную проблему: «Зачастую из школы увольняются именно учителя с большим опытом, инициативные, уверенные в себе, адаптированные к экономическим реалиям, поскольку им не так уж сложно найти другую работу. Они говорят об отсутствии уважения к профессии учителя, которое проявляется среди прочего в неограниченном объеме поручений, нередко кажущихся бессмысленными, постоянных нововведениях, инициированных Минпросвещения, которые заставляют перестраивать школьную жизнь. Буквально пару лет назад педагогов обязывали регистрироваться в «Сферуме», теперь — в национальном мессенджере Max, до этого ежегодно менялась система ведения электронного журнала. Учителей нередко воспринимают как заведомо зависимых и послушных бюджетников, которых можно использовать в качестве массовки при проведении мероприятий. Низкий доход, заставляющий увольняться педагогов всех возрастов, связан не только с недофинансированием школьного образования, но и с непрозрачным механизмом формирования заработной платы. Сейчас ее размер во многом зависит от решений «эффективных менеджеров», в критерии успешности которых не входит отсутствие текучки кадров».
Жизнь после увольнения
Уволившись из школы, чуть более четверти педагогов (26,9%) идут работать по найму в другие образовательные учреждения с лучшими условиями труда. Почти столько же (25,9%) полностью переключаются на частные уроки. 20,8% сразу меняют сферу деятельности и устраиваются в организации, не связанные со сферой образования, еще 8,8% сначала идут учиться, чтобы сменить профессию.
22,6% респондентов сообщили, что находятся в поиске другого места работы. 8,1% решили дать себе передышку и пока не трудоустраиваться и не ходить по собеседованиям. 6,9% вышли на пенсию. 3,9% поступили на курсы переподготовки, в магистратуру или в другой вуз (второе высшее), чтобы затем вернуться в сферу образования, но, возможно, на более высокие позиции.
Карьерные пути уволившихся учителей
